Вписаны в историю края

09:00, 13 октября 2023г, Новости партнеров 949 erid:2VtzqwE9cyh


Вписаны в историю края Фото №1
Вписаны в историю края Фото №2
Вписаны в историю края Миниатюра №3
Вписаны в историю края Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

Первый вуз Алтая – педагогический – в этом году отмечает 90-летие олимпиадами, фестивалями, новыми изданиями и множеством студенческих и научных мероприятий.

Внушительная дата совпала с Годом педагога и наставника, объявленным в России. Но ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко уверена, что случайностей не бывает, а главный подарок вуза – его собственные результаты.

– Наша красивая дата вписана в историю Алтайского края, мы даже чуть постарше региона: он был образован в 1937-м, а Барнаульский учительский институт с 1933 года готовил кадры, в основном для сельских школ, – рассказывает Ирина Рудольфовна. – Это тяжелый период становления советской власти, и в городе учителей еще худо-бедно хватало, а в селах был высочайший уровень безграмотности. А наборы тогда у нас были маленькие – всего по 40–50 студентов…

Вкладываться в кадры

Сегодня, в совершенно другую эпоху, с сельскими территориями у вуза по-прежнему особые отношения. Ректор напоминает о проекте «Сельский тренер»: в 2020-м, когда летние оздоровительные лагеря не работали из-за пандемии, многие дети были предоставлены сами себе, сильно вырос травматизм. И тогда разъехавшиеся по домам студенты АлтГПУ в 20 муниципалитетах края начали работать с ребятишками на каникулах – эта история продолжается до сих пор.

– Еще один важный проект – длительная педагогическая практика, когда студенты старших курсов во время учебного года уезжают работать в сельские малокомплектные школы, – говорит Ирина Лазаренко. – Сейчас у нас даже конкурс среди желающих, потому что, помимо погружения в профессию, они получают дополнительную стипендию имени Щекотинского, первого ректора нашего института, и зарплату.

Хотя когда к нам обращается руководитель комитета по образованию и просит студента на длительную практику, я всегда поднимаю документы по целевой подготовке. И если вижу, что в последние пять лет из этого района не было ни одного студента по целевому набору, то отказываю. Это значит, что кадровой политикой в районе не занимаются – в нее нужно вкладываться. Был случай, когда я приехала проведать студентку на длительной практике и обнаружила, что городской девочке даже не привезли дров, не отремонтировали печку!

Но есть и другие примеры: в Алейском районе приехавшему студенту выделили пустующую избу, принесли посуду, матрас, одеяло, продукты на первое время. А все четыре учителя, работающие в местной школе, сделали уборку и накрыли на стол! Неудивительно, что парень так и остался там работать. А однажды я приехала в Заринский район перед Новым годом, чтобы встретиться с главой муниципалитета, а местные жители решили, что я хочу забрать нашего студента, который на длительной практике преподавал физкультуру. И дети пришли просить меня не увозить его, потому что он же вел у них все дополнительное образование, секции.

Масштабно, но по-семейному

– В этом году вуз провел уже десятый всероссийский форум «Молодой учитель. Формула успеха». Почему он оказался востребован?

– Есть понятие «молодой педагог»: это когда он работает в школе первые три года. Если раньше отвечал только за себя, то теперь ему дают класс, а еще он преподает свой предмет в других классах. Возникает сразу много ответственности, и нужно как-то адаптироваться в этой ситуации. Мы хотели поддержать молодых педагогов на этом этапе консультациями, курсами. Помочь им увидеть их затруднения и выстроить сопровождение. Что особенно сложно – работать с детьми, с родителями? Провести классный час? Сходить в поход? В течение года мы выявляем такие трудности, а потом составляем программу форума.

Например, как сейчас организовать трудовое воспитание, если дети у нас не моют полы и стулья не переворачивают? Как начать волонтерские проекты? Как учителям технологии или истории включить в свои уроки новое программное обеспечение и оборудование?

В этом году на наш форум приехали педагоги из Самары, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Томска, Республики Алтай, Кемеровской области, Бурятии и из более 60 районов края. Все было очень масштабно, но по-семейному – так только мы умеем. Два дня участники форума разрабатывали проекты, которые потом увезли в свои школы. Но все эти идеи сейчас выставлены на нашей методической платформе, и ими можно пользоваться.

– Сейчас говорят, что сопровождение педагога нужно начинать не с получения им диплома, а еще до поступления в вуз…

– Мне кажется, профильные классы – одна из причин высоких конкурсов в педагогические университеты в последние два года. В прошлом году мы вошли в тройку самых востребованных направлений подготовки, а в этом году заняли второе место.

Сейчас в крае будет работать примерно 70 психолого-педагогических классов, в 2024-м должно быть 112, как постоянно действующих на базе школ, так и в дистанционном формате, и даже на базе нашего университета. А мы посмотрим, какая форма более результативна. Основная цель – настраивать школьников на профессию учителя с девятого класса, хотя мы пошли дальше и начинаем работать с седьмыми.

Больше того, в этом году на базе технопарка вуза прошли три профильные смены «Пятая четверть», где со школьниками, а это были в основном учащиеся начальных классов, работали наши студенты и преподаватели, это тоже такая форма ранней профориентации.

«Вовлекаем в орбиту»

Нашу беседу на пару минут прерывает срочный звонок директора одной из пяти российско-таджикских школ, открытых 1 сентября прошлого года по специальному межправительственному соглашению двух стран. Организационно-методическое сопровождение тогда было возложено на АлтГПУ. Как объяснила Ирина Лазаренко, сегодня речь там идет уже об открытии дошкольных групп и педагогического колледжа, куда можно будет поступить после 9 класса.

– Сейчас это мой любимый проект, которым я очень горжусь, – признается ректор. – Был февраль, когда мы приняли школу на нулевом цикле строительства, а 1 сентября ее уже должны были открывать в присутствии президентов двух стран. Школы расположены в Душанбе, Турсунзаде, на севере – в Худжанде – и на юге – в Бохтаре и Кулябе. Каждая рассчитана на 1224 человека, имеет два бассейна, спортивное ядро, футбольное поле и актовый зал на 450 мест. Я сама ездила выбирать мебель. Мы разрабатывали всю нормативную базу и учебный план в ситуации, когда на смену старым российским образовательным стандартам приходили новые. А еще нужно было набрать классы, с первого по восьмой, и сформировать педагогический коллектив…

– И вы продолжаете курировать их работу?

– Более половины преподавателей и сотрудников нашего университета уже посетили Таджикистан с образовательной, консультативной миссией. Чтобы вы понимали, сейчас там есть корейские, японские школы, даже «Школа Гарри Поттера». Но они берут большие деньги, а наши – бесплатны: бассейн, кружки, питание в начальных классах. А главное, высокий уровень образования.

С этого года мы в Таджикистане каждый месяц проводим единый методический день, причем не только для «наших» пяти школ, но и для еще более двухсот, где преподают русский язык или на русском языке. Вовлекаем их в нашу орбиту. А на днях прошло совещание, открывающее новый этап сотрудничества с Таджикистаном: Россия там будет строить «Сириус» – образовательный центр, аналогичный сочинскому, и наш вуз снова будет обеспечивать организационно-методическое сопровождение.

– Абитуриентов оттуда ждете?

– Конечно!

Реклама. ФГБОУ ВО «АлтГПУ» . ИНН 2221014125.

Фоторепортаж