Смешно, но не весело

2 и 4 марта в краевом театре драмы состоялась премьера спектакля «Моя профессия – синьор из общества»

00:00, 13 марта 2012г, Культура 2732


Смешно, но не весело Фото №1

Массовый зритель знаком с этой итальянской пьесой в кинематографической версии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Сюжет основан на столкновении двух афер – одну пытается провернуть Леонида Папагатто, охотник за бутербродами, другую - Раймондо Чибор, охотник за миллионами.

Предыстория

Театр для пущего промоушена тоже решился – не на аферу, но на авантюру – и объявил среди зрителей сбор историй «об известных вам случаях мошенничества или аферизма, случившихся в вашей жизни или в жизни ваших знакомых». Что и говорить – за последнее время аферы заняли немалое место в нашей жизни и многие пали их жертвами, вспомним хотя бы МММ. Но, как ни странно, жертвы Мавроди в театр со своими историями не обращались. Рассказы, пояснила нам собиравшая их заведующая отделом рекламы Марина Стригунова, были про разных смешных аферистов. Для примера – история Галины Петровны из Барнаула: «Дело было в советские годы, когда рубль был еще деньги. У нас в подъезде давно не убирали. И тут стучит мне в дверь женщина, простецкая такая, говорит: «Давайте я буду у вас подъезд мыть. По три рубля собираю». Список у нее в руках. Только, говорит, нужно все купить - веник, ведро. Я говорю: «А ведро чего покупать?» - И дала ей свое! А женщина эта не появилась больше никогда. Зло берет: я ведь считала себя самой умной, а тут объегорила простая женщина. И не одну меня. Весь подъезд прошла. Но ведро я ей одна дала…»

Сюжет, роли и исполнители

Леонида Папагатто денег на мойку подъездов не собирает, он мошенник чуть более высокого полета, хотя тоже – не орел. Его профессия – синьор из общества: он ходит по презентациям, кушает сам, собирает еду для семьи. «Излишки» продает – нужна ведь и наличность. Его оружие – хороший костюм, представительная внешность и умение поддерживать светскую беседу. Антон Кирков, исполнитель главной роли, соответствует образу на все сто.

При такой профессии единственного кормильца то, на чем держится благополучие семьи, и волоском-то трудно назвать. Немудрено, что у Леониды всегда натянутые отношения с женой Валерией (актриса Елена Кайзер). Зато дочь Фьорелла (Ольга Буянова) любит отца без памяти. Сестра Матильда (Любовь Сорокина) живет театром (хотя она там всего лишь дежурная в театральном туалете). Есть еще сосед Антонио (Эдуард Коржов) – ему Валерия поручает продажу «добычи».

От этой тоскливой жизни Леонида решается пойти ва-банк: на одной из вечеринок он в образе полковника задружил с богатыми гостями и предложил им создать благотворительный фонд для адресной помощи разным беднягам. Первым адресом, как вы понимаете, должна стать его собственная квартира. Дело пустячное, на полчаса, объясняет семье Папагатто, и все – даже специально нанятый напрокат дедушка (актер Вадим Синицын) - играют свои роли. Но хоть тучи и ходят хмуро, золотой дождь все не льется. Да тут еще прибегает перепуганный Никола, сын одной из спонсорш графини Илоны Чибор (Елена Кегелева). Никола, оказывается, по небрежности пальнул в слугу Алессандро и тот убит! Мальчика надо спрятать! У Папагатто новый план: «Спрячем его здесь!» - он же понимает, что такая услуга будет дорого стоить. Графиня согласна, и Папагатто только позже понимает, что сам стал заложником своего плана – вместо дельца на полчаса получилась затяжная история, а ему и домой нельзя, и деньги, выделяемые графиней, текут мимо, да еще и мужем Валерии графиня считает соседа Антонио, который хоть и конфузится, а по кошачей морде видно – своего не упустит. Эта сюжетная линия – случайно сложившийся любовный треугольник – в спектакле вышла, пожалуй, ярче других благодаря игре Эдуарда Коржова и Антона Киркова. От Киркова-Папагатто, кажется, искры летят, так он ревнует, а Коржов виртуозно играет человека, который, как известный басенный осел, разрывается между несколькими стогами сразу: ему надо и деньги мимо себя не пропустить, и общую игру не разрушить, да и на Валерию он давно глаз положил - а тут такой шанс!

Но это еще не все: Алессандро, оказывается, не убит, а все это подстроил Раймондо Чибор, племянник графини, чтобы свести Николу с ума и получить теткины деньги! Раймондо Чибора играет Юрий Рябцев, совсем недавно блиставший в мюзикле «Калина красная» (теперь – «Блудный сын»). Если кому казалось, что образ Егора Горе прирос к Рябцеву как кожа, то сходите на «Синьора из общества» и вы увидите, что Рябцев меняет кожу как перчатки. Раймондо в его исполнении – это еще один, противоположный, полюс мошенника – истеричный, нервный, с горящими от ужаса и постоянного ожидания провала глазами.

Что же из этого следует?

Полагаю, понятно, что у авторов почти для каждого героя есть своя маленькая сковородка. Но ведь под ней надо еще хорошенько развести огонь – а это уже дело режиссера. Однако то ли машина с дровами забуксовала, то ли постановщик Владимир Чернядев (ученик Товстоногова, когда-то возглавлявший новосибирский «Глобус», а потом уехавший в Америку и на эту постановку оттуда и выписанный) решил, что в пьесе достаточно и своего жара, только от спектакля чаще становится грустно, чем смешно.

Самая главная проблема спектакля в его узнаваемости – трущобы на сцене уж больно похожи на наши бараки, женщины измучены так же, как измучены безденежьем многие женщины в Барнауле, а у Киркова лицо такое, будто ему и в самом деле нечем завтра платить по ипотеке. Вот Фьорелла заводит на проигрывателе свою единственную пластинку. А вот Роберто, сын Леониды и Валерии, возвращается еле живой с танцевального марафона, где он пытался заработать денег – он продержался почти двое суток, а потом свалился. В 1986 году, когда на экраны вышел поставленный по этой же пьесе советский фильм «Миллион в брачной корзине», все это было смешно. А сейчас – грустно. Всех жаль, и это уже не комедия. Нет, в спектакле бывает и смешно, но не весело. А это – две большие разницы.

Вполне вероятно, что мир вокруг Папагатто должен был быть более условным – чтобы мы, зрители, отвлеклись. Или надо было совсем уж сломать комедию и сделать из нее мелодраму – чтобы смеялись и плакали. Но и комедию недоломали, и мелодраму не сделали. Видимо, режиссер Чернядев тоже почувствовал что-то, засомневался, задумался, заметался между жанрами, а спектакль уже надо сдавать – иначе трудно объяснить практически отсутствующий у спектакля финал. То, что все кончилось, зрители понимают лишь потому, что актеры начинают кланяться. На поклоны ушла и развязка – в свадебных костюмах выходят не только Никола и Фьорелла, но и Леонида и Валерия Папагатто, да еще и – прощальная шалость режиссера – Антонио и графиня Чибор. Однако во время поклонов обычно уже суматоха – кто к сцене с цветами, а кто в гардероб с номерком - и эту шутку разглядели уже не все…

 

P.S. Впрочем, говорят, что на премьере 2 марта публика хрюкала от смеха и до такой степени включилась в действие, что некоторые зрительницы кричали Киркову: «Да ты не туда пошел! Туда иди!» - так кричат дети на спектаклях героям, которым сочувствуют.

Фоторепортаж