В обратную сторону: в какую непростую ситуацию попадает герой сериала "Сансара"

19:46, 28 мая 2023г, Культура 942


В обратную сторону: в какую непростую ситуацию попадает герой сериала "Сансара" Фото №1

Как бы вы себя чувствовали, если наутро после празднования дня рождения жизнь начала выкидывать коленца, а именно – отсчитывать ваши дни в обратную сторону? Главный герой сериала «Сансара» Андрей (актер Павел Деревянко) попадает именно в такую ситуацию.

Родишься баобабом

Все восемь серий 35-летний человек пытается понять, что с ним происходит и как из этого выпутаться. Не будем пересказывать фильм, заметим только, что каждая из серий удивительно для современного сериала качественно построена. Это «коктейль» из красивых планов, динамичных сцен и юмора.

Теперь пришло время разобраться, что же такое все-таки сансара (самсара). Если отталкиваться от буддизма, то это круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Более просто об этом сказал Владимир Высоцкий в «Балладе о переселении душ»:

Пускай живешь ты дворником,

родишься вновь прорабом.

А после из прораба до министра дорастешь.

Но если туп, как дерево, – родишься баобабом.

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Родиться министром в следующей жизни, как вы понимаете, непросто, нужно потрудиться не совершать плохих поступков в прошлой жизни.

Песня Высоцкого написана в 70-е годы прошлого века. Примерно в то же время у братьев Стругацких вышла повесть «Понедельник начинается в субботу», в которой впервые прозвучал термин «контрамоция», обозначающий движение во времени в обратную сторону. Им апеллирует и герой современного фильма.

Любопытно, что и Высоцкий, и Стругацкие рассказывают о возможности переселения душ, путешествия во времени, отработке кармического долга в ироническом ключе, подчеркивая тем самым, что они атеисты и что своей судьбой человек распоряжается сам.

В повести «Понедельник начинается в субботу», нашедшей воплощение в известном советском фильме «Чародеи», авторы сосредоточены на критике чиновников от науки, а не на буддистском учении.

Мистики и лирики

В XXI веке воззрения людей изменились. Индийская философия, и в частности один из ее главных постулатов – «очистил карму – изменил будущую жизнь» воспринимается творческими людьми как некий закон. Не зря эта идея находит множество воплощений в песнях, фильмах, картинах.

В 2011 году вышел документальный философский фильм известного режиссера Рона Фрике «Самса́ра». Картина собрала на международных фестивалях огромное количество призов. Проросли мистические зерна и на российской почве.

Когда меня не станет – я буду петь голосами

Моих детей и голосами их детей.

Нас просто меняют местами.

Таков закон сансары, круговорот людей. 

Это строчки из популярной песни Басты. Он написал ее в 2017 году.

Через два года записал клип при участии звезд: Антона Завьялова, Скриптонита, SunSay, Александра Ф. Скляра, Сергея Бобунца и Дианы Арбениной. За месяц его посмотрело 68 млн людей.

В 2020 году песня прозвучала в фильме «Лед»-2, а затем стала лейтмотивом в фильме «Сансара».

На сайтах, рекламирующих фильм, нет пояснений, стала ли песня Басты поводом для написания сценария, но такой ход применяется современными сценаристами довольно часто.

Автора материала, конечно, заботит не это. Хочется найти ответ на другой вопрос. Почему люди XXI века так подвержены влиянию индийской философии, мистицизма? Возможно, наше столетие – это время быстрых решений. Человеку некогда долго размышлять над проблемой. Ему нужно действовать, и, вероятно, чтобы как-то примириться с этим, ему необходима вера в то, что потом, когда-нибудь, возможно исправить какие-то свои ошибки, принесшие вред другим людям.

Образы меняются

Погрузившись в философские изыскания, мы совершенно забыли про образ обыкновенного человека, который создали в фильме режиссеры Мария Агранович и Сергей Коротаев. А также сценарист Савва Минаев. Герой, с которым приключилась необыкновенная история, считает себя самым что ни на есть обыкновенным человеком, поэтому и удивляется, почему его бог наказал? Он ведь как все. Ну да, совести нет, с друзьями и близкими, а также с коллегами и малознакомыми людьми поступает по-свински. Ну это же все так делают, потому что прежде всего в мире потребления нужно думать о своем благополучии и выгоде. Размышления Андрея, не испытывающего внутренних терзаний ни по одному из перечисленных пунктов, явно поданы в картине с иронией. Перцу придает внутренним исканиям персонажа тот факт, что он работник банка, который принимает решения по потребительским кредитам.

Постепенно Андрей все-таки начинает испытывать угрызения совести и пытаться все исправить. Список его кармических грехов широк. Он редко видится с матерью, не приходит поддержать друга на Битву магов, не берет на работу девушку в депрессии, не одобряет кредит отцу семейства, при этом помогает обогащаться по левым паспортам темным личностям. Как только он исправляет одну ошибку, тут же вспоминает еще несколько. Финал фильма остается открытым в соответствии с индийской философией, ибо нет предела совершенству.

А у автора материала в связи с этим возник еще один вопрос. Неужели, чтобы человек перестал быть эгоистом, время должно повернуться вспять?

Фоторепортаж