И приятные ожидания…

00:00, 20 февраля 2014г, Общество 2180


И приятные ожидания… Фото №1

Художественному музею снова есть чем похвалиться: состоялись интересные выставки, изданы новые альбомы и каталоги, реализованы масштабные обменные проекты с ведущими музеями страны.

Очередную дату – 55 лет со дня первой выставки – музейщики праздновали в зале Российско-немецкого дома. Как известно, ГХМАК сейчас ждет окончания реконструкции своего дома на площади Октября. А поздравить искусствоведов пришли представители краевых и городских властей, коллеги и друзья музея, художники и музыканты.

Строго говоря, у Художественного музея есть две даты, от которых можно отсчитывать его историю: в 1958 году были подписаны документы о его создании, а 6 февраля 1959 года он принял первых посетителей на выставке «Шедевры Государственной Третьяковской галереи». Кстати, Третьяковка, как и другие ведущие музейные собрания страны, принимала участие в формировании коллекции тогда еще Алтайского музея изобразительных искусств. Однако большая часть предметов искусства (сегодня фонды насчитывают более 14 тысяч единиц) была приобретена в частных коллекциях, мастерских ведущих художников Алтая и России, привезена из экспедиций. В последние годы наиболее значимыми приобретениями ГХМАК стали произведения классиков алтайского искусства – Федора Торхова, Владимира Раменского, Майи Ковешниковой, а также известных российских мастеров.

Поздравляя музейщиков, советник председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания Анатолий Ломакин, который прежде был главой краевого управления по культуре, заметил, что наши искусствоведы на его глазах налаживали свои обширные связи с ведущими музеями страны.

– Особенно мне запомнился проект «Золотая карта России», в рамках которого музей экспонировал свои шедевры в Третьяковской галерее. Столичные искусствоведы и зрители удивлялись нашим фондам, они открыли для себя удивительного алтайского художника Андрея Никулина. При поддержке Художественного музея формировались муниципальные картинные галереи. И, конечно, мы все ждем того момента, когда богатейшие фонды будут экспонироваться в залах нового здания.

С Анатолием Ломакиным согласился вице-губернатор Даниил Бессарабов:

– Здание на площади Октября само по себе украсит наш город, но главное, произведения, хранящиеся в фондах, наконец смогут увидеть тысячи людей. Чтобы реконструировать это здание, от нас требуется 860 миллионов. Губернатор встречался с президентом, и нас поддержали в этом стремлении и обещали помочь за счет федеральных средств.

Кроме того, он анонсировал следующий крупный выставочный проект ГХМАК, который в марте пройдет во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве в партнерстве с банком ВТБ24.

– Много было сказано, какое у музея славное прошлое и великое будущее, но ничего этого не было бы без замечательной команды и традиций, которые позволяют держать эту высокую планку столько лет, – подчеркнула начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова. – Думаю, все согласятся, что в Художественном музее работают профессиональные, интересные люди, которые все время генерируют удивительные проекты и вызывают всеобщее уважение в среде работников культуры.

Справка «АП»
С 2009 года в музее прошло без малого четыре тысячи экскурсий и лекций. Более 270 тысяч человек посетили музей. Среди значимых проектов последних пяти лет – выставки «Царская и императорская охота» из фондов музея-заповедника «Московский Кремль», «Сибирский Матисс» из фонда Андрея Поздеева (Красноярск), «Параллельные миры» (графика XIX – XXI веков из галереи ID, Рига, Латвия), всероссийские выставки авторской художественной куклы, экспозиции Ивана Айвазовского, Марка Шагала, Александра Лактионова, Тимура Новикова, Дамира Муратова, Екатерины Рождественской, Ильи Глазунова, Никаса Сафронова, арт-группы «Синие носы», персональные выставки ведущих алтайских мастеров. ГХМАК является крупным научно-исследовательским центром, а также организатором детских творческих конкурсов и социально значимых проектов, с 2006 года его сотрудники курируют «Музейную ночь».

Возвращая имена из небытия

Здесь знают, как привить азарт и дух собирательства

Говоря о становлении Художественного музея, невозможно обойти имя Ларисы Снитко, самого первого профессионального искусствоведа на Алтае. За те 16 лет, что она была связана с музеем, ей удалось превратить его в настоящий научно-исследовательский центр. Азартный собиратель задала стратегию формирования фондов и способствовала приобретению ценнейших экспонатов, составляющих сегодня гордость музейного собрания. С ее исследовательской деятельностью в 60-е годы связано возвращение из небытия имен Григория Гуркина, Андрея Никулина и других мастеров, без которых сегодня непредставимо алтайское искусство. Она участвовала в создании самого первого каталога музея, вышедшего в свет уже после ее смерти. А еще воспитала учеников, которые продолжают ее дело.

В борьбе с забвением

Придя в 1966 году в музей (тогда – Алтайский музей изобразительных искусств), аспирантка Московского НИИ теории и истории изобразительных искусств Лариса Снитко взялась интенсивно пополнять сформированное первыми сотрудниками собрание реалистической живописи. Собственно, становление реалистической живописи на Алтае и было темой ее кандидатской диссертации.

– С диссертацией у нее возникли сложности, – вспоминает ученица Ларисы Иосифовны, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея Нина Гончарик. – Дело в том, что художник Гуркин, чьим творчеством она начала заниматься еще во время учебы в Уральском госуниверситете им. Горького, был репрессирован. Естественно, после 1937 года о нем совершенно перестали писать. Имя мастера, широко известное в начале века, словно исчезло. И хотя в 1956 году он был реабилитирован, изучение его наследия было сопряжено с большими трудностями. Также Снитко была первым исследователем творчества Андрея Никулина, и то, что сегодня у нас в музее собрана самая большая в России коллекция его работ, ее заслуга. Как и собрание замечательного художника Ивана Чашникова, родившегося в Барнауле и окончившего Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Еще одно имя, возвращенное искусствоведом из небытия, – Алексей Борисов, живописец, график, декоратор и педагог. Музейщики говорят, что сегодня без него нельзя представить развитие профессионального искусства на Алтае в 20-30-е годы прошлого века. Но когда Снитко только начала изучать события художественной жизни той поры, она встречала лишь упоминания о нем. В итоге, как пишет искусствовед Елена Дариус, Ларисе Иосифовне удалось найти родственников художника и завязать с ними дружеские отношения. Итогом стали приобретенные музеем в 1966 году «Автопортрет», «Портрет жены в черном», пейзаж «Чертова горка», эскизы декораций и альбом с рисунками.

Впрочем, в сфере интересов Снитко было не только профессиональное искусство, она стояла у истоков создания в музее коллекции традиционного народного искусства и поисковой работы. В самую первую экспедицию в старообрядческие села в 1968 году музейные энтузиасты отправились… без машины. Зато с идеей собрать как можно больше ценных экспонатов, ведь в крае в то время уже искали предметы старины представители новосибирских и столичных музеев.

Свой человек

История о том, как Лариса Снитко подружилась с семьей художника Алексея Борисова и смогла закупить для музея его работы, отнюдь не уникальна. Учась в аспирантуре, она не ограничивалась одной лишь темой своей научной работы, связанной с первыми художниками Алтая, но еще и искала контакты с ведущими советскими мастерами, а также способы пополнить коллекцию дореволюционного русского искусства, использовала любую зацепку, чтобы найти для молодого музея ценные работы.

В этом ей помогала, например, переписка с Еленой Аладовой, которая с 1944 по 1977 год была директором Национального художественного музея Белоруссии. Ее влияние в Министерстве культуры было огромно. Сразу после войны она начала собирать для своего музея шедевры русской живописи на просторах всего Советского Союза. В своих письмах Елена Аладова, взявшая своего рода шефство над Ларисой Снитко, порой рекомендовала ей присмотреться к интересным работам, находящимся в частных собраниях или распределяемых через Министерство культуры.

А переписка с коллегами из Тулы вывела Снитко на наследников знаменитого московского коллекционера Подтынникова. И в результате наш музей заполучил неоконченный женский портрет Серова, а позже еще одна ученица Снитко - Любовь Шамина приобрела у них для ГХМАК знаменитую картину Саврасова «Могила на Волге» – гордость музея. Вообще, в воспоминаниях учеников то и дело проскакивает фраза «мы все были заражены ее азартом и духом собирательства».

«Во многом благодаря Ларисе Иосифовне был выработан, как показало время, верный подход к комплектованию Алтайского художественного музея. Хорошо помнятся ее слова о том, что можно приложить большие усилия и найти яркую картину известного художника в частных собраниях, но куда как более важно собрать на Алтае произведения авторов, чье творчество связано с нашим регионом», – пишет в своей статье искусствовед доктор философских наук Михаил Шишин.

Так, вместе с нынешним директором музея Инной Галкиной Лариса Иосифовна разыскивала работы известных советских авторов, живших на Алтае в эвакуации. Переписывалась с вдовой скульптора Дмитрия Цаплина – и сегодня в музее хранятся его «Портрет Горького» и «Сокол» (в декабре эти две работы блеснули на выставке «Чарующий Алтай» в Русском музее и ГХМАК). Перечислить все случаи здесь просто невозможно. Искусствовед Нина Гончарик говорит, все дело в том, что Лариса Иосифовна пользовалась большим уважением и доверием своих корреспондентов. Вот одно из писем художницы Елены Коровай от 1968 года, оно начинается с сообщения о работах, которые участница Алтайского художественного общества (АХО было организовано в Барнауле в 1918 году) приготовила для музея: «Галя с апельсином. Два натюрморта… Пейзаж барнаульский «Мостик», а заканчивается словами: «Всего вам хорошего, милая Лариса Иосифовна, вспоминаю о Вас как о «своем» человеке».

В музее подчеркивают, что памятный многим успех выставки в рамках проекта «Золотая карта России», проходившей под эгидой Третьяковской галереи в начале 2000-х, был бы невозможен без тех жемчужин, которые стали достоянием ГХМАК благодаря Ларисе Снитко. Это женские портреты Аргунова, Серова, работа Константина Коровина «Дама с лампой», пейзажи Айвазовского и Саврасова, натюрморт Кончаловского и множество других.

Справка «АП»
Лариса Снитко родилась в 1928 году в Ребрихе в семье директора лесхоза и учительницы. В школе она училась уже в Барнауле. В 1951 году окончила филологический факультет Барнаульского пединститута. До прихода в музей работала в институте усовершенствования учителей заведующей кабинетом рисования и черчения, а также учителем русского языка и литературы в школах Барнаула. С 1959 года занималась рисованием и живописью в изостудии художника Алексея Иевлева при Доме культуры «Трансмаш». В 1977 году защитила диссертацию и стала членом Союза художников России. Преподавала в Алтайском государственном институте культуры. Жизнь Ларисы Иосифовны трагически оборвалась в декабре 1982 года.

Фоторепортаж