В Барнауле работают два «Фермерских островка»

18:13, 11 октября 2023г, Общество 1094


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

Фото Евгений НАЛИМОВ

У некрупных производителей пищевой продукции появился еще один канал сбыта. На прошлой неделе в Барнауле в торжественной обстановке открыли два фермерских магазина в гипермаркетах «Лента» и «Пятёрочка».

Формат «у дома»

Проект направлен на создание специализированных торговых площадок, действующих по модели «магазин в магазине» с целью помочь фермерам сбыть их продукцию на площадях федеральных торговых сетей. На сегодняшний день в России открыты 58 «Фермерских островков» в 27 регионах при поддержке Корпорации малого и среднего предпринимательства.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

– Формат «у дома» последнее время показывает наибольшую привлекательность, и мы видим перспективы дальнейшего развития. Покупатель получает свежие продукты непосредственно там, где живет, минуя длинные цепочки поставок, – отметила представитель Корпорации МСП Елена Молчанова.

В свою очередь врио начальника регионального управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев во время торжественного открытия магазина напомнил, что Алтайский край – это житница Сибири, которая снабжает продовольствием жителей не только нашей страны, но и других государств. Предприниматели смогли доказать менеджерам «Ленты», что они достойны присутствовать на этой площадке. И Евстигнеев думает, что «островок» принесет пользу как самой торговой сети, так и фермерам. Но самое главное, потребители получат свежие качественные товары.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Региональный директор ТС «Лента» Лола Жигальцова рассчитывает, что открытие новой точки с одной стороны станет приятным дополнением к ежедневным покупкам посетителей магазина, с другой поддержит малый бизнес края.

Через череду контролёров

Заметим, что «Фермерский островок» может открыть любой человек, имеющий предпринимательскую жилку. И среди множества таких людей в Алтайском крае сотрудники МСП выбрали индивидуального предпринимателя Дениса Елизарова, который занимается розливом природной питьевой воды.

– Мы, наверное, единственные из арендаторов, с кем так лояльно ведет себя администрация магазина, – поделился с «Алтайской правдой» своим тактическим успехом Денис.

Конечно, свою роль сыграло то, что этот проект инициирован на федеральном уровне, а так предпринимателю с улицы очень сложно о чем-то договориться с большой торговой сетью.

Поставщиков продукции тоже найти непросто, потому что мелкое фермерское хозяйство старается самостоятельно ее реализовывать. Крестьянам сложно готовить документацию для ритейла. Поэтому Елизарову пришлось выбирать из тех, кто покрупнее и готов фасовать свою продукцию, проводить ее через череду контролирующих органов и систем, таких как «Честный знак», «Меркурий».

– Допустим, компания «Лесной» изготавливает тушенку из мяса диких зверей. И чтобы внести одну позицию товара в «Меркурий», предприниматель тратит 30 минут. То есть, если ему надо продать шесть позиций, то он должен выкинуть три часа из своей жизни, – возмущается оператор «Фермерского островка». – Раньше же было проще: ветеринар проверил, печать на туше поставил и можно торговать. Поэтому фермеры не хотят связываться с официально работающей торговлей. Им проще продавать через соцсети и мессенджеры.

Елизаров собирается довести эти проблемы до контролирующих органов и Корпорации МСП, чтобы найти механизмы для их решения.

О прибыли

В настоящее время с Елизаровым сотрудничает около 15 ИП и компаний, работающих под такими брендами как «Логовская сыроварня», «Фермеры Алтая», «Алтайская ярмарка». Он покупает их продукцию, накручивая сверху процентов сорок-пятьдесят. Меньше нельзя, собственных расходов немало: только за аренду «Ленте» ежемесячно придется платить 3 тыс. рублей за метр площади, и надо еще самому получить прибыль: он же все-таки предприниматель. Так что ожидать в «Фермерском дворике» дешевых товаров не стоит. Можно лишь рассчитывать на высокое качество и свежесть.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

– Понимаете, продукция, приготовленная в небольших объемах в полукустарных условиях, не может конкурировать по себестоимости с массовым производством, но она выигрывает по вкусу. Можете попробовать у нас сметану. Это реально деревенская сметана желтого цвета, она пахнет сливками, как положено. У нас кошка ничего магазинного не ест, но эту сметану лижет с удовольствием, а вечером с ней дрались за колбасу, которую я принес домой на пробу, – смеется предприниматель.

На полках его магазина лежит в основном мясная и молочная продукция. Елизаров хотел бы еще расширить перечень сыров. Но сделать это непросто, потому что с «Лентой» был договор не пересекаться по ассортименту.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

В планах Дениса создать такие же фермерские островки в Кемерове и Новосибирске, где покупательская способность повыше. К тому же для нескольких магазинов можно закупать больше, поставщики могут делать скидку, что улучшит экономику бизнеса.

Мнения

Сотрудник КФХ «Яромакс» Нина Колядина:

– Наши свиньи, птица, бараны, коровы нагуливают бока вблизи села Рассказиха Первомайского района. Из их молока и мяса производится продукция под брендом «Ферма Алтая». Она реализуется через сайт и примерно в 40 магазинах Барнаула. Присутствие в «Фермерском островке» нам даст дополнительный канал сбыта и еще большую узнаваемость бренда. Не все бабушки умеют пользоваться Интернетом, а придя сюда, они увидят нашу продукцию.

Я не считаю введение «Меркурия» большой проблемой для производителей животноводческой продукции, хотя оформление занимает много времени. Так и прохождение через систему «Честный знак». На каждую единицу товара надо получить матрикс-код.

Но надо философски относиться к этим трудностям: государство издало закон, а мы его должны выполнять.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Коммерческий директор «Логовской сыроварни» Елена Шипилова:

– Индивидуальному предпринимателю сложно реализовывать нашу продукцию, потому что она дороже среднестатистического молока и сыра, который находится на полках его магазина. И тогда мы три года назад открыли свою первую точку и увидели, что наши изделия там неплохо продаются. Сегодня хозяйство имеет фирменную сеть и представлена в нескольких гипермаркетах «Мария-Ра». А теперь появилась возможность попасть как минимум в «Ленту». Мы долго не шли в гипермаркеты, потому что в них на многометровых полках молочных изделий очень сложно выделиться фермеру. Но в «Фермерском островке», я уверена,  наши товары будут востребованы, так как это специализированный магазин, рассчитанный на качественную и дорогую продукцию. И мы рады поддерживать этот проект, участвуя в его продвижении дегустациями, выкладками и подарками.

Фоторепортаж