ТАЛАНТЫ ТАЛАНТОВОЙ

ЕЕ ПРОФЕССИЯ – СТРОИТЕЛЬ, УВЛЕЧЕНИЕ – НАУКА, ПРИЗВАНИЕ – УЧИТЕЛЬ

00:00, 11 июня 2010г, Общество 2001


ТАЛАНТЫ ТАЛАНТОВОЙ Фото №1

Беседа с доцентом кафедры строительных конструкций Алтайского государственного технического университета Кларой Талантовой.

– Клара Васильевна, женщина – строитель, кандидат технических наук… Как вы пришли в профессию?

– Очень просто. После окончания восьмого класса выбрала самое красивое здание на Ленинском проспекте и подала документы в Барнаульский строительный техникум. В БСТ профессии учили замечательно. Но были и вечера поэзии, и драмкружок с ролью Горпины Дормидонтовны в «Свадьбе в Малиновке». После БСТ работала мастером на комбинате производственных предприятий в Рубцовске и… играла в народном театре.

– А потом был проектный институт «Алтайгипросельхозстрой» и постижение премудростей сметного дела.

– …И строительный факультет политехнического института, который, как показало время, стал моей судьбой.

Студенчество – золотое время… Лекции, курсовые, экзамены по полной программе. И вновь вечера поэзии, театр миниатюр СФ, агитбригады. Но вряд ли можно с чем-то сравнить третий трудовой семестр. Строили Павловскую птицефабрику – это мой первый студенческий строительный отряд. С нами делегация из Чехословакии – слушатели высшей комсомольской и партийной школ Москвы. Познакомились. Подружись. Построили! Местом дислокации следующего трудового семестра стал берег Авачинской бухты на Камчатке. Мы (50 политехников и 50 медиков) строили элеватор на берегу Тихого океана. Освоили технологию непрерывного бетонирования объекта в сейсмоопасной зоне. И влюбились в необыкновенный край с травой выше головы, горячими источниками, сопками и вулканами.

Место последнего моего студенческого отряда – Кош-Агач в Горном Алтае. Здесь мы «приводили в чувство» столовую, построенную шабашниками: укрепляли фундамент, вели отделку. С тех пор мне нравятся штукатурные работы.

Какое это было замечательное время! Мы были молоды, строили себя и школы, больницы, дороги, ЛЭП… Они и сегодня служат людям. ССО – это школа взаимовыручки, романтики и дружбы. Настоящей. «Кто шел один лесами и болотами, тот понимает, как нам нужен друг…» Это слова одной из наших любимых песен. Мы дружим и сегодня!

После окончания политеха были Ленинградский инженерно-строительный институт, аспирантура. Обширные исследования строительного композита – сталефибробетона (СФБ) – на передовом рубеже строительной науки. После защиты диссертации и по сей день преподаю в родном политехе.

Прочный, вязкий, трещиностойкий, эффективный

– Что определяет ваши научные интересы?

– Сталефибробетон и создание конструкций на его основе. Как увлеклась в ЛИСИ, так и не расстаюсь с этой темой по сей день.

Нам удалось разработать тонкостенную сталефиброжелезобетонную (СФЖБ) плиту перекрытия гражданских зданий, вес 1 м2 которой при одинаковой несущей способности в три раза меньше веса 1 м2 типовой многопустотной плиты. СФЖБ-плита прошла экспериментальные исследования. Результаты их показали, что плита может составить конкуренцию типовым решениям, поскольку снижение веса позволяет сократить расход материала, трудозатраты и при изготовлении, и при транспортировке, и при монтаже. Ее можно монтировать средствами малой механизации и даже вручную, а изготавливать прямо на стройплощадке.

Для гражданского строительства нами ведется разработка тонкостенных элементов конструкций для малоэтажных жилых домов, бунгало для проживания туристов, а цветочные вазоны из СФБ уже много лет украшают улицы и площади Барнаула. Автодорожное строительство, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, – одна из перспективных областей применения СФБ. Нами накоплен положительный опыт устройства конструкций дорожных одежд в крае. Разработанная конструкция притрассового водоотводного лотка из СФБ позволила по сравнению с типовыми решениями сократить вес одного метра лотка до 6 раз. В свое время конструкция водоотводного СФБ-лотка экспонировалась на ВДНХ СССР и была награждена серебряной медалью.

 

Внимание! Токсичные отходы

– Если сейчас уже научились хранить и перерабатывать ядерные отходы, то бытовым и токсичным промышленным отходам (ТПО), оказывающим не менее серьезный вред здоровью человека и окружающей среде, уделяется и сегодня, увы, недостаточно внимания. Проблема складирования, хранения и переработки бытовых и промышленных отходов представляет собой одну из актуальных проблем.

По степени вредного воздействия на окружающую природную среду различают пять классов отходов. Из них ТПО первого класса опасности приводят к необратимому нарушению экосистемы; ТПО второго класса опасности приводят к нарушению экосистемы, период восстановления после воздействия которых не менее 30 лет. По нормам такие отходы подлежат захоронению на специальных полигонах в контейнерах. У нас в крае его нет, ТПО вывозят на Томский полигон. Это дорогое удовольствие.

– Видимо, у вас есть свой вариант решения проблемы?

– Если не все, то попытка снизить стоимость ее решения. Мы разработали контейнер из сталефибробетона для длительного хранения и захоронения ТПО. Он представляет собой усеченный эллипсоид. Такая форма позволила, рационально используя СФБ, получить наименьшую стоимость захоронения. Сравнивали с металлическим контейнером в форме цилиндра, который применяется на Томском полигоне. Разработка СФБ-контейнера оценивается на уровне мировых стандартов.

– А где они были изготовлены?

– На Новоалтайском заводе железобетонных изделий, с которым мы успешно сотрудничаем уже много лет. Для проведения исследований потребовалось создать специальный стенд, с помощью которого удалось одновременно загрузить модель внешним сжатием и внутренним избыточным давлением. Результаты испытаний подтвердили целесообразность использования разработанного СФБ-контейнера. Для его постановки на производство и практического использования требуется поддержка руководства края.

– Что удалось реализовать из ваших разработок?

– Не так много, как хотелось бы. Совместно с коллегами и студентами из Барнаульского строительного колледжа разработали и по заказу различных организаций изготавливаем разнообразные СФБ-вазоны для цветов. Уложены участки конструкций дорожных одежд, полов. Несмотря на то, что пока область применения конструкций на основе СФБ не соответствует их потенциальным возможностям, продолжаем исследования и приближаем время, когда наши разработки займут подобающее им место.

– И вы уверены в их будущем?

– Конечно. Сейчас мы научились задавать требуемые свойства конструкциям на основе сталефибробетона. Срок службы их, как правило, больше типовых аналогов. В то же время и архитектурные, и конструктивные, и технологические возможности СФБК превышают многие известные решения. Для широкого и целесообразного использования СФБК в строительстве необходимо сформулировать принципы их проектирования и производства, пригодные для практического использования. Этим, кроме прочего, сейчас занимаемся. В этом нам тоже нужна финансовая поддержка.

И все-таки мое призвание – работа со студентами. Они сегодня, как и всегда, народ интересный, любопытный, веселый и дружный. Огорчает иногда чрезмерный прагматизм некоторых из них. Это, полагаю, влияние времени.

Ряд работ, выполненных моими учениками, стали победителями всероссийского конкурса дипломных проектов, студенты награждены дипломами и медалями Минвуза РФ. Кстати, все работы-победители были выполнены в рамках исследований конструкций на основе сталефибробетона.

Собственно, практически все исследования мы выполняем большой командой при участии студентов и аспирантов. И это очень интересно.

Виталий МАРЧУК

Фоторепортаж