«Управляшкам» собираются подрезать крылышки

Для работы в коммунальной сфере скоро придется сдавать экзамены и получать лицензии

00:00, 13 февраля 2014г, Общество 2032


«Управляшкам» собираются подрезать крылышки Фото №1

Но до принятия закона проект о лицензировании управляющих компаний (УК) должен пройти широкое обсуждение в регионах. Об этом заявил секретарь генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов на расширенном заседании президиума генсовета в Москве.

Начало

Мероприятие прошло в режиме видеоконференции. На связи с Москвой находились члены партактивов 83 субъектов РФ. Так что нам удалось воочию наблюдать за ходом встречи вместе с руководством краевых «единороссов», а также с депутатами и экспертами в сфере коммунального хозяйства.

– Необходимость закона обсуждалась еще на XIV съезде «Единой России» (октябрь 2013 года. – Прим. авт.), – сказал Сергей Неверов, открывая заседание. – Создание саморегулируемых организаций (СРО) в коммуналке является во всем мире достаточно эффективной мерой при работе с управляющими компаниями. Но…

Он признал, что обстановка на данном этапе все-таки заставляет отдать предпочтение лицензиям, а уже затем логично дойдет очередь и до СРО. А сегодня они подводят некую промежуточную черту в работе над подготовкой документа.

Важный момент

– Объем платежей только за услуги ЖКХ по стране составляет в год более 1,5 триллиона рублей, – взял слово руководитель партийного проекта «Управдом», депутат Госдумы Павел Качкаев. – По оценкам экспертов, из-за непрофессионализма сотрудников УК издержки достигают около 160 миллиардов.

По его информации, если руководитель компании имеет непогашенную судимость, предусмотрен отказ в выдаче лицензии. Отзыв ее осуществляется только через суд. Органам жилищного надзора и прокуратуре такие права не делегируются. Отстранение УК от обслуживания домов возможно еще при наличии двух нарушений в год. Точнее, в 15% управляемого жилого фонда. Пришла пора понуждать коммунальщиков к мотивации на качественное исполнение обязанностей.

Несколько замечаний высказала представитель Общественной палаты России Светлана Разворотнева. Тоже призвала к взвешенному подходу. Ибо резкие телодвижения могут разрушить рынок УК-услуг. Отток оных уже наблюдается.

Ещё моменты

Тем же маленьким «управляшкам», к примеру, на селе, не под силу соответствовать высокому уровню заявленных требований. Поэтому бережная и аккуратная проработка механизма аннуляции лицензий подразумевает участие не только экспертов, но и самой общественности. С аргументами Светланы Викторовны согласился самарский представитель «единороссов» Александр Фетисов и добавил:

– Дабы исключить возможность появления в процессе лицензирования коррупционных механизмов, предлагаю создать постоянно действующую комиссию по приему аттестационных экзаменов. Плюс ввести открытый реестр недобросовестных учредителей и руководителей организаций…

– У нас на сайте выставлен текст законопроекта в последней на данное время редакции, – вступил в разговор министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. – До лета хорошо бы завершить создание всей нормативно-правовой базы и с 1 сентября заняться выдачей разрешительных бумаг. Естественно, новая серьезная функция ляжет на плечи региональных органов госжилнадзора. Властям субъектов надо еще раз посмотреть их возможности… Будет два единых федеральных реестра. Первый – для лицензированных компаний, второй, тоже открытый – для дисквалифицированных руководителей.

И ещё…

– Есть риск, что в свете новых решений управкомпании начнут отказываться от нерентабельных домов, – обозначил проблему секретарь парторганизации Игорь Козель (Республика Коми). – Второе. Надо сделать лицензирование бесплатным или относительно дешевым хотя бы на первом этапе. Это правильно. Мы все понимаем, что любая затратность непременно отразится на стоимости услуг УК.

– Да, большим компаниям, может, и не трудно заплатить 500 тысяч рублей, а мелкие крепко задумаются и про 20-30 тысяч, – поддержал выступающего секретарь партотделения Сергей Овчинников (Челябинск). – Я думаю, здесь нужны отдельная рабочая группа и большее время на обдумывание.

В итоге присутствующие сошлись на идее обязательного присутствия в законе региональных мнений. Другими словами, решений исполнительных и законодательных властей на местах с учетом всевозможных экспертных выкладок и народных пожеланий... «АП» продолжает внимательно следить за развитием событий.

Кстати

А ведь верно подмечено

Медиалог от 4 февраля. На встрече с журналистами региональных СМИ губернатор Александр Карлин среди прочего констатирует: юристы ошибочно пропустили в законодательство сферы ЖКХ термин «управляющая организация». По мнению главы региона, эти компании занимаются не управлением, а именно обслуживанием жилых домов. А неправильное определение ведет к негативным последствиям.

– Абсолютно некорректный термин! – сказал он. – Этим самым акцент сдвигается не в ту сторону. Получается, что они нами управляют. Да это же мы их наняли нас обслуживать! Управление – это совершенно другой набор компетенций. Бирку им повесили, а люди должны к ним на коленях ползти… Мы хозяева. У меня, у вас, у него есть жилье в собственности, и мы, как собственники, наняли эту организацию обслуживать нас – мыть подъезды, прибирать, обеспечивать нормальное функционирование коммунальных дел в доме. Вот и все… Представьте себе, вы наняли сторожа к себе на дачу, а он потом закрыл перед вами дверь. Сказал, что вы пришли поздно или не в том виде, в каком он желал бы вас видеть. Вот у нас примерно так же с управляющими компаниями произошло.

Комментарии

По всей строгости домкома

Борис Трофимов, секретарь Алтайского регионального отделения партии «Единая Россия»:

– Сфера ЖКХ остается приоритетным направлением работы партийцев. Качество обслуживания управляющими компаниями необходимо повышать. Введение лицензирования их деятельности на сегодняшний день самая эффективная мера.

Новый законопроект предполагает внесение очередных изменений в Жилищный кодекс. Но решение должно быть взвешенным и осмысленным, а потому требует широкого и всестороннего обсуждения. Региональное отделение партии готово выступить площадкой для сбора инициатив и предложений по доработке базового текста. Для нас важно услышать мнение представителей исполнительной власти региона, депутатов, экспертов и аналитиков, коммунальщиков, председателей советов жильцов в многоквартирных домах.

Лицензирование позволит убрать с рынка недобросовестные управкомпании. Однако при этом необходимо детально прописать механизм получения и отзыва документа, а также прохождение руководителями квалификационной аттестации. Для тех, кто ведет честную работу, получение лицензии не должно стать проблемой.

Андрей Голубцов, заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства края, начальник управления коммунального хозяйства:

– Ныне согласно пункту 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не обязана иметь какую бы то ни было лицензию. Для того чтобы получить разрешение на деятельность, ей достаточно иметь уставной капитал
10 000 рублей. В таком случае вывод о возможном уровне профессионализма, квалификации и ответственности сотрудников напрашивается сам собой. Как это может отразиться на качестве обслуживания, вы знаете.

Да, проблема эта назрела довольно давно. Тема обсуждается уже несколько лет. В свое время по аналогии со строительной отраслью здесь тоже рассматривался вопрос о необходимости создания саморегулируемых организаций и обязательном членстве в них. Но никаких нормативных актов ни на федеральном, ни на региональном уровне не последовало. Нерадивые компании легко уходят от наказания рублем. Объявляют себя банкротами, меняют вывеску и вновь появляются на рынке коммунальных игроков, подрывая авторитет добросовестных коллег.

Кроме того, штрафы в отношении УК бьют по карману простых жильцов. Ведь по большому счету управленческие деньги – это деньги простых владельцев квартир. А внедрение системы лицензирования грозит нарушителям реальной ответственностью, и не за счет средств граждан. Через суд можно приостановить действие лицензии или даже аннулировать ее.

Сергей Гричанов, заместитель руководителя Государственной инспекции Алтайского края, руководитель Госжилнадзора:

– Изменения в жилищном законодательстве последних лет значительно расширили возможности инспекции по контролю деятельности компаний. В частности, дополнительные полномочия получило и наше ведомство. Однако принятых мер оказалось недостаточно. И введение лицензирования УК является сегодня наиболее эффективной мерой.

Это поможет оградить рынок, убрать с него недобросовестных исполнителей и дать просторную дорогу тем управленцам, которые имеют первоочередной целью обслуживание домов, а не получение доходов. Притом необходимо в новом законопроекте детально закрепить механизм получения и отзыва лицензии, а также прохождение квалификационной аттестации.

Важным моментом является и лишение права на управление многоквартирным домом, так как при этом не должны пострадать его жильцы... Кстати, проект закона подразумевает: в случае лишения права управления конкретным домом начисление платы за коммунальные услуги будет осуществлять ресурсоснабжающая организация. Однако там ничего не сказано о механизме передачи показаний индивидуальных приборов учета – от управляющей организации к ресурсоснабжающей. На практике это наверняка приведет к искажению данных. Поэтому до принятия закона необходимо его всестороннее обсуждение.

 

Вадим Зарубин, экономист, председатель совета жильцов дома на ул. Красноармейской (г. Бийск):

– Спору нет, дело нужное. Пора подстричь крылья иным «управляшкам», а то ведь «страшно далеки они от народа», причем за его же деньги. То бишь за наши с вами. Волнуют и другие моменты.

Ориентировочно к маю гражданам предложат выбрать способы формирования фонда капитального ремонта. Нам предстоит решать, куда вносить ежемесячную сумму – на специальный счет или на счет регионального оператора. Серьезный вопрос! А тут еще одна забота – обсуждение лицензирования. Полагаю, без участия общественности не обойдется. Впрочем, ее мнение можно предугадать без труда. Это первое.

Второе. Насколько понимаю, выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора субъектов РФ, а отзывать – суд. Значит, на них ложится дополнительная и очень большая нагрузка. Готовы ли они, справятся ли? Ну судейская область еще куда ни шло. Однако с большим интересом адресовал бы данные вопросы нашему надзорно-контролирущему ведомству. Например, Сергей Николаевич Гричанов и закон похвалил, и высказал очень даже дельное мнение по определенному направлению. А о будущих заботах ни слова. Как в ГЖИ будут делить их с потоком текущих жалоб и прочих гражданских обращений?

Третье. Процесс аттестации руководителей, лицензирования, приостановка и отзыв лицензий представляются мне потенциально опасной почвой в коррупционном плане. А также в отношении возможного диктата заинтересованных лиц. Типа «не пойдешь в колхоз – корову отберем».

Фоторепортаж