У века на виду

Женщин не принято спрашивать о возрасте. Что ж, это их слабость. Учтём это, общаясь с прекрасной половиной человечества

00:00, 31 января 2014г, Общество 2239


У века на виду Фото №1

Но иногда… они свой возраст даже и не пытаются скрыть, а сообщают о нём с лукавинкой в голосе, не без желания поразить незнакомого человека. Почему так? А есть причина. Например, у Марии Артемьевны Шипуновой из Сычёвки. 11 февраля 2014 года ей стукнет сто лет!

Ровесница Первой мировой

Повод для встречи с человеком, имеющим такой возрастной груз за плечами, более чем оправдан. Ровесница Первой мировой войны! У любой восемнадцатилетней девушки закружится голова от этой даты. А у тех, кто сидит сейчас за партой и изучает историю родной страны, тем более.

Прошлый век брал разбег, когда появилась на свет Маша Паршина в волостном селе Сычёвка, чтобы пережить с ним все перипетии, которые готовило время для односельчан и для неё, конечно, тоже. Единоличные хозяйства и колхозы, раскулачивание и разрушение местного храма, Великая Отечественная война, послевоенная разруха и возрождение хозяйства… Всему она была свидетелем, всё пережила, перетерпела, чтобы выстоять вопреки житейским бурям и невзгодам, вызванным событиями государственного масштаба. Устояла тростинка на ветру.

– Было нас в семье двое: я и брат Григорий. Он был призван на фронт, умер во время Великой Отечественной войны. Выполнял задание – распахивал поле после боёв в Смоленской области. Провалился на тракторе в ледяную воду, заболел туберкулёзом, – рассказывает Мария Артемьевна. – Семья наша была зажиточной, имела хозяйство, за что и пострадал отец, три года провёл в лагерях.

С подробностями, которые не могут не поражать и не вызывать удивление, рассказывает о своих родителях-тружениках. Материнская линия идёт от многочисленного и трудолюбивого рода Глумовых, среди которых знаменитый на весь край свекловод Михаил Глумов, его сын предприниматель Александр много сделал для родного села.

Сама долгожительница никогда не находилась на обочине жизни, которая не всегда была к ней благосклонна. Честно признаётся, что на учёбу была ленивой, поэтому окончила всего два класса, рано начала работать. Но, судя по тому, что хранит её память, по тому, как оценивает события своей жизни и всё то, что происходило вокруг, можно сказать: была бы она не последней ученицей, если бы продолжила грызть гранит науки. В 18 лет шуструю и любознательную девушку послали в Смоленское на курсы заведующих детскими яслями.

С удовольствием взялась Мария за воспитание юных односельчан. Дело было для неё новое, да и учреждение для села тоже. Память хранит подробности этой работы, судя по всему, любимой. Долгие годы потом, как вспоминает, взрослые окликали «няню Маню», не преминув напомнить о своём ясельном прошлом. И действительно, разве забудешь, как водила детишек в баню, шила им трусики и маечки, как кормила и обнимала, вытирала слёзы, пока родные матери работали в поле и на ферме?

Не до садиков и яслей стало, когда началась война. Но Мария Артемьевна тем не менее продолжила уход за малышами, только это были теперь… телята, цыплята. Она и сама шутит, что ей приходилось в жизни чаще всего иметь дело с порослью. Получалось везде: трудолюбия и доброты было в достатке. Хотя жизнь не жаловала: мужу приглянулась другая и Марии пришлось одной воспитывать двух дочерей.
Война – особая, памятная страница в её жизни. Приходилось буквально жить на ферме. Доила коров, овец, молоко которых шло на брынзу, возила его в Солоновку на быках.

Времена строгие были. Цыплят в поле выращивала. А тут коршуны налетят, поубавят птичье поголовье. Так до суда дело дошло, мол, плохо охраняла. Правда, строгого наказания не последовало: оправдали, поняли, что не виновата молодая женщина.

…В уютном доме, где сейчас она живёт с внучкой Валентиной, а находится он в Речном отделении Сычёвки, всё дышит теплом, покоем и добротой, потому что такие уж здесь хозяева, а начало семейному укладу положила Мария Артемьевна много-много лет назад. Об этом говорят в Сычёвке все, кто её знает. Узнав, зачем приехали незнакомые люди, принарядилась по случаю.

– Может, и вам песню спеть? – неожиданно предлагает она.

И затягивает одну из русских народных песен, знает которые в большом количестве. Оказывается, она участница художественной самодеятельности. Причём до недавнего времени выступала на сцене. Выезжала с фольклорной группой в Черновую. А ещё и стихи читала со сцены. Декламировала так, что люди аплодировали, что и мы сделали после её выступления. Есть артистизм и кураж у этой женщины! Заметив нашу удивлённую реакцию, парировала: «Меня ещё крёстный научил это стихотворение рассказывать, когда мне шесть лет было».

Уважать друг друга

Собеседница эта долгожительница отменная. Не только мудрый человек, но и весёлый, который не сдаётся в любой ситуации. Например, когда серьёзно заболела, стала упорно лечиться, прибегла к народным средствам. Таяла на глазах, но воля, желание жить и оптимизм выручили. Помогли листья лопуха. Не так давно вдруг руки не стали слушаться, но по совету врача Сычёвской больницы Николая Косинова стала делать зарядку. И куда только хворь девалась?! Сейчас руки послушны Марии Артемьевне, что она нам и продемонстрировала. А живущая неподалёку дочь, заглянувшая на огонёк, подтвердила, что она до недавнего времени по дому ещё работу делала.

Как сохранить жизнелюбие и активность в такие вызывающие уважение годы? А она секретов и не таит: «Меньше надо злиться, ругаться, обижаться друг на друга, надо уважать друг друга. В Сычёвке народ хороший, умеет работать. Во время войны, как ни трудно было, друг другу помогали. На работу с песнями и с работы тоже. Так и выживали».

Богатый ли человек Мария Артемьевна? Восемь внуков, 16 правнуков, рядом живёт дочь Августа. Есть тепло родных сердец и уважение родных и близких, любовь к жизни и понимание её смысла. А разве этого мало?

 

Галина ТАРАН.
Смоленский район.

Фоторепортаж