По заветам прадеда

Уже сто лет представители рода жительницы Барнаула Ирины Шаркевич ведут семейные летописи

00:00, 21 марта 2014г, Общество 1943


По заветам прадеда Фото №1

О семье, в которой принято от прадеда дочерям, от бабушек внучкам передавать дневники, мы расскажем впервые.

Из окопов – на сайт

Истории, записанные век назад прадедом директора центра занятости населения г. Барнаула Ирины Шаркевич Семеном Ивановичем Анохиным в окопах Первой мировой войны или уже в советские времена ее бабушкой Раисой Семеновной, хранят странички, пожелтевшие… нет, отсвечивающие золотом сердец людей, которые и сейчас с дорог уже неземных оберегают своих родных от зла, молятся за внуков и правнуков. Семена Ивановича не стало, когда его правнучке было пять лет. Реликвию семьи Ирине передала на хранение мама Татьяна Сергеевна, которой он тоже достался от матери. Кровь – не водица, и «Памятную книгу», как назвал дневник сам Семен Иванович, правнучка перечитывает, «когда сжимает сердце желание внучатами побыть»:

– Каждую строчку знаю, но открываю – и обязательно что-то новое для себя нахожу. Думаю, мало есть людей, которые, как в моей семье, историю рода могут изучать по дневникам. Рядовой 227-го Епифановского полка 12-й роты описал здесь все – как пришла война, как он ушел на фронт, воевал и вернулся.

 

Ещё до войны

Язык Семена Ивановича – свое-образный, добротный, каждое слово – в точку. Вслушайтесь, что писал рядовой Анохин в окопе в 1915 году: «Я думал, война, война, для чего ты существуешь? Неужели не хватает нам на земном шаре всем места? Или для того, что мне нужно больше, а тебе не надо и у тебя надо отбить?».

Знал ли Семен Иванович, что век спустя его потомки, читая эти строки, будут пытаться осмыслить связи прошлого и будущего, нержавеющие от времени и суеты? Вот как Анохин пишет в дневнике о начале своей жизни в Тамбовской губернии (авторский стиль сохранен): «Мать моя была вторая жена у отца, которая померла, когда мне было всего год и 6 месяцев, и еще сестра 8 лет. Отец снова скоро женился, взял девушку, возненавидевшую нас с сестрой. Много пролили мы слез, первая заступница за нас была бабушка, которая нас защищала».

17 лет от роду Семена женили, в невесты отец выбрал незнакомую ему Настю. В 1908 году, получив от родителя благословение и 150 рублей подъемных, молодые отправились в Сибирь. Обосновались в селе Огни (ныне – Усть-Калманский район). Работали с женой у местного купца Сутормина, получали на двоих 10 рублей. В подмастерьях у маслодела Семен не задержался, сам выучился на мастера и стал специалистом нарасхват. Его переманивали друг у друга местные купцы, Трубицын у Сутормина, а у того – Гранкин…

 

«В сенях простившись с тёщей»

Летом 2014 года жители Огней узнали, что началась Первая мировая. Из воспоминаний Семена Анохина, уходившего на войну: «Когда ударили в колокол, я поторопился в церковь. Может быть, последний раз отслужить молебен… Приходится и мне идти куда-то в далекую страну, брать оружие в руки и убивать людей, совсем не имеющих против меня зла, но все-таки должен идти защищать Родину от врага, на выручку своим братьям и, может быть, положить живот свой за веру, царя и Отечество. В этом я не устрашился».

Увы, в рамках газетной статьи не приведешь весь дневник рядового 227-го Епифановского полка Семена Анохина, зато уже сейчас его можно прочесть на сайте краевого управления по труду и занятости (http://trud22.ru») в рубрике «День памяти российских воинов Первой мировой войны».

Скажем лишь, что Семен Иванович служил честно, пулям не кланялся, за что получал благодарности бригадного командира. Был в плену, бежал и летом 1918 года вернулся домой. С Анастасией Алексеевной, той самой Настей, на которой Семена женили без любви, вырастили пятерых сыновей и двух дочек.

О том, как сложилась судьба следующего поколения Анохиных, мы узнаем из дневника младшей из дочерей Анохиных – Раисы (бабушка Ирины Семеновны). Она, по примеру отца, записывала все события своей жизни.

 

Быть похожей

Дневник бабушки Раи – он и о том, что пережили Анохины уже в Великую Отечественную. Ребенок войны писал о самых горьких своих воспоминаниях: «Есть было нечего, мы ходили в лес за съедобными травами, слизуном, полевым луком, собирали колоски, копали огород в 50 соток, заготавливали кизяки. На лето уезжали в полевые бригады и там жили и работали с учительницей. Нам давали по 200 граммов муки из лебеды, овса с примесью еще чего-то. Ждали всегда хлебовоза, который приво-
зил нам скудные продукты из дому – картошку и немножко молока».

Мужем Раи стал кадровый военный Сергей Александрович Швейкин. Первое их место службы – Читинская область, станция Лесной, с бараками в качестве жилья для семей военнослужащих. Впрочем, так после войны жила вся страна. Подросшая их дочь Татьяна (мама Ирины) заложила еще одну семейную традицию: девочки рода Анохиных – хронические отличницы. У Татьяны – медаль за отличную учебу в школе и диплом с отличием об окончании вуза. Ирина вся в нее, всю жизнь старается выполнить наказ бабушки Раи: «Внуча, будь похожей на свою маму». По хронологической очередности продолжение летописи за Татьяной Сергеевной. Увы, легкими не будут и эти страницы. Кроме Ирины в семье был сын – известный спорт-смен, общественный деятель, талантливый человек Александр Старыгин. К сожалению, его уже нет с нами. Осталась лишь память о нем всех, кто его знал и любил.

 

Милый голос бабули

Гены, растворенные в нынешних продолжателях рода Анохиных, сделали Ирину внешне похожей на маму, характером – в бабушку. Веточки рода Анохиных – это 7-летняя племянница Даша и сын Саша 11 лет, ученик барнаульской гимназии № 79. Прапрадеда Семена Ивановича он знает лишь по рассказам бабушки Тани и мамы. «Памятную книгу» прапрадеда, конечно, читал и в свое время тоже станет хранителем заветной летописи Анохиных.

– Саше это интересно, когда он подрастет, я донесу до него историю семьи так, как донесли до меня мои бабушка и мама. Мы, взрослые, стараемся вложить в детей фамильные, от прадеда, доброту, внимание к людям, интерес ко всему новому. Мы все в семье считаем, что будь у Семена Ивановича возможность учиться, он стал бы известным ученым или писателем.

Прошлым летом мы с семьей побывали в Огнях, навестили родные места и впервые показали и рассказали сыну, где и как жили его предки.

PS.
Если и в вашей семье, дорогие читатели, хранятся подобные родовые реликвии, звоните в редакцию, делитесь, рассказывайте.

Фоторепортаж