О браконьерах, морали и экологии

00:00, 13 февраля 2014г, Общество 2603


О браконьерах, морали и экологии Фото №1

Постоянно растут штрафы, иски за незаконную охоту, а браконьерства меньше не становится, что очень беспокоит госохотинспектора Евгения Бердичевского. В 2013 году на подведомственной ему территории, а это три района – Мамонтовский, Завьяловский, Романовский, составлено 92 протокола. Это лучший в крае показатель. С одной стороны, порадоваться бы надо, что так хорошо работает, с другой стороны, понимает, что нет гарантии, что кто-то не ушел безнаказанным. Как допускается безнаказанность, в чем ее причина? Что тревожит госохотинспектора? Выясним?

Простая арифметика

Наша беседа и началась с попытки разобраться в ситуации.

На специалиста сегодня в крае приходится по три и более районов. Это слишком большие территории для контроля. В сентябре 2012 года, Евгений Михайлович слышал, было поручение президента Правительству РФ, чтобы рассмотрели вопрос о не менее 3 специалистах в каждом муниципальном образовании! Конечно, если к этому придем, будет идеально.

Сегодня выявляется 10-20 процентов нарушений правил.

Наиболее типичные – транспортировка продукции охоты без отметки в разрешении о добыче. То есть добыл утку, зайца – обязан записать дату в разрешении, но многие этого не делают. Есть норма добычи на каждый объект охоты. Охотятся без документов, когда человек не имеет при себе вопреки правилам не только разрешения на добычу. Выявлено 3 случая охоты с незарегистрированным оружием. Находятся в транспортных средствах с собранным, незачехленным, а иногда и с заряженным ружьем.

С самого начала нынешнего года отмечается всплеск незаконной охоты с фарами. За неполный месяц на вверенной территории составлено 9 протоколов об административных правонарушениях. Заведено уголовное дело и продолжается следствие по незаконному отстрелу лося.

Хорошо сработал охотпользователь из Романовского района Анатолий Меняйло. Задержаны граждане, которые незаконно отстреляли косулю в угодьях в закрытые для охоты сроки.

Еще случай. Два жителя незаконно добыли молодую лосиху, в чем признались, не стали юлить, это редкость. Чаще всего ведут себя иначе. Как в произошедшем в 2012 году в селе Корчино, когда весной отстреляли 2 лосей, попались. Вначале одно говорили, потом стали отпираться. Дело находится в суде, они всячески стараются уйти от ответственности.

На примере Мамонтовского района может подтвердить, что территория угодий – уникальная. Преобладает лесостепь, ленточные боры – Барнаульский и Кулундинский проходят по границам района, а Касмалинская лента пересекает территорию. «Здешний бор в дорогах, лес рубят в местах концентрации копытных, большой фактор беспокойства для животных. Пытаемся их защитить от голода, браконьерской пули или петли».

Проводят охранные мероприятия с сотрудниками полиции, здорово помогает Мамонтовский межмуниципальный отдел полиции. Постоянно в рейдах с разрешителем Сергеем Тумашовым. Сотрудничают с Александром Шибковым из Завьяловского отдела. Егеря «Алтайприроды» болеют за природу: Валерий Бровко, егерь государственного заказника «Завьяловский», Владимир Шевченко – госзаказника «Мамонтовский». В одной упряжке работают с экологом Юрием Рязановым. Помогает председатель правления охотобщества Александр Ширкеев, большое ему спасибо. Охранять свои охотугодья – святая обязанность председателя правления общества охотников.

Ему хотелось, чтобы и в Завьяловском райне улучшилась работа. Там председатель правления общества – молодой, полный сил и энергии Алексей Поломошнов, угодья прекрасные, 4 егеря. А браконьерство процветает. В чем причина? Где слабое звено? Надо добиваться, чтобы картина изменилась. Хотелось госохотинспектору, чтобы отношение было как у Меняйло, который буквально живет и работает в угодьях.

В последнее время растет сознательность людей. Немало поступает звонков о нарушениях, стараются по каждому выехать на место, разобраться. Нередко сигналы и обращения жителей сел помогают предупредить правонарушения. Говорит, что еще два-три года назад такого доверия людей не было, больше сквозило безразличие, типичное – моя хата с краю. «Люди видят, что мы боремся с беззаконием, и помогают. Меняется психология селян. Они начали задумываться об отношении к природе, о том, что же оставим потомкам».

О весенней охоте

О ее пагубности немало говорится. Личное мнение Евгения Бердичевского: если бы эта охота проводилась и сегодня так, как ее описывали Пришвин, Аксаков, Бианки, тогда не было бы, он уверен, такой остроты вопроса. Пусть бы она была. Однако все изменилось. Разве популярны сегодня разговоры о том, что вот, выехал человек с подсадной уточкой, добыл одного-двух селезней и радуется, развел костерок, отдохнул. Сегодня, если мешок не набил, считается, охота не удалась – такое понимание у многих людей. Я категорический противник проведения весенней охоты. Может, на численности утки не так она сказалась, а серого гуся резко и значительно сократилось.

Есть в заказнике «Мамонтовский» озеро Гусиное. В начале 90-х годов, пока не была открыта весенняя охота, тысячи гусей поднимались с воды и непрерывной веревкой в течение часа уходили кормиться на поля.

Как только открылась весенняя охота, картина резко изменилась. Весенние запреты последних двух лет понемногу выправляют ситуацию, это подтверждают учеты, которые мы проводим. Однозначно весенняя охота недопустима.

Раньше сроки охоты устанавливались в каждом регионе свои. На сегодня федеральное законодательство таково, что определяются сроки охоты заранее, а мы ведь не знаем, какой будет весна – затяжной или ранней. Когда утка прилетит, когда сядет на гнездо? Если бы все эти моменты учитывать, тогда, естественно, другое дело. Раньше весенняя охота проводилась в тот период времени, когда самки уже сели на гнездо, болтались по угодьям одни селезни, практически от той весенней охоты ущерб был невелик.

По действующему законодательству охота открывается в определенный срок. Откроем, а утка только начинает прилетать, всего не учтешь, погода каждый год преподносит свои сюрпризы.

Численность копытных пока стабильна благодаря тому, что в 2013 году была развернута акция по спасению косули. Только по Мамонтовскому заказнику в снегах было пробито с помощью тяжелой техники около 200 километров дорог. Постоянно вывозили сено, рапс, шляпку подсолнечника, зерносмесь для подкормки, заготавливался веточный корм. Естественного падежа животных я не наблюдал, по крайней мере, на территории своих районов.

Очень много людей, далеких от охоты, звонили, предлагали помощь и оказывали ее. Эта работа не останавливается.

Просто или…

Есть мнение, что спасали косулю в 2013 году для охотников. Так ли это? Евгений Бердичевский считает, что такая точка зрения слишком однобокая. Если не спасать? Что тогда? Урон для природы. Говорит, что на своей территории знает каждую косулю «в лицо». Вся добыча жестко регламентирована. Все учтено.

Нынче природа помогла копытным. Многие охотники ждали, когда установится снежный покров, чтобы идти по следу, и не воспользовались разрешительными документами. Кто-то и досадует, а копытные-то спаслись. Удивительно, что по стечению обстоятельств произошла компенсация фауне за прошлогоднюю тяжелейшую зимовку. Заметим, что не сами охотники пощадили, отказавшись от выстрелов, их поставили в такие условия небеса. Есть повод поразмыслить?

На протяжении 5 лет с экологом Юрием Рязановым сеют рапс, подсолнечник. И косули выходят кормиться. Об этом, конечно, народ прослышал. Приезжают в это место целыми семьями, чтобы посмотреть на симпатичных обитателей дикой природы. Бывает, 2-3 машины на дороге стоят, взрослые, дети рядом. Находятся и подлецы, им лишь бы урвать кусок. Косули набили тропы к местам кормежки, а эти люди на тех тропах расставили петли. По словам госохотинспектора, их сняли около 70. «Разве это охота? Очень быстро разобрались с тем случаем».

Не сказал бы, что какой-то охотничий вид находится на грани исчезновения. Такого нет. А что касается весенней охоты, еще раз повторился: пока самосознание человека будет оставаться на прежнем уровне, ничего хорошего ждать не приходится. Он всегда говорил и остается при своем мнении и сейчас: необходимо возвращаться к старым принципам, когда охотник благородно относился к живой природе и уважительно – к закону.

На Алтае происходит интересная ситуация: постоянно заселяются и распространяются те виды животных, которые ранее не обитали. Выживают и приживаются. Например, кабаны. Но и не только охотничьи виды. В Завьяловском районе на протяжении ряда лет гнездится и выводит потомство пара пеликанов. Три года тому назад сбились с маршрута и приземлились в селе Суслово на сельский огород пять пеликанов. Их потом отловили и перевезли в Барнаульский зоопарк.

В последние годы растет численность лебедя-кликуна. Особенно это заметно на пролетах. Есть озеро Большое Горькое длиной около 70 километров, оно лежит на территории нескольких районов. На нем весной, когда массово приходит лебедь, останавливаются на отдых десятки тысяч птиц, воды не видно, озерное зеркало – белоснежное. На территории Мамонтовского района гнездится несколько пар.

Сюрпризы погоды, изменения климата иногда обращают на себя внимание, заставляют удивиться. Например, осень была очень теплая и он наблюдал осенний ток тетерева в ноябре. Это было странно. Такое видел впервые осенью. Для зайца считается благоприятным сухое лето. В 2013 году лето было очень дождливое, но резко поднялась численность зайцев, осенью, когда выезжали на ночные дежурства, часто встречали маленьких зайчат. Вроде бы неблагоприятные погодные условия, а два помета зайчихи принесли. Уже не припомнят такого. Заяц исчезал, не прошло бесследно большое количество химии, которое выливалось на поля.

Правильно или…

Почему-то считается, что все надо регулировать охотой. Правильный ли это взгляд?

Очень много было нескошенных сенокосов, неубранных полей, в частности, подсолнечника, и практически вся косуля осенью отсиделась там, ее невозможно было добыть, потому осталось много незакрытых разрешений. Для сельского хозяйства – беда, а для животного мира – благо.

Многие охотники говорят, что численность животных снижается, стрелять стало нечего и все вокруг виноваты, кроме охотников. Почему такое происходит?

В начале 90-х, когда действовали на территории края старые правила, в них было четко написано, что запрещалось движение на транспорте по охотугодьям. Только по полевым дорогам или только до станов, а вся остальная охота – пешком. Что сейчас? Посмотрите, сколько сегодня снегоходов – бедствие в охотничьих угодьях. Это первое. Второе. Езда на автомобилях. Пешком охотятся единицы. В оправдание говорят: мы переехали от околка к околку. А на самом деле, как потом выясняется, подлетели на «уазике» с одной стороны, следы есть, высадили загонщиков, с другой – сами остановились. Прогнали, отстреляли – в машину и поехали дальше. А потом говорят: а почему меньше зверья становится?

Многие обижаются, мол, за что наказывать, если ружье разряжено? Вот что произошло недавно. Четверо жителей Волчихинского района заехали на территорию Романовского без документов на добычу, отстреляли незаконно косулю. Когда были задержаны директором охотхозяйства «Фортуна», он им говорит: давайте доедем до трассы, оружие разрядите, сейчас подъедет охотовед, будем разбираться в ситуации. И что получилось? Они вытащили патроны из стволов, разрядили, а в магазине остались. И тот гражданин, который был на переднем сиденье с водителем, что он делал, не знаю, но в упор выстрелил себе в плечо дробью. Увезли в больницу. Пожалуйста, живой пример. Это было 8 января.

Может, не созрели?

Евгению Михайловичу хотелось, как он выразился, чтобы больше внимания на нас обращало государство, чтобы больше было финансирование, запчастей, бензина. Есть надежды в связи с объединением управлений охотничьего хозяйства, лесами и природных ресурсов. Увеличены федеральные субвенции почти в два раза именно на охотничье хозяйство. На приобретение ГСМ, штатные единицы. Считает, что поручение президента правительству сыграло свою роль. И то, что прошедший год по инициативе президента объявлялся Годом охраны окружающей среды, тоже помогло.

А желание работать, стоять на страже природы, чтобы все было по закону, никогда не проходило. И всегда неспокойно на душе, когда встречаются люди, для которых закон не писан. И произносят доводы в свое оправдание, ссылаются на персон, занимающих высокое положение, которые считают, что сойдет с рук.

Он говорит, что да, у нас не водятся снежные барсы, но существует закон, Правила – и они для всех, как и живая природа, все ее многообразие.

Есть редкие животные, занесенные в Красную книгу. Возможно, человек их и не встречал никогда. Например, симпатичная уточка луток. В прошлом году задержан гражданин из Завьяловского района, который незаконно отстрелял двух лутков. За каждую уточку заплатил по 3 тысячи рублей плюс штраф. Кто подсчитает урон, нанесенный родной природе? Люди этому не научились. Может, пока не созрели?

Справка «АП»
Евгений Михайлович Бердичевский родился в селе Мамонтово в 1976 году. Служил в Монголии. Образование высшее: окончил Иркутский государственный сельскохозяйственный институт (специальность – биолог–охотовед). В настоящее время – ведущий специалист отдела организации охотничьего хозяйства Управления охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, гос-охотинспектор.

Фоторепортаж