Из плеяды великих конструкторов

23 октября исполняется 100 лет со дня рождения единственного в крае дважды Героя Социалистического Труда Якова Савченко

00:00, 18 октября 2013г, Общество 2236


Из плеяды великих конструкторов Фото №1

В книге «Стратегические ракетные комплексы наземного базирования» в плеяде великих конструкторов названо имя директора бийского оборонного предприятия, ныне именуемого ФНПЦ «Алтай», – учёного, конструктора, организатора производства, создателя твёрдого топлива для межконтинентальных баллистических ракет и другой специальной продукции.

«Аннушка», «Борис» и «Верочка»

На формировании основных черт характера Якова Савченко сказались вехи его биографии и эпоха. Он родился в бедной многодетной крестьянской семье в селе Ивоты нынешней Сумской области Украины. Детство пришлось на революцию и Гражданскую войну, юность – на период восстановления от разрухи, зрелость – на годы Великой Отечественной войны и последовавшей за ней «холодной». Многие годы его семья, в которой росло четверо сыновей, размещалась в общежитии, а зарплата специалиста среднего звена оборонного завода в Нижегородской области едва позволяла сводить концы с концами. Учёбу в вузе в условиях военного времени пришлось прервать – завершить образование удалось лишь к 38 годам. Словом, Савченко в полной мере испытал на себе житейские тяготы. Эти обстоятельства наложили отпечаток на его мировоззрение и отношение к людям.

Его соратники поныне помнят, что Яков Фёдорович, как и полагалось тогдашнему руководителю, был очень требователен в работе, но относился к подчинённым с уважением независимо от их должности. Савченко признавался им, что, приходя вечером домой, он анализировал свой день: «Не обидел ли я кого?»

Через четыре года после окончания войны, во время которой он работал на оборонном заводе имени Свердлова в городе Дзержинске Горьковской области, Яков Фёдорович возглавил коллектив Павлоградского химического завода в Днепропетровской области, а ещё через пять лет – чапаевского боеприпасного предприятия в Куйбышевской области.

Когда в октябре 1959 года Савченко назначили директором создаваемого многопрофильного научно-исследовательского института № 9 Госкомитета по оборонной технике в Бийске, ему пришлось одновременно руководить строительством новых крупных объектов и процессом выполнения производственных планов, которые спускались по линии министерства.

На месте микрорайона, который бийчане поныне именуют АБ, стоял реликтовый лес. Между прочим, его значительная часть сохранена благодаря Якову Фёдоровичу. Он не позволил строителям безоглядно уничтожать сосны: «Рубите только там, где кирпич класть». Новые улицы ещё не имели названий, возводимые жилые кварталы обозначали буквами «А», «Б» и «В». Вот почему в народе сохранилось название уютного микрорайона АБ. Да и ступени первой ракеты бийчане нарекли теми же первыми буквами алфавита: «Аннушка», «Борис» и «Верочка».

 

Ракетный щит ковался в Бийске

Сейчас рассекречены документы, которые показывают, что НАТО готовилось к глобальной войне против СССР. К примеру, в 1950 году по плану «Троян» намеревались с помощью трёхсот атомных бомб уничтожить 70 советских городов, а в 1957 году согласно плану «Дропшот» хотели стереть с лица земли сотню крупных промышленных центров на территории СССР. И только успешное испытание 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне, в непосредственной близости от границ с Алтайским краем, собственной бомбы, принятие в 1954 году на вооружение новейших образцов ракетно-ядерного оружия позволили Советскому Союзу создать надёжный щит и достичь ядерного паритета с США.

Ракетный щит ковался в Бийске. Оборонное предприятие, руководимое Яковом Савченко, работало над созданием новых видов ракетного топлива и зарядов для межконтинентальных баллистических ракет. Коллектив НИИ-9 во главе с директором Яковом Савченко находился в поиске новых высокоэнергетических материалов, технологий их получения и дальнейшей переработки, необычных конструкторских разработок нестандартного оборудования и конструкций специальных изделий. Найденные решения быстро поступали в производство, где изготавливались натурные образцы и проводились их испытания. Нередко, когда проводились ответственные технологические операции, он и ночью появлялся на участке, немедленно вызывал из дома, если требовалось, других специалистов и руководителей.

Упор был сделан на поиск новых видов твёрдого топлива, которое хорошо показало себя во время Великой Отечественной войны в ракетных системах залпового огня «Катюша». После войны советские конструкторы ракет и космических аппаратов добились успехов, используя жидкое ракетное топливо (ЖРТ). Однако оно имело ограниченный срок хранения, что снижало возможности его использования в военных целях.

Недаром американцы в начале 1961 года провели успешные испытания твёрдотопливной ракеты «Минитмен-1», имевшей дальность полёта почти 10 тысяч километров. Советская ракета РТ-1 испытывалась лишь в 1962-1963 годах и могла поразить цель только на расстоянии до 2500 километров.

В устранении этого отставания важную роль сыграл НИИ-9 (с 1966 года – АНИИХТ – Алтайский научно-исследовательский институт химических технологий, с 1977 года – НПО – научно-производственное объединение «Алтай», в 2010 году реорганизовано в ОАО «ФНПЦ (федеральный научно-производственный центр) «Алтай»), специализирующийся на поиске и выпуске различных высокоэнергетических составов для нужд оборонной промышленности. Этот коллектив совершил революционный прорыв в разработке и создании эффективных смесевых ракетных твёрдых топлив (СРТТ). Его специалисты предложили использовать в качестве горючего-связующего для зарядов всех трёх ступеней ракеты РТ-2П пластифицированный высокомолекулярный бутилкаучук.

Твёрдое топливо, предложенное бийским НИИ-9, имело важные преимущества: им не нужно было непосредственно перед стартом заправлять ракетные двигатели, которые к тому же обладали простотой конструкции и эксплуатации. Однако среди руководителей военно-промышленного комплекса Советского Союза имелось немало противников развития твёрдотопливного ракетостроения. Они утверждали, что СРТТ стареет в процессе хранения и не может обеспечивать требуемые гарантийные сроки эксплуатации. Но факты говорят о другом. За 25 лет, с 1970 по 1994 год, было запущено около 100 ракет РТ-2П и все пуски подтверждали высокую их надёжность. Твёрдотопливные двигатели сохраняли работоспособность даже после 18,5 года эксплуатации.

По мнению Игоря Садовского, одного из разработчиков ракет серии РТ и многоразовой космической системы «Энергия-Буран», «создание топлива на основе бутилкаучука было одним из величайших достижений отечественной топливной науки. Оно предопределило выход нашей страны из положения отстающих в создании ракет на твёрдом топливе». А Леонид Забелин (в 1964-1969 годы – директор Бийского химкомбината, с 1975 года – заместитель министра машиностроения, затем – замминистра оборонной промышленности СССР) отмечал: «НИИ-9 своими разработками рецептуры СРТТ, комплексного технологического процесса, систем контроля и испытаний совершил подвиг, позволив ОКБ-1 (руководитель – Сергей Королёв. – А.М.) успешно завершить разработку ракетного комплекса».

 

Самый главный период

46-летнего Якова Савченко, назначенного директором НИИ-9, за глаза звали дедом. Рядом с ним работали недавние выпускники вузов страны в полтора-два раза моложе его. Они искренне удивлялись тому, что руководитель работал по 12-15 часов, невольно заражая их энергией, заставляя их трудиться в таком же режиме. Просто весь его прежний опыт научил неукоснительно исполнять поставленные задачи.

Уже через год после начала строительства были введены первые производственно-испытательные здания. Туда, чтобы оперативно руководить стройкой, переехал Савченко со своей командой. В конце 1961 года научно-исследовательский институт выдал первую опытную продукцию. Полностью ещё неукомплектованный, не имеющий своей лабораторной и производственной базы бийский НИИ занялся исследованиями и разработкой новых видов ракетного высокоимпульсного топлива, а также новых видов ракетной техники. Параллельно шли комплектование кадров, обучение персонала. За пять-шесть лет в основном было завершено строительство производственной и испытательной баз.

Для Якова Фёдоровича пришла пора из директора-строителя превращаться в директора - научного руководителя института, а затем после преобразования НИИ в научно-производственное объединение «Алтай» – в его генерального директора - главного конструктора. Сотрудники заметили, что Яков Фёдорович в новых условиях изменил стиль работы, стал ещё деликатнее и внимательнее к сотрудникам.

Он учился всю жизнь. Базовое образование, полученное заочно в Ленинградском индустриальном институте, не позволяло знать все тонкости химических процессов и технологий, на которых держится выпуск оборонной продукции. Руководитель предприятия не стеснялся просить доверенных коллег подобрать нужную литературу, чтобы самому глубже изучить научно-технические вопросы. Вчерашние выпускники вузов были поражены тем, что он приглашал их наряду с главными специалистами на важные производственные совещания. Таким образом, генеральный директор стимулировал инициативу молодых инженеров и учёных, составлявших костяк коллектива, нацеливал их на решение важных научно-производственных задач, продвигал по службе.

По воспоминаниям кандидата технических наук Владимира Жулдыбина, работавшего под его началом с 1961 года в качестве начальника лаборатории и отдела, «Яков Федорович всегда внимательно выслушивал их мнения, не повышал тона, не стучал кулаками по столу… С ним интересно было работать, можно сказать, легко».

Савченко умел терпеливо выслушивать всех, включая оппонентов, требуя убедительной мотивировки и непременно добиваясь принятия конкретных решений. В итоге совещания под председательством Якова Фёдоровича стали местом коллективного творчества, соревновательности и обучения. Они развивали понимание сопричастности не только к успехам, но и к неудачам. Ведь не секрет, что на предприятиях, выпускающих взрывчатые вещества, происходят разрушительные аварии, гибнут люди. Это угнетающе действует на коллектив, требует от руководителя энергичных действий, чтобы вывести людей из депрессии и войти в нормальный рабочий ритм.

Яков Савченко поощрял создание временных творческих коллективов, мастерских, проведение экспериментов, подготовку научных работ, защиту диссертаций. Однако категорически пресекал то, что на языке производственников называется спихотехникой – когда подразделения сваливают свою вину на других. А загружая специалистов новыми заданиями, он любил повторять: «Cсорятся там, где мало работы».

Так, в трудах и заботах с октября 1959-го до сентября 1984 года прошёл четвертьвековой алтайский период жизни Якова Фёдоровича, который не раз признавался, что это был самый главный период его жизни.

Одним из важнейших достижений ФНПЦ «Алтай» в ту пору, когда коллективом руководил Савченко, стали создание и выпуск в серию ряда межконтинентальных баллистических ракетных комплексов на твёрдом топливе, в том числе зарядов к двигателям баллистических ракет морского базирования «Тайфун» для оснащения тяжёлых атомных подводных ракетоносцев проекта «Акула». «Тайфун» служит поныне, пока не будет заменён «Булавой», также имеющей ступени с твёрдым топливом. Под руководством конструктора Савченко коллектив предприятия стал одним из крупнейших в отрасли боеприпасов и спецхимии, создал уникальное технологическое оборудование для линий переработки и формирования бутилкаучуковых и гидридных топливных составов, производства компонентов топлива октоген. Здесь разработали новый метод получения алмазов, а также первые отечественные поточные линии массового производства изделий из стеклопластика, в том числе гражданского назначения – удочек, труб и так далее. Славной страницей истории алтайской оборонки стала передача в войска с бийского предприятия приоритетных видов военной техники и аппаратов, которые эксперты характеризуют как исключительно работоспособные и надёжные. ФНПЦ «Алтай», составляющий основу бийского наукограда, и сейчас с честью выполняет своё основное предназначение, работая на усиление обороноспособности России, занимая передовые позиции в стране и мире по высокоэнергетическим материалам. Не менее важно и то, что Яков Савченко воспитал достойных преемников – Геннадия Саковича, Героя Социалистического Труда, действительного члена РАН, Александра Жаркова, члена-корреспондента РАН, Николая Макаровца, Героя России, генерального директора ГНПП «Сплав», разрабатывающего системы залпового огня, сотни других учёных и специалистов.

Справка «АП»
Яков Савченко – кандидат технических наук, профессор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почётный гражданин города Бийска – все эти звания и награды присуждены ему при жизни.
В Бийске также названы в его честь Дом технического творчества и парк, присуждается премия его имени за лучшую научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, учреждена стипендия для школьников и студентов города. Также Федерацией космонавтики России учреждена медаль имени Савченко для награждения выдающихся учёных. Кроме того, в текущем году в образовательных учреждениях Бийска проводятся «Уроки Я.Ф. Савченко», а в ближайшие дни в городе пройдёт ряд мероприятий, посвящённых 100-летию выдающегося советского учёного, конструктора и организатора производства.

Фоторепортаж