А я поеду в деревню к деду?

00:00, 26 февраля 2014г, Общество 3082


А я поеду в деревню к деду? Фото №1

Решение отправиться на работу в село выпускники аграрного университета принимают под влиянием многих весомых факторов.

Смотрины работодателей, их традиционное «у вас – товар, у нас – купец» и доводы ребят-старшекурсников за и против. Это – ярмарка вакансий в АГАУ. И возможность для них сделать первый в своей взрослой жизни серьезный шаг – и жизненный выбор.

Кто потянет стартап

Пытаясь угадать все их доводы заранее, корреспондент «Алтайской правды», человек сугубо городской, ошиблась по всем пунктам. Зарплатные ожидания будущие агрономы, инженеры-механизаторы и зоотехники озвучивают отнюдь не заоблачные, а вполне реалистичные, сопоставимые со среднестатистической по отрасли зарплатой начинающих специалистов в 12-15 тыс. руб. Их не слишком беспокоит отсутствие цивилизации города, к которой студенты привыкли за годы учебы в АГАУ. Как оказалось, не все сельские дети рвутся, окончив сельхозвуз, «понаехать тут», зацепиться за краевую столицу хотя бы младшим менеджером «во-о– он в том большом магазинчике».

Катя Курбатова, студентка 4 курса ветеринарного факультета, оторвав глаза от списка вакансий, улыбается: «Вот видите, зоотехники нужны почти везде. Я пока еще думаю, но, в принципе, могу и в городе остаться, и в деревню ехать. Тем более место, где я родилась, ни то, ни се, ни село, ни город.

-?!

– Ну это микрорайон за пределами Барнаула, относящийся к его Центральному району. Точно знаю только то, чего делать не буду – открывать свое дело. Экономика и бухгалтерия не для меня. Люблю животных, хочу их лечить.

Однокашница Екатерины – Мария Масягина родом из Тогула. Девушка уже получила благословение родителей на то, чтобы остаться в Барнауле, и даже знает, где, будучи экспертом санитарно-ветеринарной службы, может пригодиться:

– Такие специалисты нужны сейчас на всех предприятиях по производству мясной и молочной продукции. В моем родном Тогуле, если честно, выбора нет. Посмотрю, как будут развиваться события. Если предложат работу по специальности, с достойной зарплатой – вернусь домой. Но я не хотела бы работать с крупным рогатым скотом. Лучше с животными помельче.

 

– Мария, а крупными-то кто, если не ты, будет заниматься?

– Я, – отзывается Владислав Дергачев, коренной житель Барнаула, уже решивший переехать жить в село. – После практики в хозяйстве «Западное» в Ключевском районе КРС я не боюсь, если, конечно, стадо коров на тебя не бежит. Я бы остался там и на постоянную работу. Смущает только одно: чтобы навестить родителей в Барнауле, придется ехать 6 часов. Они, кстати, нормально отнеслись к моему выбору, я же мужчина все-таки. В принципе, я думал и о том, чтобы своим стартапом заняться. Но чтобы потянуть такой проект, нужна команда – юрист, экономист, другие специалисты.

«Папка денег добавил»

Тому, кто не живал в деревне, не торопился в 4 утра к утренней дойке, не ловил в уборочную просветы в затянутом тучами небе, сельская картинка и впрямь кажется пасторальной. Ну что в ней плохого? Воздух здесь и впрямь чистый и вкусный, хоть ломтями режь да на хлеб намазывай. С экологически чистыми продуктами тоже порядок, дай бог здоровья деревне, которая и себя кормит, и Алтайскому краю не дает превратиться в американо-европейскую помойку химической еды, которую тамошний западный народ есть отказывается. Пьющие мужики – это да, проблема. Но правда и то, что мужик – существо азартное, дай ему возможность зарабатывать, он так во вкус войдет, что о запотевшей рюмочке будет вспоминать лишь по субботам, за горкой дымящихся домашних пельмешков после баньки.

Потенциальные работодатели, представители сельхозпредприятий, стараются не пропускать ярмарки вакансий. Ольга Киричук, менеджер по обучению и развитию персонала компании «Алтаймясопром», приехала, чтобы предложить ребятам работу на строящихся площадках репродукции, откорма, хладобойни, комбикормового завода: «Текучки у нас нет, но на новые рабочие места нужны молодые кадры с современными знаниями и запалом, зоотехники и ветеринары особенно».

Директор компании «Зеленый дол» Михаил Саркисян мыслит прямо-таки по-государственному и даже к истории продовольственной безопасности страны обращается: «Мы сейчас, по сути, с колес работаем. Но нужно думать о стратегических запасах зерна, их кто-то должен создавать. Я сам – выпускник этого вуза и знаю все проблемы, с которыми сталкивается вчерашний студент. Кадровый дефицит испытывают сегодня многие мои коллеги, но он не так остро ощутим, если думать о том, как сделать, чтобы человек прижился. Мне, например, нужны агроном и главный инженер. Мы предлагаем стартовую зарплату 12-15 тысяч рублей и общежитие. Заключим договор, присмотримся друг к другу, поможем постоянное жилье приобрести. Живи, работай, воспитывай детей».

Вопрос Михаилу Ивановичу – на засыпку. Почему же тогда так много выпускников АГАУ предпочитают работать в городских ветклиниках, например, а не на фермах и свинокомплексах?

Вот ответ. Предприни-матель-работодатель должен решать проблемы молодого специалиста, бытовые в том числе, не в одиночку, а в содружестве с властью. Чтобы выпускник мог рассчитывать на подъемные, жилье или субсидии на его приобретение.

Директор агрофирмы «Май» Юрий Мацук говорит о коллективе предприятия и Романовском районе: «У нас есть Дом культуры, много молодых специалистов – хореограф, спортинструктор, агроном, инженер, экономисты. Так что скучно выпускнику не будет. Опять же село большое, стоит на трассе между Романово и Родино и до Барнаула добраться не проблема».

Сегодня предприятию нужны зоотехник и инженер со специальностью «Механизация сельского хозяйства». От гусеничной техники здесь давно уже ушли, работают по передовым агротехнологиям, на современных комплексах «Джон Дир», а это совершенно новый уровень технического обслуживания. Подъемные, зарплату, жилье и премиальные по итогам года – такой дополнительный соцпакет агрофирма «Май» готова предоставить молодым специалистам.

«Отрасль не отличается высокими доходами» – фраза штампованная, но есть, оказывается, варианты. Например, «читать мелкие буковки в договоре». А там премии и вознаграждения по итогам года, неплохой довесок, как выяснилось к скромной зарплате. Студентка Олеся Сковородина, например, рассказала про брата-механизатора, который, отработав два сезона, купил «Тойоту», осуществив давнюю свою мечту. «Правда, папка ему денег добавил, он у меня тоже механизатор», – поясняет девушка. А вы говорите…

Про достоинство
и покой

В способностях выпускников университета проректор по учебной работе АГАУ Алексей Томаровский не сомневается. Открыть свое дело в селе – затея для вчерашнего студента скорее реалистичная, нежели утопичная. Потому что в последнее время меняется все, и кредитная политика банков в том числе. Конечно, они не станут кредитовать абстрактный бизнес. А вполне конкретный да под внятный бизнес-план – пожалуйста.

– Второй год в нашем университете проводится деловая игра «Начинающий фермер», – раскрывает карты Алексей Анатольевич. – Как правило, играют смешанные команды начиная с 3 курса, то есть те, кто уже определился с выбором. На этой площадке студенты знакомятся с действующими краевыми и федеральными программами, способствующими развитию стартапов.

– Алексей Анатольевич, а почему тогда выпускники вуза, чьи руки так нужны селу, часто ищут применения своим силам в городской экономике?

– Многим из них принять решение открыть свое дело или отправиться на работу, скажем, главным инженером в отдаленное хозяйство – это как с парашютом в первый раз прыгнуть. Но так или иначе всего лишь 2,7% выпускников АГАУ, по словам Алексея Томаровского, обращаются за помощью в трудоустройстве в центр занятости населения г. Барнаула.

В заявление о том, что большинство все же работает по специальности, сначала не поверилось. Но мы забываем о фишке аграрного края – специ-
фике его экономики, производстве сельхозпродукции и переработке полного цикла. Стало быть, вся цепочка от сервисных центров по обслуживанию комбайнов и тракторов до торговых предприятий по реализации семян или иной фирменной продукции – профильная, с точки зрения выпускника АГАУ.

Получается, деревня умирает только там, где ей дают умереть. Меж тем Влад Дергачев уже рассчитал уравнение своего переезда в село и получил верный ответ: надежды на хорошее будущее больше, чем рисков. Дело – за остальными его однокашниками. Последуют ли они его примеру, или, изредка навещая пап и мам в родных, но далеких Хабарах, проезжая мимо развалин ферм, они будут напевать ностальгическое беликовское: «…и все чаще ночью снится мне деревня-а-а…»

К слову, вспомнился персонаж Шукшина, «некто Кузовников Николай Григорьевич», человек городской, так и не выбравший деревню на жительство, но затосковавший по ней на старости лет так, что кричать был готов про достоинство человеческое, про покой…

Справка «АП»
В АГАУ учатся более 9 тысяч студентов по 39 программам высшего профессионального образования, нужным аграрному сектору края и оговоренным в действующем Соглашении администрации Алтайского края с вузом. Выпускники университета участвуют в региональных целевых программах «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013 – 2020 годы», «Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае на 2012-2014 годы». По данным Главного управления сельского хозяйства края, его выпускников ждут сегодня с гарантированной зарплатой и жильем на сельхозпредприятиях «Новые зори» (Заринск), «ЛЕО» (Калманский р-н), «Зеленая Роща» (Ребрихинский р-н), «КХ Апасова Н.И.» (Усть-Пристанский р-н), «Колос», (с. Покровка) и т.д.

Фоторепортаж