От «портфолио» до ЕГЭ – один учитель

Завершился конкурс молодых учителей «Педагогический дебют»

00:00, 04 февраля 2014г, Общество 2130


От «портфолио» до ЕГЭ – один учитель Фото №1

Он проходил в крае впервые и является, по сути, одной из номинаций главного педагогического соревнования «Учитель года Алтая». Инициатива создания конкурса исходила от недавно образованной Ассоциации молодых педагогов.

Идея была поддержана клубом «Учитель года Алтая» и Главным управлением образования и молодежной политики. Напомним, в заочных испытаниях приняли участие 37 учителей, а в финал вышли десять человек, набравших наибольшее количество баллов. В очных испытаниях участвовали пять учителей русского языка и литературы, два учителя физкультуры и по одному – математики, информатики и иностранного языка.

По итогам первых двух испытаний (презентации проекта и открытого урока в барнаульской гимназии № 74) определились три лауреата: учитель физической культуры Михайловской школы Евгения Магонова, учитель русского языка кытмановской школы № 1 Айгуль Пауль и учитель иностранного языка Правдинской школы Первомайского района Олеся Отмашкина. Им предстояло заключительное испытание – «Круглый стол» образовательных политиков», темой которого стал Профессиональный стандарт педагога, документ, горячо обсуждавшийся работниками образования в конце прошлого года.

Учитель по стандарту?

Участие в дискуссии принимали вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов, председатель комитета по социальной политике Барнаульской городской думы, учитель года Алтая-2011 Марина Ермоленко, а также член губернаторского клуба учителей-новаторов, директор Чернокурьинской школы Мамонтовского района Геннадий Иванов. Конкурсантам предстояло продемонстрировать понимание современных процессов в системе образования. А ведущим «круглого стола» стал учитель года Алтая-2013 и лауреат Всероссийского педагогического конкурса Алексей Лисин, который вполне справился с задачей формулировать неудобные вопросы: зачем стандартизировать деятельность учителя? Действительно ли без профессионального стандарта педагога образование не сможет развиваться? И не слишком ли часто, пытаясь что-то улучшить, мы оглядываемся на Запад? В ответе на последний вопрос конкурсантки были единодушны: равняться на лучшие западные идеи необходимо, новые технологии, если окажутся полезны, обязательно приживутся. Однако не стоит забывать и о тех традициях, которыми может гордиться российская школа.

Участников поддержал Юрий Денисов, который отметил еще одну цель принятия нового документа: «Сегодня речь идет о том, чтобы наша система образования и его качество позволяли гражданам России уютно чувствовать себя по всему миру. Иметь возможность продолжить свое образование в другой стране или трудоустроиться с нашим образованием, найти себе дело по душе. То есть речь идет о взаимном признании образовательных программ и результатов. Именно это главная причина, по которой мы смотрим не только на Запад, но и на Восток тоже».

Еще одной темой для обсуждения стал баланс между работой учителя «на портфолио» (то есть на внешнюю оценку) и подготовкой учеников, который, как выяснилось, не так-то просто соблюсти. Позволит ли Профессиональный стандарт действительно объективно оценивать труд учителя? Айгуль Пауль считает, что уровень преподавания оценивать в принципе довольно трудно, так что даже с учетом принятия документа результат гарантировать трудно. В то же время молодые педагоги отмечают, что документ четко регламентирует нормы, которым должен соответствовать учитель. «Теперь нам есть на что ориентироваться, и эти критерии едины для всех. Соответственно, учитель может наметить пути своего развития, если знает, к чему стремиться», – считает Олеся Отмашкина.

– Вопрос в том, насколько эта модель соответствует нашим представлениям об идеальном учителе, и здесь мнения нашего педагогического сообщества разделились, – признал Юрий Денисов. – Во многих видах спорта есть обязательные и произвольные программы, и если подойти к стандарту, то его можно считать такой «обязательной программой». Но творчество от стандартов уже не зависит. Мы будем постепенно совершенствовать и этот стандарт, и процедуры оценки работы педагога. Но некие общие для всех ориентиры крайне важны.

Участники обсуждения пришли к выводу, что напугавшая многих фраза «Стандарт – это инструмент отбора педагогических кадров в учреждения образования» в реальности вряд ли несет в себе настоящую угрозу для выпускников педагогических вузов (в школах и так дефицит молодых кадров, другое дело, что положения стандарта позволят впоследствии «воспитать» в школе молодого педагога). А директор Чернокурьинской школы Геннадий Иванов заметил, что стандарт и вовсе потряс его «своей нестандартностью»:

– Он написан последними романтиками в педагогике. Перед тем как равняться на Запад, люди оглянулись на нашу отечественную педагогику. Этот документ представляет тот идеал, к которому мы должны стремиться. Может, к нему ближе люди, которые работают в московских или просто городских школах. Я – директор сельской малокомплектной школы, и сегодня мы действительно не по стандарту принимаем молодых педагогов, потому что учителя не стоят к нам в очереди. Но мы стараемся сделать так, чтобы они стремились к идеалу.

Последним стал вопрос, какие изменения участники внесли бы в текст документа (а стандарт можно будет совершенствовать как на региональном, так и на муниципальном уровне). Олеся Отмашкина сказала, что в нем нужно учесть особенности малокомплектных школ, как та, в которой работает она сама. «У нас не предусмотрены ставки педагога-психолога, медицинского работника, методиста и даже завуча, поэтому вся работа по составлению планов воспитательной работы делается немножко вслепую». На это Юрий Денисов дал поручение создать специальную структуру, которая будет заниматься поддержкой малокомплектных школ и комплексно решать их проблемы.

В правильном направлении

На награждении чествовали не только лауреатов и победителя «Педагогического дебюта», но и участников конкурса «Новый проект для новой школы» – еще одной инициативы Ассоциации молодых педагогов. В нем приняли участие 35 молодых учителей со стажем до пяти лет из 17 муниципальных образований края. Кроме того, в зале Барнаульского педагогического колледжа присутствовали 24 участника заочного этапа конкурса «Педагогический дебют».

– Молодых педагогов в английских школах называют «зелеными учителями», потому что они еще не испорчены нашей педагогической зашоренностью, ведь учитель – это не профессия, а диагноз. На улице всегда можно узнать учителя по осуждающему и оценивающему взгляду, – пошутил Юрий Абдуллаев, председатель краевой организации профсоюза работников образования и науки. – Сегодня, услышав такие яркие, свежие мысли конкурсантов и впечатления членов жюри от открытых уроков, мы поняли, что все, что делается в крае для поддержки молодых, правильно и очень нужно.

А председатель Ассоциации молодых педагогов Татьяна Янкина пожелала финалистам не стоять на месте и обязательно реализовать свои конкурсные проекты на практике. Специальные призы вручили также представители клуба «Учитель года Алтая», краевой педакадемии и академии образования им. В.М. Шукшина (Бийск), Каменского и Рубцовского педагогических колледжей и члены жюри.

Ну а лучшим молодым педагогом края была признана Олеся Отмашкина из Правдинской школы Первомайского района. Корреспондентам «АП» она рассказала, что самым тревожным конкурсным испытанием для нее стал открытый урок.

– Мне достался второй класс, я вела английский язык. Ребятишки замечательные, мы нашли общий язык. У меня были некоторые опасения: обычно урок идет 45 минут, а тут нужно было уложиться в полчаса, но при этом мы не имели права сократить структуру урока. Я поняла, что мне все удалось, когда ребята в конце спросили, не приду ли я к ним еще, – улыбается учитель.

– Вы работаете в маленькой сельской школе, а открытый урок проходил в барнаульской гимназии…

– Это был интересный опыт, потому что мне раньше казалось, что дети должны отличаться, но оказалось, что это не так. Почему я еще люблю учащихся начальной школы – они непосредственные, открытые и ждут от тебя какого-то чуда. На моем уроке мы совершили виртуальную экскурсию на английскую ферму, познакомились со сказочными героями и мне нужно было создать условия для увлекательного путешествия. Было очень приятно, что детям понравилось.

– А уроки других участников вам удалось посмотреть?

– Да, я посетила четыре занятия из десяти и могу сказать, что мы все большие молодцы. Оказалось, что нам есть чему поучиться друг у друга, так что мы решили обменяться своими презентациями, конспектами уроков и воспитательными программами.

– Решающим испытанием стал «круглый стол». Каковы ваши впечатления?

– Образовательные политики не так сердиты, как кажется. (Смеется.) Это было живое общение, дискуссия по очень важным вопросам. Мы изучали Профессиональный стандарт учителя, и задача была высказать свое мнение. Меня тронуло, что мое предложение по малокомплектным школам услышали – сейчас пока трудно сказать, каким образом нам будут помогать, возможно, создадут некую рабочую группу, которая будет оказывать нам необходимую помощь, или специальные курсы повышения квалификации. Любая методическая поддержка нам не помешает.

– Как вы думаете, что вам даст этот конкурс в профессиональном плане?

– Пока у меня такое чувство, что я показала все, что могу. Мне есть куда расти и к чему стремиться, но главное – конкурс показал, что двигаюсь я в правильном направлении.

Фоторепортаж