Адрес – не дом и не улица

Шесть лет хабарский центр помощи семье и детям работает в гаражном помещении

00:00, 17 сентября 2013г, Общество 1225


Адрес – не дом и не улица Фото №1

Куча песка и штабеля кирпича перед гаражами на задворках улицы. На крайнем из помещений висит табличка «Территориальный центр социальной помощи населению. Филиал по Хабарскому району». Таким мы увидели учреждение, специалисты которого призваны работать с детьми из трудных семей и другими категориями граждан, кому так требуется поддержка. Однако помощь сейчас требуется самим специалистам, потому что работать в таких условиях сложно. 

Кому нужен центр помощи

История возникновения территориального центра в Хабарах наводит на мысль, что, создав его, в районе поставили галочку в графе «Сделано» и успокоились. Например, первое место его дислокации находилось в Зятьковской больнице в 60 км от райцентра, соответственно, и доступно было немногим. Время шло, стало понятно, что находиться это учреждение должно в Хабарах, и в 2007 году специалисты переехали в помещение гаражного типа. 37 квадратов, отсутствие элементарных условий – воды и туалета никого не смутили. В последние годы добавились еще отсутствие отопления и протекающая крыша. Естественно, что в таких условиях о полноценной работе говорить не приходится. Руководитель территориального центра помощи семье и детям Немецкого национального района (Хабарский центр с июля является его филиалом) Татьяна Студнева рассказывает:

- Сейчас развивается много краевых целевых программ. Мы в них участвуем, но, к сожалению, в последней краевой программе по работе с семьей Хабарский район мы вынуждены были отклонить из-за отсутствия подходящего помещения. А ведь программа предусматривает трехступенчатую работу с участниками домашнего насилия, жестокого обращения с детьми, включая консультации, реабилитационные занятия с психологами. Нам дают деньги на необходимое оборудование, но нет места, где его разместить.

Может, району не нужен никакой центр помощи? Отнюдь! По информации начальника управления социальной защиты населения Нины Баклановой, в Хабарском районе 47 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 108 детей, в 60 семьях растят 63 детей-инвалидов, а есть еще попавшие в трудную жизненную ситуацию и относящиеся к группе риска, малообеспеченные, неполные. И со всеми центр обязан работать, но все снова упирается в условия.

- У нас очень хорошие специалисты и на месте, и в Немецком районе, которые при необходимости работают с людьми и на дому. – Есть, к примеру, подопечные, которые с трудом передвигаются и просто не в состоянии добраться до центра. А к нам пригласить из-за бытовой неустроенности мы многих не можем. Потому что тепло и туалет отсутствуют. Как можно консультировать родителей ребенка-инвалида в таких условиях? Ведь основная проблема в таких случаях – эмоциональное взаимодействие ребенка и родителя, нужна серьезная коррекционная работа, которую дистанционно не проделать. А ведь в госзадании значится, что мы обязаны охватить и эту часть населения, – обращает внимание Татьяна Студнева.

Лучше, чем дома

Ежедневно центр помощи посещает около 20 ребятишек в возрасте от 5 до 15 лет. Это дети из группы риска и попавшие в трудную жизненную ситуацию. Здесь они занимаются, общаются, с пользой проводя свое свободное время. По сути, в центре организована хорошо известная нам с незапамятных времен продленка. На языке специалистов – социальная гостиная, а работа психологов и воспитателей центра заключается в раннем докризисном реагировании.

- Существует понятие «ранняя профилактика». Это когда семья еще не поставлена на учет, но уже есть сигналы о каком-либо неблагополучии. В этом случае социальная гостиная дает отличные результаты. К сожалению, неблагополучную семью чаще удается выявить на этапе кризиса, чем до него, – рассказывает Татьяна Студнева.

О необходимости именно такой докризисной работы говорят и специалисты краевого уровня. На днях прошла краевая межведомственная конференция по вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей и Общественной женской палаты при губернаторе Алтайского края. На ней эта тема обсуждалась очень подробно. Участники конференции обратили внимание на то, что необходимо усиливать взаимодействие с такими семьями, ведь предотвратить всегда проще, чем вылечить.

- Мы проводим для них мероприятия по плану работы на месяц и лекции на разные темы: «Я, мои права и обязанности», «Здоровый образ жизни», «Я против наркотиков и алкоголя». Но это не академические лекции, а активная форма работы с ребятами. Кроме этого занимаемся поделками. Раскладываем стол-книжку, садимся, и… у нас не остается места даже для прохода. Летом мы с мячами и скакалками выходим на улицу. А что делать зимой? – задается вопросом специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Оксана Толстых.

Специалисты центра в Хабарском районе умеют работать с детьми. Они даже выиграли краевой грант, на который было закуплено спортивное оборудование (беговая дорожка и сухой бассейн), музыкальный центр, проектор, телевизор, материалы для творчества, мебель. И… все это попросту некуда поставить. Чтобы все работало, а не пылилось в углу или в узком коридорчике, центру нужно нормальное помещение.

- Дети, с которыми мы работаем, должны видеть обстановку, отличную от той, которая у них дома, – считает Татьяна Студнева. – А иначе какая разница? Должен быть уют. Иначе таких детей не раскачать, они обычно замкнуты.

Дети, которые посещают центр в ежедневном режиме, конечно, тоже мечтают, чтобы у них появилось более просторное помещение. Друзья Дима и Илья рассказывают, что любят делать различные поделки, вспоминают праздники. Настя Ткачук считает, что совместно и уроки делать проще и веселее. А если места будет больше, то к ним в центр будет приходить больше детей. Все ребятишки хвалятся, что здесь их кормят, угощают соком и фруктами.

А где решение?

Сложилась практика, по которой выделением помещения для территориального центра занимается администрация района. Вернее, в других районах помещения нашли и передали или передают на краевой баланс. А вот в Хабарах дело застопорилось.

Глава администрации района Михаил Калиновский сетует на то, что в муниципалитете нет свободных помещений:

- Когда прежняя администрация занималась размещением центра помощи семье и детям, это делалось при наличии других, более приемлемых помещений, которые тогда были сданы в долгосрочную аренду. Поэтому когда этот вопрос возник уже в мою бытность, мы предложили краевому управлению социальной защиты помещение спортивного зала, но в нем требуется ремонт. Наш отдел архитектуры подсчитал: нужно около 600 тысяч рублей. У нас таких денег нет. Я предложил работать на территории школы, библиотеки, клуба. Но пока не нашел понимания руководителя центра в данном вопросе.

Татьяна Студнева рассказывает по-другому:

- Он (М. Калиновский. – Ред.) мне пообещал, что отремонтирует то помещение, в котором мы находимся. Но оно не соответствует никаким нормам и требованиям СанПиНа! Предложил нам работать в школе или новом спортивном комплексе, когда там нет занятий. Мы, конечно, будем это тоже использовать, потому что по-другому работать зимой вообще не получится. Ведь на данный момент остается открытым вопрос по отоплению в нашем помещении. Трубы есть, но тепла от них нет. Мы со своей стороны готовы к мобильным выездам бригады или работе на другой территории. Но это только временное решение проблемы. Ведь оборудование и материалы невозможно носить с собой.

Кстати, вопросы по использованию муниципального имущества возникают у многих жителей района – они охотно рассказывают о продаже части бывшего кинотеатра местному предпринимателю, об аренде опять же предпринимателями других муниципальных помещений, в которых мог бы разместиться центр. Однако с оговоркой: «Только не упоминайте наши фамилии». Мол, нам здесь жить и работать, а кто-то признается, что уже навоевался.

Михаил Калиновский разводит руками:

- А какое основание для расторжения договора? Только потому, что оно нужно нам самим? Мы с юристами общались, и они сказали, что мы не можем этого сделать. Предприниматель знает свои права. Он выиграл эту аренду. За право аренды заплатил 200 тысяч. Мы будем обязаны компенсировать ему затраты, если изымем помещение. А кто это будет делать, денег-то в бюджете нет? Может быть, управление по соцзащите активнее подключится к решению этой проблемы и купит подходящее здание?

Что нужнее Хабарскому району – территориальный центр или торговые точки, в большом количестве расположенные в райцентре, судить, конечно, не нам. Впрочем, на данный момент не видно и особой заинтересованности специалистов краевого управления социальной защиты населения в решении сложившейся ситуации. Кто сможет разрубить этот узел и решить давно назревшую проблему, как и когда дети смогут заниматься в нормальных условиях, тоже, к сожалению, пока не ясно.

Компетентное мнение

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин:

- Я несколько раз был в Хабарах и прекрасно знаю, в каких условиях находится филиал территориального центра помощи семье и детям. Это, конечно, недопустимо. Считаю, что этой проблемой должен заниматься глава администрации района. Речь же идет о жителях района, которым он руководит, о работе с населением. Спортзал, который он предлагал, никак не подходит для этих целей. Там нужен не ремонт, а полная реконструкция – замена пола и старых окон и много чего еще. Если сильно захотеть, вопрос с поиском помещения можно решить. Глава много говорит о предпринимателях. У меня сложилось впечатление, что там предпринимателей не просто много, а очень много. Может быть, с ними и поговорить? Они вполне могли бы частично помочь в решении этого вопроса. Ведь решают же главы администраций других районов похожие проблемы. Кроме того, на мой взгляд, здесь нельзя думать только о финансовой рентабельности. Работа с семьями и детьми – это особый случай, и подходить к ней мы должны серьезно. 

Фоторепортаж