От славы – до забвения

00:00, 18 марта 2014г, Общество 1924


От славы – до забвения Фото №1

В госархиве края открылась выставка «Репрессированное воинство. Победители – побеждённые…», посвящённая политическим гонениям участников войн и военных конфликтов XX века.

Более двухсот документов и экспонатов рассказывают о трагических судьбах героических воинов-земляков, превращённых во «врагов народа», а потому незаслуженно очернённых и забытых. Выставка приурочена к предстоящим 105-летию начала Русско-японской войны, 100-летию Первой мировой, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Мы мало знаем об участии наших предков в войнах начала прошлого века. А ведь сибирские полки во всех сражениях, начиная от Бородино, покрыли себя неувядаемой славой. Но после революции велено было считать империалистической русско-германскую войну, а её героев нередко подвергали гонениям. Новые властители припомнили, что Николай Второй направлял в Петроград батальон георгиевских кавалеров. А ведь Георгиевским крестом, упразднённым в 1917 году, прежде жаловались военнослужащие исключительно за личные подвиги на поле брани. Был отменен и праздник георгиевских кавалеров, прежде ежегодно отмечаемый 26 ноября, а награды, заслуженные кровью, они обязаны были сдать. Повальным репрессиям подвергли казачество – от половины до двух третей казаков, защищавших основы российской государственности, были уничтожены.

А вот в Англии установлены имена всех погибших, в том числе и пропавших без вести соотечественников в годы Первой мировой войны. Вот уже почти век ежегодно 11 ноября их обязательно вспоминают, отмечают минутой молчания. В Бельгии и ряде других европейских стран поныне сохраняют и почитают все воинские мемориалы и захоронения.

Как это ни парадоксально, судьбы героев Русской императорской армии сейчас можно узнать из материалов следственных дел, которые нередко возбуждались в отношении их. Но, по словам барнаульского краеведа Андрея Краснощёкова, говорить спасибо представителям карательных органов не за что. Ведь, как правило, дела против тех, кто защищал Отечество, были сфальсифицированы, а невинно осуждённые позднее реабилитированы.

Из недавно рассекреченных архивных материалов стали известны исследователям военной истории имена наших земляков – георгиевских кавалеров Александра Алябьева, Бориса Котлярова, Василия Атюнина, Михаила Ефанова, Александра Князева, Бориса Малеева, Александра Сафронова, Евдокима Хорошилова, Харлампия Околелова и других. Их документы, фотографии, награды и личные вещи представлены в экспозиции выставки, размещённой в мемориальной комнате краевого архива на улице 5-й Западной, 85-а, 2 этаж.

К примеру, Александр Алябьев, уроженец села Стуково нынешнего Павловского района, участник Первой мировой войны, имел все солдатские и офицерские георгиевские награды. В одном из боёв в 1916 году лишь он один остался живым из роты, но и будучи раненым продолжал сражаться. После возвращения домой его призвали в колчаковскую армию, но участия в боях он не принимал, служил в части по охране железной дороги на станции Алтайская. Однако, несмотря на беспримерно героическую биографию, Александр Алябьев в 1921 году был приговорён к высшей мере наказания.

А коллекционер Алексей Казанцев был обвинён в том, что «после свержения советской власти собирался одеть на себя ордена и медали».

Экспонаты второго раздела рассказывают о репрессиях в отношении участников Второй мировой войны. Даже подобранная солдатом для самокрутки нацистская листовка подчас становилась причиной ареста. И не важно, что советский воин не знал немецкого языка – его обвиняли в распространении антисоветских листовок, измене Родине, саботаже, антисоветской агитации и других преступлениях, которых он и не намеревался совершать.

В третьем разделе выставки «Военный плен не преступление?» рассказывается о трагических судьбах наших солдат, попавших в нацистский плен и приравненных к врагам народа и изменникам. Здесь вниманию посетителей представлены документы, заводившиеся на военнопленных администрацией немецких лагерей – фильтрационно-проверочные дела, регистрационные и медицинские карточки, расписки военнопленных, обязующихся «не совершать грабительств», «не подходить к немецким женщинам» и так далее.

Под каток репрессий часто попадали и члены семей «изменников Родины» (ЧСИР), вовсе не повинные ни в чём.

Заключительный раздел экспозиции «Никто не забыт и ничто не забыто…» знакомит посетителей с политикой государства и местных властей по увековечению памяти участников войн XX века, улучшению материального положения и условий жизни. Выставлены, например, документы о бесплатном отпуске дров семьям участников Русско-японской и Первой мировой войны, издании книг о героях и жертвах военных конфликтов, сооружении памятников и мемориалов.

К примеру, 22 апреля 1965 года исполком Барнаульского горсовета принял решение о присвоении ряду улиц города имён земляков – Героев Советского Союза: 3-й Западной – Владимира Смирнова, 8-й Западной – Ивана Глушкова, 9-й Западной – Николая Малахова, Газонной – Антона Петрова, Островной – Алексея Юрина, Строительной – Георгия Исакова.

Новости партнеров
Фоторепортаж