«Вызываем, отвечайте…». Рассказываем о работе телефонисток

09:08, 28 мая 2019г, Общество 2487


1
1

В рамках проекта «Утраченные профессии» рассказываем о работе телефонисток.

«Барнаул, двенадцатый. Заказ принят, ожидайте», - десятки тысяч раз произнесла за время своей работы телефонистки Тамара Савчинская.

Изначально АТС Барнаула была всего на 700 номеров. «Эти 700 номеров заводились на специальные коммутаторы. Когда звонил абонент, загоралась лампочка. Абонент говорил номер, я брала шнур и включала. Все переставляли вручную», - вспоминает ветеран.

У телефонистки были свои обязанности. Отвечая абоненту, она должна была сообщить свой служебный номер. У Савчинской был номер 12. Телефонистка должна была принять заказ и сказать: «Заказ принят, ожидайте». Если связь была междугородняя, телефонистка говорила: Время начала заказа и время разговора записывали.

Сразу вспоминаются слова из песни Владимира Высоцкого:

«Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное 07.
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен – дома!
А, вот уже ответили… Ну, здравствуй, – это я!..»

Мужчин забраковали

Американка Эмма Миллс Натт в 1878 году стала первой телефонной «барышней», и она должна была заменить грубых, скандальных мужчин, которые до нее работали телефонистами. Молодые люди не отличались особым тактом и терпением, грубили, подшучивали над клиентами. Им на смену пришла Эмма и ее сестра Стелла. Так началась женская эпоха в телефонном деле. Девушка должна была быть из хорошей семьи, стрессоустойчива, иметь приятный голос, крепкое здоровье и рост, который позволял дотягиваться до верха коммутатора. Афроамериканкам и еврейкам путь в «барышни» был закрыт.

Крепкое здоровье телефонисткам требовалась не просто так, их работа была довольно тяжелой: число номеров постоянно росло, а соединение в среднем осуществлялось за 8 секунд — за это время телефонистка должна была принять вызов, сопоставить, в какое именно из доступных абонентских гнезд втыкать шнур, и, собственно, произвести соединение.

Рабочий день телефонисток продолжался 10-11 часов, трудились они по шесть дней в неделю. За час барышне приходилось подключать до 600 звонков

От Морзе к Бодо

В Барнауле преемницей Эммы и Стеллы стала Тамара Савчинская (Зыкова). Она работала телеграфисткой, а позже и телефонисткой местной связи. 17-летней девчушкой вместе с подругой Тоней она приехала в Барнаул в 1956 году. Девочки хотели работать на Меланжевом комбинате, потому что там принимали несовершеннолетних.

«Мы остановились здесь у моей родственницы. Она, когда узнала, что мы собираемся на БМК, стала нас отговаривать: мол, там тяжелая работа. И предложила устроиться в дистанцию связи. Мы с Тонькой решили сходить туда. Ей предложили быть почтальонкой (потому что уже было 18 лет), а мне – рабочей по уборке помещения. Я согласилась, а Тоня ушла на БМК», - рассказывает моя собеседница.

Из-за возраста молодая Тамара работала 6 часов в день. В первые дни ей рассказали об обязанностях и показали, что нужно делать. В течение двух лет она следила за чистотой аппаратуры. И когда ей исполнилось 19 лет, ее перевели на должность телефонистки местной связи. Позже перевели на междугороднюю связь. Станция Барнаула была небольшая, поэтому междугородних связей было мало. Всех совершеннолетних отправляли в Томский железнодорожный техникум. Она училась на проводной связи.

Начала она работать в цехе телеграфно-телефонной станции. В основном там работали мужчины.

Использовали аппарат Морзе. Это был электрический телеграф. В основе был электромагнит, рычаг в виде коромысла и часовой механизм для протягивания бумажной ленты, на которой оставляются рычагом условные знаки. Электромагнит при пропускании через него тока притягивает к себе железный стерженек, находящийся на конце рычага; другое плечо рычага при этом подымается и придавливает стальное острие на его конце к бумажной ленте, которая непрерывно передвигается над ним посредством часового механизма, так писались точки и тире.

Затем Тамару перевели на аппарат Бодо. Он был более усовершенствованным.

На аппарате Бодо было работать легче, там даже клавиши были интереснее. Это был телеграфный аппарат многократного действия, который имел возможность передавать по одному проводу два и более сообщения в одну сторону. Дальнейшие модификации конструкции стартстопного телеграфного аппарата, предложенного Бодо, привели к созданию телепринтеров (телетайпов). В честь Бодо была названа единица скорости передачи информации — бод.

Здесь уже работали в основном девушки. А когда станция стала расширяться, телеграф стал работать сам по себе, и АТС стал работать отдельно.

«Все другое стало»

«Телефонистка сидит за коммутатором, на ней - наушник, на груди - микрофон. Принимает звонки, переключает абонента. Работа была не тяжелая, главное – быстрота и оперативность. Следовало вежливо и быстро ответить. Были случаи, когда звонили и кричали, мол, заказ сделали, а вы якобы там сидите и ничего не делаете. В этом случае мы предлагали обращаться к старшей, которая смотрела время заказа, и сама уже разбиралась с абонентом. Из сложностей было, пожалуй, только круглосуточное дежурство. Спать совсем нельзя было, ведь нас ночью проверяли. Зато после дежурства мы отдыхали 48 часов», - вспоминает Савчинская.

На должность телефонистки брали только девушек. Они должны были иметь хороший голос и дикцию. Каждый год в дистанции связи сдавали экзамены для повышения квалификации. Начальство задавало вопросы касаемо работы: для чего нужна связь, как обслуживать абонентов и так далее. Главная задача телефонистки – четко, правильно и быстро отвечать на вопросы.

«Мы сдавали на разряды. Сначала были разряды местной связи, потом уже стали и междугородней связи. Я была телефонисткой 2 класса междугородней связи, потом дошла до монтера связи 5 разряда цеха АТС, затем стала электромехаником телеграфа второй группы. Кстати, на междугородней связи телефонистки сидели не на одном, а на разных коммутаторах. Например, есть девушка, которая сидит на Рубцовске. Я принимаю заказ и ей передаю его. Отмечаю время, а та соединяет уже абонента и тоже отмечает время. Время записывали, потому что абонент мог сказать, что он давал заявку, а его не соединили. Но, как правило, такое бывало редко», - говорит она.

Со временем стали появляться автоматы, номеронабиратели. Телефонистки стали вставлять штекер, им говорили номер, и они его набирали. На свой город были отдельные линии. АТР стала уже на 900 номеров, потом на 1200. Станция стала координатной. А сейчас уже все цифровое. Но там все равно есть человек, следящий за работой. Профессия телефонистки считается сейчас устаревшей.

Но Тамара Савчинская категорически не согласна: «Я считаю, что профессия не устарела, только все другое стало. И сейчас есть телефонистки, только их не так много, как нас было. И все сейчас через компьютер делают, а не как мы вручную переставляли. У нас на работе только и слышно было: «Барнаул, номер такой-то», «Барнаул, номер такой-то». Сейчас такого уже, конечно, нет».

Коллектив был внимательный, не было криков и ругани. Каждый знал свою работу и выполнял ее. Также было много плюсов. Например, раз в год можно было бесплатно съездить куда-нибудь на поезде. Тем, кто имел частные дома, давали уголь и дрова. И, конечно, ж/д поликлиника, в которую бабушка ходит до сих пор.

«Я 38 лет проработала в дистанции связи. И вспоминаю всех с огромной благодарностью. Мне можно было работать еще, но решила уйти. Ведь появились внуки, и я стала бабушкой», - говорит, улыбаясь, Тамара Петровна.

Во время нашего разговора ей  позвонила подруга и коллега Галя. Моя собеседница взяла трубку:

-  Алло! Это Тома, двенадцатая!

Дарья САВЧИНСКАЯ

 
Фоторепортаж