Вечно гонимый народ

Предпринималось несколько попыток поселить на Алтае большие группы евреев

00:00, 14 февраля 2014г, Общество 6848


Вечно гонимый народ Фото №1

Речь идёт о периодах Первой и Второй мировых войн, а также середине 1920 годов, когда по поручению центральной власти СССР серьёзно изучался вопрос о создании автономии трудящихся евреев на Алтае и мифах о готовящейся депортация всех евреев в Сибирь.

Проект «иудейской экспансии»

С 1791 года в Российский империи существовала так называемая черта оседлости, существенно ограничивающая места проживания и передвижения еврейского населения. В Сибири ему запрещалось заниматься золотодобычей и винокурением, была введена процентная норма при приёме в средние и высшие учебные заведения, закрывавшая доступ в адвокатуру и возможность участия в органах местного самоуправления. Но жёсткие меры в отношении этого народа распространялись не на всю Сибирь, куда, как и прежде, высылали ссыльных, где делали послабления для въезда предприимчивых людей.

Однако на кабинетских землях горнозаводского Алтая, который, как известно, принадлежал императорской династии, существовал жёсткий запрет на водворение лиц иудейского вероисповедания. Здесь могли проживать только евреи-врачи, отставные николаевские солдаты, отслужившие в армии 25 лет, да так называемые выкресты – люди, перешедшие из иудаизма в христианство. Таковым, к примеру, был известный барнаульский пароходовладелец Евгений Ельдештейн.

В 1864 году в Барнауле не проживало ни одного еврея, в Бийске проживало 12 евреев. Позже их численность незначительно менялась. Например, в Барнауле в 1897 году насчитывалось 24 еврея, в 1909-м – 33 и в 1913 году – 54. В Бийске в тот же период – с 21 в 1897 году до нуля в 1909-м и до 44 в 1913 году.

В годы Первой мировой войны усиливаются антисемитские настроения наряду с антипольскими и антигерманскими. Опасаясь массового шпионажа со стороны евреев и поляков, администрация составляла списки нижних военных чинов польской и еврейской национальностей. После начала военных действий с территорий западных губерний в Сибирь устремился большой поток беженцев. Так, например, в феврале 1916 года в Тюмень прибыло 150 евреев-беженцев. Однако вопреки опасениям чиновников местное население встретило вновь прибывших спокойно. В донесениях отмечалось, что появление беженцев «не отразилось на местной жизни и прибывших евреев незаметно. Они, наоборот, стремятся из Сибири в Россию и сибирские города на линию железных дорог, где идут крупные и успешные торговые обороты».

Современники отмечали положительное воздействие евреев на экономику региона. Так, интересные наблюдения о внедрении евреев в торгово-промышленную жизнь Сибири оставил С.В. Максимов: «Где зашевелились евреи, там мелочная торговля процветает: еврей делается образцом и примером для неподвижного сибиряка-горожанина, которому есть чему у него поучиться. Для Сибири еврей пригоден и полезен… Евреи сплачиваются в ассоциации, чтобы ссылка не могла нарушить единство, и через живую непрерывную цепь из ловких евреев не обрывается связь Нерчинска с Вержболовом, Радзивилловым и Лейпцигом».

Первый опыт преодоления черты оседлости состоялся на Алтае в годы Первой мировой войны. С целью оживления экономической жизни управа Барнаула попыталась привлечь в город эвакуирующихся еврейских предпринимателей.

В 1914-1918 годы около полумиллиона евреев были изгнаны из прифронтовых губерний и переселены во внутренние губернии России. А в августе 1915 года Совет министров империи отменил запрет на проживание евреев вне черты оседлости. Но, несмотря на решение правительства, губернские и окружные власти не спешили принимать с распростёртыми объятиями представителей еврейской диаспоры. В штыки воспринималась весть о появлении потенциальных конкурентов и местными предпринимателями. В итоге проект «иудейской экспансии» в Барнауле не состоялся.

 

«Калифорния» в Крыму

Следующий проект освоения евреями территории Алтая датирован 1917 годом. 20 марта Временное правительство Российской Республики отменило вероисповедальные и национальные ограничения. В итоге евреи оказались почти единственной группой населения, выигравшей в социальном плане от революции. В этот период они заняли видное место в управлении страной, среди чиновничества, технической и гуманитарной интеллигенции, в сфере культуры и образования.

14 июня 1924 года Политбюро ЦК ВКП (б) признало целесообразным создание Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ).

КОМЗЕТ, который возглавлял Пётр Смидович, и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с Юрием Лариным (Михаил Лурье) выступали за создание еврейской автономии в Крыму. Американская компания «Агро-Джойнт» предложила себя в качестве спонсора, обещавшего, что вместе с другими благотворителями выделит на это 1240 тысяч долларов.

Но идеологи проекта недоучли мнения крымских татар, других жителей и властей полуострова.

Кульминационным пунктом накалявшихся страстей по Крыму стал открывшийся 16 ноября 1926 года Всесоюзный съезд ОЗЕТ. Выступивший на нём Юрий Ларин призвал «путём организации массовых еврейских поселений... создать в конечном счёте в Северном Крыму национальную еврейскую республику». Руководитель КОМЗЕТа, чтобы не давать повода для антисемитских толков типа «евреям – Крым, русским – Нарым», предложил переселить на полуостров кроме ста тысяч евреев столько же славян, а также землеустроить 200 тысяч евреев в Приазовье и 50 тысяч их соплеменников – в Белоруссии.

Но еврейская автономия в Крыму так и не была создана. Прежде всего потому, что ей подыскивали альтернативу…

 

В поисках земли обетованной

8 июля 1926 года Политбюро ЦК решило, что «параллельно с практической работой по Северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию».

КОМЗЕТ снарядил экспедицию во главе с её руководителем академиком Василием Вильямсом – отцом травопольной системы земледелия, в которой основой плодородия считалась лишь мелкоструктурная комковатая почва. Общий вывод был неутешительным: для переселения евреев ни один район в европейской части СССР не подходит.

Отправили новую экспедицию – на Алтай и на Дальний Восток. На юге Сибири к тому времени не могло быть столько свободных земель, как на Дальнем Востоке.

А вот итог обследования группы профессора Бориса Брука бассейна рек Бира и Биджан был обнадёживающим: район перспективен для развития сельского хозяйства. На основании отчёта Бориса Брука постановлением Совнаркома СССР от 28 марта 1928 года было удовлетворено подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за новосёлами примерно 4,5 миллиона гектаров земель Дальневосточного края и санкцио-нировано начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.

Изыскательские экспедиции высоко оценили приамурские почвы и полезные ископаемые. Основная часть местного населения – казаки, поддерживавшие Белое движение, эмигрировали в Маньчжурию сразу после окончания Гражданской войны, состоятельных крестьян раскулачили, а корейцев просто выселили.

Таким образом, евреям предоставлялась реальная возможность национально-государственного строительства с чистого листа, на необжитой, но собственной территории. Из-за безлюдности жизнь здесь не располагала к антисемитизму. К тому же радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными вследствие свёртывания НЭПа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников. А ещё дальневосточный регион находился у границы с Японией, которую теперь закрывали евреи. Их отселили на значительное удаление от центров мировой политики, что позволяло советским властям ставить там свои социальные эксперименты.

 

«Колхоз есть. Высылайте колхозников»

В апреле-мае 1928 года началось строительство города Биробиджана – будущей столицы автономии. Слово «биджан» на языке местных эвенков обозначает постоянное стойбище.

Но желающих осваивать таёжный край с суровым климатом нашлось не так уж много. В 1928-1929 годах туда приехало только 2825 новосёлов. К 1932 году из 20 тысяч переселенцев осталось только семь тысяч.

Недаром существует такой анекдот: из Кремля отправляют в Биробиджан телеграмму с директивой: «Организуйте колхоз». Через неделю в столицу приходит телеграмма: «Колхоз есть. Высылайте колхозников».

В 1931 году селение переименовали в рабочий посёлок Биробиджан, а 2 марта 1937 года он получил статус города. В 1934 году была образована Еврейская автономная область. К 1938 году в ней проживало около 20 тысяч евреев. В годы массовых репрессий из 100 тысяч населения области репрессиям подверглись 7,5 тысячи человек.

Потом были испытания войной. В 1948 году на Ближнем Востоке с помощью СССР появилось государство Израиль, как магнит притягивающее к себе и советских евреев. Но разве они смели мечтать о рае в империалистической стране?! И тем не менее в 1970 – 1990 годах состоялась масштабная эмиграция в Израиль, которая почти целиком освободила Еврейскую автономную область от евреев. По переписи 2010 года их там оставалось чуть более 1,6 тысячи человек, или меньше одного процента от общего населения области. Такая численность евреев сопоставима с числом их соплеменников, проживающих сейчас в Алтайском крае. Здесь наибольшая их численность (около 20 тысяч) отмечалась лишь в годы Великой Отечественной войны, когда на Алтай приехало много эвакуированных вместе с заводами евреев. Недаром в центре Барнаула один из магазинов до недавнего времени носил негласное название «еврейский».

 

Ссылка… без ссылок

Есть расхожий миф, что злой Сталин перед смертью хотел совсем уморить евреев. Якобы в 1952-1953 годах готовилась депортация всех представителей «богоизбранного» народа в Сибирь, а ещё конкретнее – на Алтай. Этот миф используется для того, чтобы показать присущий СССР и его лидерам антисемитизм.

По московским слухам, замысел Сталина был такой: в начале марта «врачей-убийц» должны были на Красной площади повесить. Всколыхнувшиеся патриоты (под руководством инструкторов) должны были кинуться в еврейский погром. И тогда правительство, великодушно спасая евреев от народного гнева, в ту же ночь выселяло их на Дальний Восток и в Сибирь, где для них уже готовились бараки.

Но исследователь еврейской темы Геннадий Костырченко отмечает, что «о «депортации» достоверно известно только следующее. Слухи о ней усилились в 1948-1953 годах, когда был закрыт Еврейский антифашистский комитет, в период антикосмополитической кампании и после ареста «врачей-вредителей».

Геннадий Костырченко констатирует, что, несмотря на широкое предание гласности после августа 1991 года самых секретных политических архивных материалов сталинского режима, не было обнаружено не только официальной директивы, санкционирующей и инициирующей депортацию, но даже какого-либо другого документа, где бы она упоминалась или хотя бы косвенно подтверждалась её подготовка (в том числе сотни тысяч пресловутых списков евреев на выселение). Если бы нечто похожее существовало в действительности, то непременно бы обнаружилось, как это произошло со многими другими советскими политическими секретами.

«В общем, – заключает Геннадий Костырченко, – если гипотетически в чьих-то «руководящих» умах и возникало намерение административно выслать евреев в места весьма отдалённые, то эта идея, не могущая быть переведённой на практические рельсы, оказывалась мёртворождённой».

Новости партнеров
Фоторепортаж