Где лечиться колясочникам?

00:00, 08 ноября 2013г, Общество 1884


Где лечиться колясочникам? Фото №1

В редакцию «АП» обратился барнаулец Сергей Санаров. Он инвалид-колясочник.

«Я нуждаюсь в постоянном курсовом реабилитационном лечении в условиях специализированного реабилитационного центра. Неоднократно проходил курсы реабилитации в Красноярске, Новосибирске за счет средств федерального бюджета. После них наступило значительное улучшение состояния здоровья.

Согласно статье 11 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности», – пишет нам Сергей Санаров.

Наш читатель – ветеран военной службы, уволен с нее в 2004 году. Инвалид I группы. Он неоднократно лечился в различных медицинских учреждениях и перенес две операции на позвоночнике. Специалисты Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского, врачи реабилитационных центров Красноярска и Новосибирска рекомендовали для дальнейшего восстановления целый комплекс мероприятий. Но дело в том, что для его выполнения требуется находиться либо в специализированном реабилитационном центре, либо в учреждении санаторно-курортного лечения, приспособленном для инвалидов-колясочников.

В 2008-2010 годах за счет средств федерального бюджета по квоте Министерства здравоохранения это лечение проходить удавалось. А вот в 2011-м ситуация изменилась. По законодательству теперь такое лечение по федеральной квоте можно оказывать только в раннем восстановительном периоде (до 1 года).

Сергей Санаров обратился в суд.

Как рассказали в Главном управлении по здравоохранению края, решением Железнодорожного районного суда Барнаула исковые требования были частично удовлетворены. И специалисты крайздрава повторно направили пакет документов в медицинские организации, оказывающие в рамках специализированной медицинской помощи услуги по реабилитации граждан с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Такими медицинскими организациями за пределами Алтайского края являются ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» в Санкт-Петербурге, а также ФГБУ «ННИИТО».

– Однако направление документов Главным управлением как органом исполнительной власти в сфере здравоохранения Алтайского края не является безусловным основанием для оказания пациенту лечения в рамках специализированной медицинской помощи. Указанное обусловлено тем, что согласно п. 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2010 № 243н основанием для госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи (далее – госпитализация) является решение комиссии федерального государственного учреждения по отбору пациентов на оказание специализированной медицинской помощи. Таким образом, окончательное решение о направлении С.М. Санарова для получения им реабилитационной помощи остается за вышеуказанными медицинскими учреждениями (ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова», а также ФГБУ «ННИИТО»), – рассказали в Главном управлении по здравоохранению края.

Однако в Санкт-Петербурге в госпитализации Сергею Санарову было отказано. Точно так же был получен отказ и в других учреждениях, в которые был направлен пакет документов. Санарову было рекомендовано восстановительное лечение по месту жительства.

По информации Главного управления по здравоохранению, на территории Алтайского края проведение восстановительного лечения возможно только на базе отделения восстановительного лечения в КГБУЗ «Краевая клиническая больница». А вот специальных реабилитационных центров для инвалидов, инвалидов-колясочников на территории края нет.

По словам самого Сергея Санарова, в краевой больнице действительно реабилитационные мероприятия предусмотрены. Однако инвалидам-колясочникам там приходится нелегко.

«Нет возможности попасть в инвалидной коляске ни в туалет, ни в душевую, нет элементарных поручней, проблема выйти на прогулку. Да и тот комплекс мероприятий, который мне необходим, специалисты краевой больницы обеспечить просто не могут. А ведь я не хочу запереться дома со своими проблемами, я хочу встать на ноги! И нас, таких колясочников, очень много. Мы не можем пройти квалифицированный курс лечения даже раз в год – без квоты на это необходимы денежные средства. Мой курс лечения в таком центре составляет около 100 тысяч рублей. Таких денег у меня нет», – пишет Сергей Санаров.

Действительно, в настоящее время российское законодательство поставило в крайне неудобное положение инвалидов-колясочников, вынудив проходить все необходимые мероприятия по месту жительства. Далеко не каждый регион имеет специализированные центры реабилитации. Так что это проблема не только Алтайского края. По информации крайздрава, на территории региона отдельных реабилитационных центров для инвалидов не существует. Все пациенты проходят реабилитационные мероприятия в соответствии с заболеванием и реабилитационным потенциалом независимо от наличия или отсутствия инвалидности. В программе развития здравоохранения на 2013 – 2020 годы предусмотрены мероприятия на развитие реабилитационной помощи в крае. Однако, когда очередь дойдет до инвалидов-колясочников, не ясно. Так что пока придется проходить то лечение, которое может предоставить регион. Таков закон.

В настоящее время в Алтайском крае для проведения ранней, интенсивной и непрерывной реабилитации организована трехэтапная система оказания медицинской помощи взрослым и детям.

Первый этап оказания помощи – это организация работы по медицинской реабилитации в многопрофильных учреждениях, имеющих отделения реанимации или палаты интенсивной терапии (на базе 25 клиник края).

Второй этап – организация медицинской реабилитационной помощи в стационарных условиях в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, инвалидам, часто болеющим детям, нуждающимся в наблюдении специалистов по профилю оказываемой помощи, в проведении высокоинтенсивной реабилитации, а также нуждающимся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения, при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала).

 

*   *   *

Долг перед отцом

 

А это письмо прилетело к нам из приморского города Находки. Вера Константиновна Панова просит разыскать ее родственников. Мы представляем нашим читателям это письмо, быть может, кто-нибудь узнает в нем своих родных или знакомых и сможет помочь в розыске.

Мама была родом с Алтайского края. Звали ее Щеголькова (в девичестве Безгинова) Дарья Максимовна. У нее были братья и сестра, которая работала учительницей. Братьев звали Максим и Федор. Мама умерла в 1956 году. Папа умер в 1996 году осенью, но незадолго до смерти он меня попросил, чтобы я разыскала кого-либо из родственников мамы и передала от него прощальные слова с сожалением, что когда-то он предал память мамы. Все дело в том, что я лично должна передать им слова моего папы. А с поисками у меня не получается.

Я обращалась на передачу «Жди меня», однако мне пришел ответ, что Приморский край не обслуживается. А самостоятельно заняться розыском мне не под силу: я живу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Я инвалид II группы по общему заболеванию.

Мне от родственников ничего не нужно, я давно привыкла жить тем, что есть. Только помогите мне выполнить мой долг перед покойными родителями. Ведь никто не знает, сколько суждено прожить и нам. А если я выполню папину просьбу, на душе станет легче.

Адрес и номер телефона дома-интерната в Находке, где проживает Вера Константиновна Панова, есть в нашей редакции.

*   *   *

Ремонтировали, ремонтировали…

Наш постоянный читатель и автор Василий Клоков из Краснощеково поднимает очередную проблему.

С самой ранней весны в Краснощеково затеяли ремонт здания, где изначально располагается районное отделение почты, и, как сказали бы дети в своей скороговорке, ремонтировали, ремонтировали, да не выремонтировали. Прошла весна, пролетело лето красное, вот уже скоро полетят «белые мухи», а здание почты мало чем отличается от того, что остается после бомбежек или землетрясений: нет окон, нет пола, нет отопления, нет даже входа в здание! Войти, причем сразу же на второй этаж, можно лишь по боковой лестнице, которая явно не приспособлена для бокового хождения – крутая, узкая, с осыпавшимися ступенями, угрожающая нашим ногам и каблукам. Здесь можно запросто загреметь пусть не под фанфары, но на больничную койку. Не очень молодому и не очень здоровому человеку идти по такой лестнице сложно, а уж о пожилых и по-настоящему больных и говорить не приходится.

Кое-как взгромоздившись на второй этаж, видишь сотрудников почты, которые сами ужасно устали от такого долгостроя, и понимаешь: не они затеяли этот ремонт. Как им, беднягам, работать в таких условиях? Ведь по этой самой лестнице им нужно поднять на второй этаж все, что прибывает на почту, то есть все отправления.

На календаре октябрь. По ночам на высохшей и пожухлой траве и деревьях иней. А это значит, что температура опустилась до нуля и ниже. И это же означает, что за ночь каменное здание районного почтамта сильно промерзло, вымерзло, а у сотрудников зуб на зуб не попадает. Вот-вот наступит настоящая зима, а в здании нет отопления.

Но, несмотря на все это, нас встречают приветливые люди: улыбаются посетителям, стараются передать нам хорошее настроение. И им это удается. Мне чаще всего приходится общаться с двумя тезками – Светланами Николаевнами, которые работают в оперзале. А вообще, грустная складывается ситуация – можно лишь догадываться, что чувствуют сотрудники почты, продолжая обслуживать нас, посетителей, с прежней учтивостью и обходительностью. Ведь они делают для людей столько хорошего. А о них, получается, забыли?

Уважаемый Василий Алексеевич, мы передали ваше письмо в УФПС Алтайского края. Конечно, ремонт, как водится, дело долгое. Тем не менее надеемся, что в ближайшее время сотрудницы вашего почтового отделения будут принимать посетителей в теплом, отремонтированном здании.

Письма читала Анна БОДАГОВА.

Фоторепортаж