Жительница Алтайского края занялась бизнесом, чтобы иметь деньги на благотворительность

08:49, 18 декабря 2021г, Общество 1800


Жительница Алтайского края занялась бизнесом, чтобы иметь деньги на благотворительность Фото №1
Жительница Алтайского края занялась бизнесом, чтобы иметь деньги на благотворительность Фото №2
Жительница Алтайского края занялась бизнесом, чтобы иметь деньги на благотворительность Миниатюра №3
Жительница Алтайского края занялась бизнесом, чтобы иметь деньги на благотворительность Миниатюра №3

Учредитель компании «Участие» Зоя Боброва занялась бизнесом, чтобы иметь средства на благотворительность. И даже свой франчайзинговый проект «Живая птица Алтая» она рассматривает как помощь селянам в поиске средств к существованию. 

Хотела отдать долги

Бизнесом они с мужем занялись в середине 90-х. До того супруг был директором совхоза «Новоберёзовский» Первомайского района, а Зоя Георгиевна работала директором Дома культуры в Первомайском. Оба известные люди, депутаты районного совета.

Но в семью пришла беда: заболела старшая дочь раком крови и, несмотря на все усилия врачей и родных, умерла. После этой трагедии Бобровы решили посвятить себя бизнесу, чтобы на вырученные средства помогать больным детям.

На вопрос, что послужило мотивом такого решения, предпринимательница отвечает: «Дочь болела, когда в стране были тяжелые времена – начало 1990-х. Людям пенсию не платили, зарплату задерживали, а земляки нам несли деньги на лечение, а потом на похороны и памятник. Нам помогал весь район. Я хотела отдать долг, потому что люди несли последнее».

Бобровы открыли благотворительный фонд «Участие». И неслучайно так назвали. Им хотелось участвовать в жизни людей, которым было тяжело. Они отправляли средства в фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», поддерживали детский театр «Канителинка», оплачивали операцию ребенку на головном мозге. Барнаульской городской больнице № 6 приобрели сейфы для наркотиков. Это позволило открыть паллиативное отделение, помочь умирающим старикам безболезненно уходить из жизни.

Начало дела

И когда в 1996 году они решили заняться бизнесом, то подумали, что очень востребованными в селе могут быть молоденькие куры, которых можно вырастить на подножном корме и получать яйца и мясо. И почему бы не заняться реализацией живой птицы, тем более что Зоя Георгиевна разбиралась в птицеводстве?

«У меня родители работали на свердловской птицефабрике, а мы, дети, им помогали, – вспоминает предпринимательница. – У меня даже есть документ, что работала сортировщицей яиц, поэтому я с молодости была знакома с проблемами птицеводства. Мы обратились к директору птицефабрики «Молодёжная» Михаилу Макаровичу Сироте, который жил по соседству. Он поддержал это предложение, тем более что со сбытом у фабрики были проблемы».

Сирота предоставил им в аренду грузовик, в который установили контейнер с клетками. И Бобровы везли на рынок взрослых кур, молодок, цыплят и с успехом их продавали в Новоалтайске, Залесово, Заринске. Покупатели их ждали каждый день, так как в продаже практически не было породистой живой птицы.

Бизнес шел почти круглогодично. В феврале селяне покупали молодых несушек, чтобы они к Пасхе начали нести яйца. С апреля по июнь хорошо расходилась вся птица. Июль-август продавали молодых уток, которые успевали до осени набрать вес. А осенью реализовывали взрослых гусей, уток и бройлеров на забой.

На пике развития

Со временем предпринимательница построила инкубатор мощностью 10 тысяч птенцов в день. Передавали цыплят на подращивание фермерам, а потом эту птицу продавали населению.

Постепенно число партнеров у Бобровых расширялось. Гусей и уток для них выращивала компания из Камня-на-Оби «Птицевод и К», бройлеров закупали на Новоеловской птицефабрике, а молодых кур везли с племзавода «Знаменский», что под Уфой.

Торговля шла в Новосибирской, Томской, Омской областях, четыре года работали в Казахстане по программе слияния приграничных территорий.

На пике развития у Бобровых было задействовано на развозе птиц 20 машин. Но со временем часть работников решили создать собственный бизнес и отпочковались.

«Вначале мы обижались, но потом поняли, что зря, – рассуждает Зоя Георгиевна. – Теперь мы это воспринимаем, как если бы дети выросли, встали на ноги и улетели из родительского гнезда. Пусть они нас считают конкурентами, недолюбливают, как это обычно бывает, но в душе, думаю, люди должны быть благодарны, что мы их научили этому бизнесу. В результате они развиваются, кормят свои семьи».

Сегодня

Выращивание цыплят оказалось очень хлопотным и дорогим занятием, поэтому в 2017 году Бобровы продали свой инкубатор птицефабрике «Молодёжная», а в сезон оборудование для высиживания птенцов они арендуют на других птицефабриках.

Сейчас Бобровы закупают взрослую птицу на Алтае, молодых кур под Уфой – и везут их в те районы края, где не ведут бизнес их бывшие работники, а также в Новосибирскую, Томскую области, Курган и Екатеринбург. Часть реализуют самостоятельно, а часть продают предпринимателям. Обычно это владельцы частных подворий, где есть загон для временного содержания птиц. И уже те на своем транспорте развозят кур, уток и гусей по селам.

Птицу в деревнях выращивают в основном старики. Но они не в состоянии нанять машину, чтобы приехать в райцентр или город на ярмарку, закупить кур да еще и довезти их до дома без потерь. А когда началась эпидемия коронавируса, то пенсионеры и вовсе перестали ездить на рынок. Поэтому Бобровы решили привозить своим клиентам птиц до крыльца, не беря с них денег за доставку. Они дают соответствующее объявление в районных газетах: «Доставка живой птицы до порога. Ждем ваши заявки с адресами». А потом переписываются с клиентами в «Одноклассниках».

Тем самым «Участие» избавляется от недобросовестных конкурентов,  решает проблемы покупателей и сокращает время реализации живого товара, не давая птице войти в стресс. Теперь водители, работающие в «Участии», обязаны не просто отдать бабушке кур, а убедиться, что для них есть теплый сарай. И если требуется, то и утеплить курятник, и обеспечить их на первое время кормом.

После того как началась доставка, сбыт увеличился. Если раньше машину кур продавали за неделю, то сейчас – за два дня, правда затраты на бензин выросли.

Благодаря длительному и надежному сотрудничеству с птицефабриками Бобровым удается закупать кур-несушек по 70 рублей. А конечным потребителям они достаются по 200 рублей. Разница уходит на то, чтобы оправдать затраты на транспортировку, заплатить заработную плату водителям, налоги. Немного себе и на благотворительность оставить.

Франшиза

С годами Зоя Георгиевна стала замечать, что наемные водители работают без особого энтузиазма, автомобили не берегут, а если сломался в пути, то могут и бросить его вместе с птицей на дороге. Предпринимательница пришла к выводу, что на машине должен работать собственник, получивший этот бизнес по франшизе. И она в прошлом году обратилась в Центр поддержки предпринимательства Алтайского фонда МСП с просьбой разработать ей договор коммерческой концессии. Что и было сделано.

Суть этой схемы в том, что франчайзи-предприниматель, желающий торговать под брендом «Живая птица Алтая», должен иметь свой автомобиль или взять его в аренду у Зои Бобровой. Она расскажет, как оборудовать транспортное средство для перевозки птицы, поможет оформить документы. На 120 тысяч рублей предприниматель должен закупить кур-несушек из расчета 150 рублей за штуку. И можно отправляться в села торговать по заранее полученным адресам, не забывая раз в месяц выплачивать владельцу франшизы роялти в размере 10 тысяч рублей.

Это небольшие деньги. Но компания «Участие» еще заработает на разнице между той ценой, по которой закупала птицу и продала за минусом своих затрат. И франчайзи не останется внакладе, если продаст курицу за 200 рублей.

За год существования франшизы ее удалось продать предпринимателям из Кургана, Екатеринбурга. Зоя Боброва ведет переговоры об этом с бизнесменами из Тюмени и Томска.

Директор Алтайского фонда МСП Антон Слободчиков считает, что франчайзинг в аграрном секторе может стать одной из перспективных форм кооперации. «Это отличная идея для стартапа, ведь, основываясь на анализе рынка и финансовой части франчайзинговой модели, можно быть уверенным, что вложения в этот бизнес окупятся за два месяца», – уверен чиновник.

Зоя Боброва пропагандирует новую форму сотрудничества, так как в случае развития франчайзинговый сети компания «Участие» не потеряет свой доход, но снимет с ее директора головную боль по оперативному управлению продажами. С другой стороны, с помощью франшизы можно помочь молодым деревенским семьям, которые отчаялись, пытаясь найти работу в селе. А торгуя птицей, они смогут нормально зарабатывать и, возможно, тоже займутся благотворительностью,  хотя бы в своем селе.

Кстати

Фонд «Участие» продолжает свою благотворительную деятельность. Недавно за свой счет Бобровы отремонтировали обелиск, поставили памятник погибшим воинам на Мефодиевском кладбище в Новороссийске.

Фото автора

Фоторепортаж