О совершении нотариальных действий органами местного самоуправления

Согласно положений действующего законодательства наряду с нотариусами на совершение некоторых нотариальных действий уполномочены должностные лица местного самоуправления. Согласно статьям 1 и 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 к их числу относятся глава местной администрации поселения, специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления.


Необходимость дополнительного обеспечения нотариальными услугами обусловлена своевременным оказанием нотариальных услуг сельским жителям, которым не требуется выезжать за пределы своего населенного пункта в районный центр к нотариусу, а также значительной разницей в стоимости услуг, оказываемых органами местного самоуправления и нотариусами, занимающимися частной практикой, поскольку должностные лица муниципалитетов не взимают какой-либо дополнительной платы за составление проектов документов и выполнение технической работы.


Компетенция должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий значительно меньше компетенции нотариусов.


Обратившись в местную администрацию, лица, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, могут получить следующие нотариальные действия:



  • удостоверить доверенность, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;

  • засвидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

  • засвидетельствовать подлинность подписи на документах;

  • удостоверить сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • удостоверить факт нахождения гражданина в живых;

  • удостоверить тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

  • удостоверить факт нахождения гражданина в определенном месте;

  • удостоверить тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

  • удостоверить время предъявления документов;

  • удостоверить равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

  • удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

 Также должностное лицо администрации сельсовета вправе принять меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлять им.


 Управление Минюста России по Алтайскому краю (далее - Управление) осуществляет учет сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лицах местного самоуправления на совершение нотариальных действий.


В настоящее время на территории Алтайского края из 643 администраций сельских поселений 59 муниципальных районов приняла полномочия на осуществление нотариальных действий 281 администрация сельсовета из 35 районов.


 По результатам проведенного Управлением обобщения деятельности органов местного самоуправления сельских поселений Алтайского края, осуществлявших нотариальную деятельность, в 2019 году уполномоченными лицами органов местного самоуправления совершено 7 817 нотариальных действий.


Ежегодно самыми востребованными видами нотариальных действий являются: удостоверение доверенностей, свидетельствование верности копий документов или выписок из них и свидетельствование подлинности подписи на документе. Так, в истекшем году удостоверено доверенностей – 5 243, засвидетельствована верность копий документов – 1 352, засвидетельствована подлинность подписи на документах – 1 106.


 Сведения о должностных лицах местного самоуправления, наделенных правом совершения нотариальных действий, размещены на официальном сайте Управления в сети Интернет в разделе «Сведения о должностных лицах органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия».


 По телефону Управления (3852) 35-43-98 можно получить дополнительную информацию по вопросам совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами сельских поселений.

Новости партнеров
Фоторепортаж