Вернулся я на родину…

00:00, 22 августа 2013г, Общество 1503


Вернулся я на родину… Фото №1

Все больше выпускников педагогических вузов приезжают работать в сельские школы края.

«Два в одной»

Ельцовок в нашем крае четыре. Та, в которую ехали мы – Троицкого района, – по сравнению со своей прославленной Екатериной Савиновой тезкой гораздо меньшего размера. А вот времени на дорогу туда по ощущениям затрачено было не меньше, чем на поездку на родину звезды. Когда съехали с трассы, навстречу попалось нам всего несколько машин. В самом же селе на пути к школе увидели мы лишь несколько взрослых да пару мальчишек на велосипедах. Заметно было, что в Ельцовке каждый новый гость – событие.

А в прошлом году в село приехали сразу двое, да не в гости, а жить и работать – в Ельцовскую малокомплектную школу прибыли так необходимые ей молодые специалисты. Причем не по отдельности, а семьёй!

Знакомимся: педагоги Хаустовы. Станислав Николаевич – учитель физики и информатики, Наталья Игоревна – преподаватель русского языка и литературы. Уже год они проработали в Ельцовской школе. Оба родом из небольших сел соседнего с Троицким Целинного района, оба – выпускники Бийской педакадемии им. В.М. Шукшина. Пока Станислав служил в армии, его тогда еще невеста Наталья подыскала место работы обоим. Точнее, благодарить нужно маму нашей героини. Именно она, кстати, тоже педагог-филолог, нашла в Интернете информацию о том, что в Ельцовку требуются учителя русского языка и физики.

- Родной Целинный район рядом, – рассказывает Наталья. – Мы приехали в Ельцовку, посмотрели – и школа нам с первой минуты очень понравилась, и ее директор. Решили здесь остаться. Подъемные от губернатора тоже сыграли определенную роль. Эти деньги (по 100 тысяч рублей каждому) очень пригодились: когда получили грант, мы как раз готовились к свадьбе. Потратили часть средств на ее организацию, часть отложили на приобретение жилья.

Пока я больших трудностей не испытываю, просто опыта маловато, не хватает каких-то навыков. Но думаю, что все придет со временем. Литературой обеспечены, все необходимые технические средства имеются. На педпрактике я была в бийской школе № 1. Там, конечно, дети несколько отличаются: они как-то отчужденны, закрыты. Мои ребятишки более сплоченные, все эмоции у них на лице – сразу видно, что им нравится, что не нравится. В моем классе двенадцать детей – пять мальчиков, семь девочек. Я их люблю. Уже звонят, спрашивают, когда встретимся.

Три девочки и один мальчик учатся в одиннадцатом, классным руководителем которого является Станислав Хаустов. Кроме того, он ведет кружок информатики, отвечает за информатизацию школы, занимается ее сайтом. Условиями доволен, с гордостью демонстрирует полученное новое оборудование: набор по физике, приборы для интерактивного голосования «Прометей». Представляем, как обрадуются этому самому «Прометею» вернувшиеся с каникул ребята: с его помощью можно проверять знания всех учеников сразу, в интерактивном режиме. Весь класс можно опросить, никого не вызывая к доске. Попробуй теперь не выучить домашний параграф!

- В школе 108 учеников, в некоторых классах – 4-6 человек, в самом большом – 16, – рассказывает Станислав. – Плюс работы в малокомплектной в том, что с каждым ребенком теснее общаешься, знаешь, кто на что способен. Опыта наберешься, можно и в большие школы идти. Надеемся, что получим новое жилье – в двух программах участвуем: «Молодые специалисты» и «Молодая семья». Если будет жилье, конечно же, останемся в Ельцовке.

Супруга поддерживает Наталья:

- Лето прошло, мы подумали и решили, что останемся. Нам здесь нравится, и дети нас ждут. Трудности, которые возникают, стараемся преодолевать. Тем более мы вместе. А вместе ничего не страшно!

- Но ведь жизнь – это не только работа. Есть чем занять свой досуг? – спрашиваю молодых педагогов.

- В Ельцовке есть клуб, проводятся мероприятия и концерты. Ходим в спортзал, занимаемся в волейбольной секции. Зимой катаемся на лыжах. Муж рыбачит на озере. Очень часто ездим домой к родителям, к сестрам, – рассказывает Наталья.

Напрашиваюсь в гости к молодым. Проходим с Натальей вдоль школы и попадаем в квартиру педагогов – в том же здании. Комната, кухня, санузел. «Квартирка хоть и маленькая, – показывает Наталья, – но мы постарались сделать ее уютной. Все необходимое есть. Пока нам хватает. И за жилье мы не платим».

- Вы ведь могли остаться в Бийске?

- Многие мои однокурсники, жившие в общежитии, говорили: «Никогда не вернусь в деревню!» В городе на самом деле очень тяжело устроиться – дорогое жилье. Не хотелось бы после университета идти работать, например, в магазин, не зря же мы пять лет учились. Нужно было попробовать себя. Поехали в деревню и не пожалели об этом.

Галина Федоровна Петюшина директорствует в Ельцовской школе семнадцатый год. Всего же ей отдала двадцать лет жизни, собирается уже на пенсию.

- Уходить надо вовремя. Вот только жаль мне школу и молодых оставлять, – обнимает она Наталью Хаустову, – они такие хорошие! Есть у нас в школе династии, но семейная пара педагогов – такое в Ельцовке впервые!

Быть похожей на себя

С этой троицкой школой связана судьба руководителя системы образования района Александра Тупикина. В школе № 2 он сначала учился, затем работал. Здесь сейчас трудится его супруга, учится младшая дочь (старшая уже эту школу окончила). Проведя экскурсию по родному учебному заведению, Александр Станиславович отметил, насколько в последние годы улучшилось техническое оснащение школ района.

- Если раньше одну мультимедийную систему для школы получишь и радуешься, то сегодня практически во всех кабинетах она имеется. На мой взгляд, главное, что нам удалось переломить психологию учителя. Это оборудование ему нужно, оно действительно помогает – практически ни один урок не обходится без технической составляющей. У нас в районе нет сейчас ни одной школы, в которой бы не имелось мультимедийного оборудования, интерактивных досок. И малокомплектные от крупных в наборе необходимого оборудования не отличаются – только по его количеству.

Поведал Тупикин и о том, как в районе заботятся о закреплении молодых педагогов.

- Кадрами мы практически полностью обеспечены, – сказал он. – За последние три года в район прибыло 14 молодых специалистов. Мы выплачиваем прибывшим выпускникам по 10 тысяч рублей, помогаем с жильем. В этом году решим проблему с жильем и педагогов Хаустовых из Ельцовки.

Немаловажна не только финансовая сторона дела, но и моральная, психологическая, юридическая, педагогическая поддержка, которую мы оказываем молодым. По аналогии с краевой в районе создали Ассоциацию молодых педагогов. Раз в квартал они собираются, с ними работают юристы, занимающиеся жилищными программами, психологи. На эти встречи приглашаем и заслуженных учителей. Также по аналогии с краевым конкурсом проводим в районе «Педагогический дебют».

На мой взгляд, в последнее время престиж учительской профессии растет. Практически ежегодно я бываю на распределении выпускников Бийской педакадемии. Помню, еще лет семь-восемь назад в школу шли работать единицы. А в этом году меня поразило, что больше половины выпускников захотели работать в школе. Уверен, в селе учителя будут уважать всегда.

Троицкую среднюю школу № 2 оканчивала и Анастасия Лобко. С 1 сентября эту очаровательную девушку, выпускницу Барнаульской педакадемии, дети и коллеги станут звать Анастасией Александровной. Она будет работать в родном районе, в Петровской малокомплектной школе. А пошла Анастасия по стопам своей мамы – Елены Ивановны Лобко.

- Учителем начальных классов во второй школе я тружусь 17 лет, – рассказала Елена Ивановна. – Думаю, дочь выбрала эту профессию, потому что хорошо знала ее особенности. Она всегда интересовалась, чем я занимаюсь, как готовлюсь к урокам. Мне очень нравится возиться с детьми, я испытываю удовлетворение, когда вижу, что удается чему-то научить их, воспитать какие-то моральные качества.

Думаю, для молодых важно, чтобы были работа и возможность решить жилищную проблему. Мы уже побывали в Петровской школе. Приняли хорошо, очень доброжелательно отнеслись к нам администрация и учителя. Я думаю, что дочь вольется в коллектив. Мы с ней много разговариваем, обсуждаем рабочие моменты. Не нужно бояться трудностей, а багаж знаний у Насти, считаю, достаточный.

- Я всегда хотела вернуться домой, – продолжила Анастасия. – Но в Троицком не было вакансий, я согласилась поехать работать в Петровскую школу. Мне предложили принять участие в программе на получение единовременного пособия.

- Чем же вас так привлекает сельская школа, к тому же малокомплектная?

- Педагогическую практику я проходила в гимназии № 42 и в лицее № 122 Барнаула. Понравилось, но мне больше по душе сельская жизнь. Могла остаться в городе… Но я хотела вернуться и вернулась. И около четверти моих однокурсников поехали работать в деревню.

Возможностей в селе для молодых специалистов больше, чем в городе. В Барнауле вакансии есть, но совсем другие условия работы. В Петровке мне предложили квартиру. А что школа малокомплектная, так я смогу уделить внимание каждому ребенку: в моем четвертом классе – три девочки и мальчик. Мне нравятся сельские дети, не в обиду городским будет сказано. Они проще, отзывчивее, добрее.

- Как учитель хотите быть похожей на маму?

- Хотелось бы быть похожей на саму себя.

Привлечение и закрепление

В целом о ситуации с молодыми педагогическими кадрами в крае рассказала заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики Ольга Бутенко.

- На момент окончания учебного года в образовательных учреждениях края имелось около 1000 вакансий, – отметила Ольга Николаевна. – На сегодняшний день ситуация изменилась кардинально: последний мониторинг показывает, что большинство вакансий закрыто.

Если говорить в целом о ситуации, то в крае без малого 12 процентов учителей – молодые специалисты (что на уровне общероссийского показателя, а в СФО это один из стабильных показателей). Если вспомнить о педагогах пенсионного возраста, то наш показатель – 14 процентов (общероссийский – 18). Мы прилагаем все усилия, чтобы этот баланс сохранялся, так как понимаем, что опытные педагоги дают не только качественные знания, но и являются хранителями традиций советской, российской школы. Это те люди, которые должны стать наставниками молодых. Понимая, что замена кадров должна происходить стабильно и постоянно, мы принимаем меры по привлечению молодых специалистов и закреплению их.

По инициативе администрации края, Главного управления образования и молодежной политики у нас уже третий год реализуется программа, в рамках которой выплачивается единовременное пособие: первые два года оно составляло 100 тысяч рублей, сейчас – 200 тысяч. Возможность получить это пособие есть у 40 выпускников вузов, которые придут работать 1 сентября в сельские малокомплектные школы.

В этом учебном году в сельские школы приходит порядка 300 выпускников вузов. В малокомплектные требуется 200 педагогов самых разных специальностей. Мы предъявляли требования прежде всего к этим вакансиям: нагрузка у молодого специалиста должна быть не меньше 18 часов в неделю (он должен прийти работать на ставку), муниципалитет обязан обеспечить его жильем – съемным или при учреждении.

Самый главный критерий при отборе молодых специалистов – высшее образование. Если на одну вакансию претендует несколько специалистов, комиссия учитывает средний балл диплома, дополнительные специальности выпускника. Потому что учитель – это не только урокодатель, предметник, но еще и тот человек, который должен уметь провести внеклассное мероприятие, организовать кружок или секцию.

- Насколько оправдала себя эта программа, можно уже судить?

- Безусловно, любые меры, которые делают привлекательной работу в сельской школе, важны. Как одна из этих мер, единовременное пособие значимо. Оно подчеркивает внимание к молодым специалистам, делает привлекательнее их выбор.

- Какой район наиболее популярен среди молодых педагогов?

- Меры, которые принимаются на уровне края, направлены на привлечение молодых специалистов. Но очень многое зависит от той работы, которая выстроена на уровне муниципалитета и образовательного учреждения. Есть районы, в которые из года в год приезжают молодые специалисты – и по нашей программе, и без этой поддержки они готовы ехать в село. Прежде всего в свои родные школы. Хотелось бы отметить Троицкий, Родинский, Павловский, Поспелихинский, Шипуновский районы: в них так же, как и в других, ежегодно складывается набор вакансий (от 5 до 20), но ситуации, когда в школы прийти некому, не бывает. Мы работаем с районами, муниципалитеты подключаются, нашими партнерами выступают, конечно же, и вузы. О выпускниках средних специальных заведений очень хорошо отзываются руководители учреждений: они ориентированы на профессию, на получение высшего образования.

Есть единичные случаи расторжения договоров (пособия при этом возвращаются), но они связаны исключительно с жизненными обстоятельствами, а не по причине разочарования в профессии.

- Какова зарплата молодых специалистов?

- Сказывается разная средняя заработная плата в районах края. Она зависит от многих факторов: количества школ, учеников, наличия неэффективных расходов. Зарплата молодого специалиста зависит от этих факторов в том числе. Влияют также на ее уровень нагрузка, стоимость ученико-часа, класса-часа в каждом учреждении. Минимальная – где-то 9 тысяч рублей.

Возможность увеличения размера заработной платы молодого учителя имеется уже в первый год работы за счет стимулирующих выплат. При этом в первые три года работы до 30% от ставки зарплаты осуществляются доплаты всем молодым специалистам.

Фоторепортаж