Высший пилотаж

18:45, 20 февраля 2015г, Общество 3145


Высший пилотаж Фото №1

Командующий Военно-воздушными силами России Виктор Бондарев начинал карьеру на Алтае, где восемь лет учил осваивать небо курсантов лётного училища.

Воздушная стихия

В детстве Виктор любил наблюдать за пируэтами, которые выписывали в небе курсанты Борисоглебского лётного училища. Рядом с его родным селом Новобогородицким Воронежской области, где 7 декабря 1959 года родился будущий главком ВВС, располагалась так называемая пилотажная зона Бутурлиновского учебного аэродрома училища.

Однако до поры до времени мальчика увлекало другое пространство – вовсе не небесное, а морское. В мечтах он преодолевал океаны, боролся со штормами, посещал диковинные страны. Недаром после окончания восьмого класса Виктор поступил в Ростовское речное училище. Но когда узнал, что его выпускники обречены плавать только по Дону, попросту сбежал домой.

Сельский паренёк окончил среднюю школу и в 1977 году поступил в то самое Борисоглебское высшее военное училище лётчиков, самолётами которого любовался с детства. Образно говоря, предпочёл морской стихии воздушную.

На встрече с воспитанниками Барнаульской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, состоявшейся 23 января 2015 года,  Виктор Бондарев рассказал, что первый раз поднялся в небо, будучи курсантом лётного училища. До этого ни разу не летал даже на «кукурузнике» – Ан-2. Помнит и имя-отчество лётчика-инструктора – Валерия Александровича, который был старше курсанта всего лишь на четыре года. А в первом самостоятельном полёте на Л-29 полполёта кричал от переполнявшего его чувства радости, остальное время спешно решал, как бы не разбиться при посадке.

По словам главкома ВВС, «один человек в самолёте равен полку пехоты. А одна ракета может поразить авианосец». Недаром, отвечая на вопрос будущих авиаторов, доволен ли он избранной профессией, Бондарев воскликнул: «Что может быть лучше?! Лучше лётной профессии ничего нет!»

О том, каким он был в пору учёбы в лётном училище, мне рассказал его друг, с которым они вместе служили в учебном взводе в Борисоглебске, и соратник по службе на Алтае Олимджон Баронов, известный в лётных кругах как Джон, Олег или Барон. Он был самым маленьким во взводе по росту. Да и с учёбой у этого таджикского юноши, родившегося в глухом памирском кишлаке и плохо знавшего русский язык, были большие проблемы. Бондарев же являлся заместителем командира 2-го учебного взвода и, по словам Олимджона, очень хорошо помогал ему с усвоением, особенно специальных дисциплин: самолётовождения, конструкции и эксплуатации авиационных двигателей, аэродинамики… Так получилось, что и после окончания училища в 1981 году они вновь оказались вместе – в Барнаульском лётном училище. В том году на Алтай прибыла большая группа выпускников Борисоглебского лётного – 57 человек. В том числе 15 из них – в 44-й учебный авиационный полк училища на станцию Калманка.

В 44-м учебном авиаполку

Спустя 34 года на встречу с главкомом ВВС Виктором Бондаревым, которая состоялась 24 января 2015 года в барнаульском музее «Город», пришло лишь четыре его однокурсника. И несколько десятков бывших коллег, ветеранов Барнаульского лётного училища. Кое-кого Виктор Николаевич узнал, едва вошёл в зал: «Как будто совсем недавно встречались с вами. Вот Перминов Иван Семёнович сидит. Штурман Алексей Попов. Вон Виктор Бритов, Сергей Ющенко».

Виктор Николаевич прослужил на станции Калманка восемь лет, где прошёл все служебные ступеньки от лётчика-инструктора до командира эскадрильи.

В конце 1980 годов в тех местах полёты курсантов и инструкторов лётного училища были очень интенсивными. Через каждые восемь минут нахождения в воздухе – посадка. За день один самолёт делал до 30 таких рейсов. Кроме бетонной взлётной полосы на станции Калманка полк имел полевые аэродромы в Алейском и Зональном районах. Особенно трудно было работать на этих грунтовых полосах. Самолёты поднимали из-под колёс клубы пыли, да так, что на лицах пилотов блестели лишь глаза и зубы.

Война нашла его сама

Малоизвестный факт: во время службы в Барнаульском лётном училище Виктор Николаевич трижды подавал рапорт с просьбой направить его в Афганистан. Однако ему отказывали. Хотя в некоторых печатных изданиях и на сайтах, в том числе в «Википедии», без каких-либо ссылок утверждают, что он воевал в этой горной стране.

Почему Бондарев просился воевать? Его дед и дядя в Великую Отечественную войну погибли под Ленинградом. И он хотел себя испытать. Но война нашла его сама.

В 1989 году, когда советские войска были выведены из Афганистана, Виктор Николаевич завершил службу на Алтае и поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. После её окончания в 1992 году вновь оказался в родной Воронежской области, где когда-то постигал азы лётной службы. Служил старшим штурманом, командиром эскадрильи Борисоглебского учебного центра подготовки лётного состава. Через несколько месяцев учебный полк стал штурмовым. Так и осуществилась мечта Бондарева стать боевым лётчиком. Он был командиром эскадрильи, заместителем командира авиационной части, а с сентября 1996 года по октябрь 2000-го являлся её командиром.

Лётчики полка вели воздушную разведку, уничтожали объекты военного назначения, склады оружия и боеприпасов, переправы, личный состав и авиацию противника, обеспечивали авиационную поддержку сухопутных войск.

Основным боевым самолётом 899-го полка был штурмовик Су-25. При всех его достоинствах это дневной воздушный корабль, лишённый сложных обзорно-прицельных систем. А разведка в лучшем случае давала примерные координаты зенитных средств противника, да и то не всех. В этой ситуации лётчику приходилось полагаться в основном на своё зрение.

Точечная работа

Полковнику Виктору Бондареву присвоили высшую награду нашей страны 21 апреля 2000 года. В Указе президента страны говорится, что звания Героя Российской Федерации он удостоен «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни». В документах о его участии в боевых действиях написано кратко: «…лётчик-снайпер. Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25. Общий налёт более 2500 часов. Допущен к полётам днём и ночью в любых метеоусловиях».

Его друзья-однополчане в один голос твердят, что у них вообще не принято говорить о военной работе. «Только если сам расскажет, а он – молчит», – разводят они руками.

Во время посещения им Барнаула 23-24 января 2015 года собеседники генерал-полковника как минимум дважды касались этой темы. Вот ответы Бондарева  дословно: «Лучше награждать за освоение новой техники, чем за участие в боевых действиях», «Я три раза был в командировках в Чечне. Не хочу, чтобы всё повторилось. Лучше служить в мирных условиях. Больше всего во время боевых действий страдают простые мирные жители: дети, старики… Мы получали награды за лётную работу. Старались делать её точечно. И это получалось... Сегодня у России есть всё, чтобы развиваться мирно».

Об одном боевом эпизоде Виктор Николаевич всё-таки как-то поведал журналистам. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев в районе Шароя самолёт его ведомого был подбит. Полковник Бондарев спас боевого товарища, подавив зенитные средства противника, и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика, чем обеспечил ему возможность выхода из зоны обстрела.

В Интернете опубликовано упоминание ещё об одном сюжете с участием Бондарева, но без указания года: «Декабрь. Самолёт неизвестного типа сбит огнём с земли в районе Шатоя. Пилот Виктор Бондарев катапультировался и спасён».

Известно также, что в первой чеченской войне Виктор Бондарев совершил свыше ста боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований, во второй – более трёхсот. А главное, за что ему благодарны семьи подчинённых, – за это время он не потерял ни одного лётчика!

Встречи с однополчанами

Сказать, что в военной карьере Бондарева, который с 6 мая 2012 года является главнокомандующим Военно-воздушными силами России, всё шло уж очень гладко, пожалуй, нельзя. Однако до звания полковника шёл с опережением. Но в полковниках ходил восемь лет, хотя служил уже на генеральских должностях комдива и некоторое время – замкомандующего армией. Главнокомандующим Военно-воздушными войсками стал, когда на погонах было всего лишь по одной звезде генерал-майора. Но следующее звание присвоили буквально через три месяца после этого назначения, а генерал-полковника – ещё через два года, в августе 2014-го.

Хотя, в общем-то, Виктор Николаевич по воинским меркам рано проявил себя как ответственный командир. Уже в 26 лет стал комэском. Значит, начал принимать самостоятельные решения. Причём связанные с жизнью подчинённых..

Очень примечательный факт его биографии, иллюстрирующий его отношение к службе, поведал мне его друг и однокурсник Джон Баронов: «Сколько лет он был инструктором – и ни одного курсанта не списал. Всех выучил. Люди же разные. Бывают курсанты плохо обучаемые, у них никак не получается летать, нормально учиться. Он со всеми возился, всех выпускал. Это тоже талант. Инструктор тем и ценен. Я ведь тоже был инструктором. И знаю, как это тяжело – научить летать. Надо быть хорошим методистом, уметь ставить себя на место курсанта. И иметь большое терпение и большую любовь к профессии».

Несколько главкомов Военно-воздушными силами России – Анатолий Корнуков, Владимир Михайлов, Виктор Бондарев вышли из инструкторов. Потому что именно в этой должности куётся командир.

Что такое боевой полк? Это 30 лётчиков. А в учебном полку шесть эскадрилий, 120 самолётов, 132 лётчика и 70-80 курсантов. Так сколько в учебном полку полков? Это же почти две авиационные дивизии! Кузница лётного и командирского опыта!

На алтайской земле ковались такие черты характера командующего Военно-воздушными силами страны Героя России Виктора Бондарева, как целеустремлённость, желание постичь неизведанное, настойчивость, решимость. Они, эти качества, очень пригодились ему в 1990 годы.

Андрей Носачев, коллега по службе на Алтае и однокурсник по учёбе в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, а ныне глава администрации Новоромановского сельсовета Калманского района, тоже знал его как очень серьёзного и перспективного офицера: «Видно было, что далеко пойдёт».

– Одно время он чуть-чуть запустил себя, – делился он со мной воспоминаниями о Бондареве. – Его вес стал приближаться к 90 килограммам. Прыгнул с парашютом – и сломал ногу. А в академии надо зачёты по физкультуре сдавать. Но нога-то у него только-только зажила.

Помню, мы вместе с ним сдавали бег на 100 метров. И я видел, как ему это было трудно делать, но он делал. На нервах.

Ещё один отставной офицер – Юрий Цирульников был командиром эскадрильи, в то время как лейтенант Бондарев только начинал службу на станции Калманка. Но, как считает Юрий Алексеевич, уже тогда было видно, что молодой офицер далеко пойдёт. Потому что ответственно относился к службе. Много работал с курсантами и над самосовершенствованием. И тут, по словам Цирульникова, «Бондареву не было равных – он пахал».

Майор в отставке Владимир Чикильдик, служивший пропагандистом 44-го полка, хорошо знал Виктора Николаевича в 1984-1987 годах. В ту пору будущий главком был старшим лётчиком и командиром звена во второй эскадрилье. Он остался в памяти однополчан как офицер, обладавший ярко выраженными командирскими качествами. Мог убедительно говорить. И ещё убедительнее действовать.

А у Геннадия Топчиёва, в ту пору командира 5-й эскадрильи, Виктор Бондарев в течение года был заместителем. И эти два офицера, кажется, в декабре 1987-го – январе 1988 года организовали обучение курсантов 3 курса в зимний период на лагерном аэродроме в Алейске. Впервые в истории училища, а возможно, всех военно-учебных заведений страны. А зима-то была суровая. Но курсанты летали с энтузиазмом. Они, так же как и офицеры, с честью выдержали эти суровые испытания.

На мой вопрос, почему Бондарев дослужился до звания генерал-полковника, а Топчиёв лишь до подполковника, Геннадий Степанович пояснил, что имел проблемы со здоровьем, вот служебная карьера и пресеклась.

Контакты однополчан – бывших военнослужащих Барнаульского лётного училища возобновились в 2006-2009 годах, когда Виктор Николаевич служил в командовании 14-й воздушной армии в Новосибирске. Просто однажды Олимджону Баронову сообщили, что его разыскивает генерал Бондарев. А уже через неделю группа алтайских друзей встречала его у нового моста через Обь в Барнауле. Побывали, конечно, на станции Калманка, повспоминали о службе-дружбе. Говорили о многом. И о том, как здорово, что авиация наконец-то «выходит из штопора». Что у молодых офицеров есть возможность летать: нет полка, где бы за плечами лейтенантов было меньше 60 часов налёта. Как когда-то и в Калманском полку, где будущий главком ВВС крепко встал на крыло, куда привёз молодую жену Ирину Борисовну и где у них родились сыновья Максим и Виталий.

Удивительные факты сохранения дружеских, тёплых, я бы сказал, братских отношений рассказали мне его однополчане. Например, Иван Манзюк, который поныне живёт на станции Калманка, являясь комендантом того самого аэродрома, где начинал летать лейтенант Бондарев, летом 2014 года был гостем у своего бывшего сослуживца. Причём званым гостем. Целую неделю прожил в Москве в одном из пансионатов ВВС. Конечно, время для общения старым друзьям приходилось буквально выкраивать. Но сам факт того, что генерал-полковник сам ищет общения с прапорщиком, говорит о многом!

Фоторепортаж