Нам по дороге...

00:00, 18 октября 2013г, Общество 2010


Нам по дороге... Фото №1

20 октября страна отмечает День работников дорожного хозяйства. В преддверии этого профессионального праздника на вопросы «Алтайской правды» ответил и. о. начальника КГКУ «Алтайавтодор»
Василий Мотуз.

– Мы постоянно мониторим состояние автомобильных дорог и мостов, – говорит Василий Орестович. – Составляем план: где нужно проводить срочный ремонт или капитальную реконструкцию. Передаем эти данные в управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, которое увязывает нашу работу со стратегическими направлениями развития региона, такими проектами, как «Большое Золотое кольцо Алтая», вводимая нынче в эксплуатацию дорога к Белокурихе-2, обеспечение доступности школ в сельской местности и другие.

– Такая схема работы – от недостатка средств в региональном дорожном фонде?

– Дорожные фонды появились с прошлого года. В них закреплены определенные финансовые средства, которых нам хотелось бы иметь побольше… Дорожная сеть в крае более 16 000 километров. Территория достаточно плотно заселена, и это хорошо! Но долгое время средств на дорожную отрасль выделялось мало. Возросло количество недоремонтов. Отслуживают свой срок мосты, построенные полвека назад. Поэтому главная задача сегодня – сохранить и модернизировать все то, что было построено до нас. Поэтому наши планы и формируются по приоритетам, главный из которых – содержание дорог.

– Однако автолюбители сетуют: мы платим транспортный налог, а хороших дорог недостает…

– Я их понимаю. Но фактически более половины собираемых средств по дорожному налогу мы платим в виде налога на имущество.

– Зима прошлого года доставила много хлопот?

– Да, это было тяжелое время для нашей отрасли. Людям в отдаленных деревнях приходилось иногда оставаться без автомобильной доступности в течение суток. А дорогу в Чарышское нужно было пробивать через Краснощековский район. Причем той колеи хватало на несколько часов, а затем стихия вновь сравнивала все пути и проезды.

Опытные автомобилисты понимают, что существует порядок расчистки дорог. Не бывает так, что едет кто-нибудь на легковушке и думает: «А не поехать ли мне в Ивановку?!» – и как по волшебству из воздуха появляются бульдозеры и шнекороторы и начинают расчищать дорогу. В первую очередь обеспечивается проезд к федеральным трассам и большим населенным пунктам. Причем график расчистки утвержден и согласован с районными властями и «страшной военной тайной» не является. Нынче планируем сконцентрировать технику и людей там, где существуют слабые места.

– А где они существуют у дорожников?

– Там, где регулярные снежные заносы. Но это не слабые места дорожников – с сибирской природой сложно спорить! Современные дороги строятся с учетом розы ветров. А те, которые существуют уже полвека и более, проложены часто по тем местам, где на конях ездили наши деды и прадеды. Намечены мероприятия по проведению больших объемов снегозадержания, установке специальных щитов. А если позволяет финансирование – ведем подъем дорожного полотна, увеличение насыпи.

«Алтайавтодор» заключает договоры с предприятиями и частными фирмами, где есть мощная техника, чтобы в экстренных случаях пользоваться их услугами. Конечно, эта помощь не бесплатная. Очень важен и правильный маневр: в прошлом году бульдозеры, к примеру, в Змеиногорский район перебазировались из Барнаула и Завьялова.

Наше национальное слабое звено – человеческая бесшабашность. Узнать, что надвигается буран, не сложно. Есть радио, Интернет, телевизор. Но мы же крутые, и предупреждения нам нипочем. А когда застреваем и кричим о помощи – дорожники вынуждены ломать свои планы расчистки и идти на выручку. Бывает и так, что позвонил человек в МЧС или ДРСУ, а в это время к нему приехал «кум на кобыле» и вытащил его малолитражку. Тем временем дорожники пробивают туда тоннель, который через несколько часов снова заносит снегом. Понятно, что жизнь не остановишь и в заносы попадают больные, роженицы, которым ехать действительно надо позарез. Но когда есть возможность воздержаться от путешествий в зимнюю непогодь, лучше воздержаться.

– Какова ситуация с ремонтом?

– В семидесятые да и восьмидесятые годы прошлого века дороги часто строили хозспособом, в дорожное полотно попадал черный грунт, а твердое покрытие производилось смешением на дороге. То есть не на асфальтобетонном заводе, а, к примеру, грейдер смешивал битум со щебнем, разравнивал и получался асфальт. Таких дорог в крае, ведущих к селам, как минимум половина. Понятно, что тогда стояла задача обеспечения проезда между населенными пунктами, которую по-другому решить было невозможно.

Но сегодня эти дороги не приспособлены для движения большегрузных автомобилей. Плюс к этому в крае две с половиной тысячи километров грунтовых и щебеночных дорог. А они тоже ведут в села, где живут люди. Нынешнее дождливое лето привело к тому, что десяти – пятнадцатисантиметровый слой щебня ушел в грунт. Грузовикам подождать бы, пока ветер подсушит такие дороги, но «мы все спешим за чудесами», как поется в хорошей песне Юрия Антонова. И усугубляем ситуацию. Поэтому в будущем году нужно будет серьезно заниматься и щебеночными покрытиями.

В этом в рамках реализации федеральной программы в крае твердое покрытие было сделано к 19 селам. Больше всего – в Егорьевском районе. А также в Заринском, Каменском, Крутихинском, Кулундинском и ряде других. В свое время многие дороги строились, как это и положено, в обход сел. А подъезды в 500 метров – 1 километр так и остались грунтовыми. Теперь эту проблему решаем. Причем дороги прокладывались не до знака границы населенного пункта, а до значимого объекта: школы, клуба, ФАПа... И эти дороги переходят на баланс «Алтайавтодора». Да, объемы работы для нас увеличиваются, но это позволит обеспечивать проезд школьных автобусов, некоторые из которых не могли курсировать прошлой зимой.

В будущем году мы планируем построить еще около 20 таких дорог. С 2014 года будут работать и муниципальные дорожные фонды. Это позволит городам и районам самим строить дороги.

Но если на дорожное строительство в селе в год набирается, к примеру, 100 000 рублей, то что на них можно сделать – дорожки к школе подновить? Да и то смотря какие дорожки! Могу предположить, что, скорее всего, эти деньги будут тратиться на зимнее содержание. А когда средства аккумулированы на районном уровне, то уже можно более серьезные задачи решить.

На освоение небольших средств могут пойти «парни», у которых в наличии ручка, печать, тачки и совковая лопата. Выиграет такая бригада «ух!» торги по серьезному объекту, а потом в ДРСУ просит каток, грейдер, асфальтобетон. В результате приходится проводить переторги из-за невыполнения кем-то заключенного ранее контракта. На мой взгляд, надо переместить фирмы-однодневки и «дикие бригады» с совковыми лопатами и деревянными ровнялками асфальта в муниципальную сферу дорожного строительства.

– Где произведен капитальный ремонт трасс и где будет производиться?

– В этом году активно работали на дороге между Павловском и Шелаболихой. А также в Ребрихинском и Тюменцевском районах.

Естественно, планируем использовать и новые технологии в дорожном строительстве. Для этого намерены приобрести машину для так называемого холодного ресайклинга.

Сегодня мы эту технологию применили на подъезде к селу Целинному. Проводить дешевую шероховатую поверхностную обработку на дороге смысла уже не было. Машина, производящая холодный ресайклинг, которая есть у наших каменских коллег, позволила уложить два слоя асфальтобетона, теперь этот участок прослужит как минимум десять лет до следующего капитального ремонта.

По-хорошему, появилась на асфальтобетоне трещинка – ее нужно сразу же заделать, иначе она начнет расти и появится уже большая выбоина. Технологии, позволяющие вести ремонт холодными смесями при температурах до минус 10 градусов Цельсия, сегодня уже есть.

Нужен и современный передвижной асфальтобетонный завод. Ведь один из критериев качества асфальтобетонной смеси – сохранение ее температуры до укладки. Естественно, что при больших расстояниях доставки до асфальтоукладчика добиться этого невозможно. Но все хорошее стоит дорого.

– Какова картина в капитальном строительстве и реконструкции?

– Строительство – очень непростая тема. С одной стороны, в крае сложилась дорожная сеть и новые трассы как бы и не нужны. Нужно приводить их в современное состояние, то есть реконструировать.

А с другой – жизненно необходим региону проект северного обхода Барнаула со строительством нового моста через Обь. В одиночку Алтайскому краю осилить его затрудительно. Мост и 50 километров автомобильной дороги будут стоить ориентировочно около 14 миллиардов рублей. Значит, нужно решение на федеральном уровне.

– А что такое этот проект?

– Километровый мост через реку – примерно такой же, как новый в краевом центре. Плюс современная дорога, соединяющая Чуйский тракт с Павловским и Змеиногорским. Это двухуровневые развязки, переходы через железную дорогу, снос части строений, перенос сетей и так далее. Современная дорога – дорогое удовольствие, но необходимое.

Очень важно и то, что к этому проекту краевая столица привязала планы своего дальнейшего развития. Ведь для того, чтобы избежать транспортного коллапса, нужно выносить из города различные склады и базы. Но пока этот объемный проект находится в стадии обсуждения. Есть реальная идея, строить дорогу участками, к примеру, соединить Змеиногорский тракт с дорогой на село Лебяжье. Это уже частично позволит разгрузить автомобильный поток в Барнауле. Дальше в районе Михайловки выйти к Оби и соединиться с Новосибирской трассой.

Дорога – это не только транспортная доступность, но и личная свобода гражданина. Машин сегодня предостаточно. Значит, нет необходимости жить в городе. Можно иметь дом в пригороде и объезжать нужные магазины, развлекательные центры, объекты культуры и здравоохранения. Для этого и нужны современные дороги.

– В заключение традиционный вопрос о перспективах будущего года.

– Повторюсь: сегодня с уверенностью можно сказать, что будет продолжена реконструкция дороги Барнаул – Павловск – Камень-на-Оби. Это перспективное направление, в том числе и на Омск. Барнаульцы начинают ездить в новосибирский аэропорт Толмачево по нашей стороне Оби. По расстоянию, казалось бы, на 100 километров дальше, но зато не надо стоять в новосибирских пробках.

Будет продолжена реконструкция дороги Павловск – Ребриха – Буканское, Алейск - Петропавловское - Смоленское, Быканов мост - Солоновка - Солонешное. Есть острая необходимость улучшить состояние дороги до границы с Кемеровской областью. Нужно уложить асфальтобетон в дорогах «Алтайавтодора», проходящих через ряд сел. Ну и трассы в рамках «Большого Золотого кольца Алтая». Эти задачи более чем масштабные.

Фоторепортаж