Люди и образы

«КЮ» – так называется открывшаяся недавно в галерее «Республика ИЗО» выставка работ двух уникальных наших земляков-художников

00:00, 02 апреля 2014г, Общество 1547


Люди и образы Фото №1

Для одних кю – что-то из карате, для других – словцо из фильма «Кин-дза-дза!», но в данном конкретном случае в названии выставки зашифрованы фамилии двух составивших ее художников – Юрия Юрасова и Владимира Каминского. Оба – художники, что называется, старшего поколения (Юрасов родился в 1949 году, Каминский – в 1946-м), но если этого не знать, никогда не подумаешь: стиль, краски, сюжеты, мысли – все молодое…

– Каминский и Юрасов – это два почти противоположных взгляда на искусство, – говорит организатор выставки Вадим Климов. – Каминский больше акварелист, воздушный, легкий, нежный. А Юрасов – художник-сочинитель, у него в каждой картинке – история, мысль… Когда-то они вместе учились в Новоалтайском художественном училище, много лет дружат. И соединить их вместе мне показалось интересно…

Истории у Юрасова, что и говорить, занятные. Вот мужик с топором и безумными глазами, это эхо городской легенды о пребывании в Барнауле писателя Федора Достоевского. Портрет композиционно дополняется разрисованным венским вроде бы старинным стулом с надписью «Гоголя, 5» – в давно сгинувшем доме по этому адресу Достоевский будто бы бывал.

– Это не только Достоевский, это Янус – человек, который приговорил и который приговорен, – говорит о своей работе Юрасов. – Мне 65 лет, а Достоевский меня привлекает лет с двадцати. Чем? Всем! Он провидец. Он и еще Салтыков-Щедрин и Островский. 150 лет назад они писали про нашу жизнь, а все и сейчас совпадает капля в каплю…

Отношение Юрасова к сегодняшнему дню – это картина, на которой Иисус несет свой крест, а вокруг – Симпсоны, Симпсоны, Симпсоны – толпа, которая, по выражению Юрасова, «пришла то ли помочь Христу, то ли посмеяться над ним».

У Владимира Каминского истории другие. У него на одних картинах – Венеция, на других – луговые поля, своим цветом напоминающие картины Моне, а на третьих – портрет Дениса Октября, среднего из молодого поколения знаменитой династии живописцев, как раз из третьего. Те, кто смотрел фильм «Приключения принца Флоризеля», наверняка не забыли, как художник-абстракционист на предложение написать портрет председателя клуба самоубийц рисует что-то в духе Пикассо – с одним глазом, с лицом одновременно в фас и профиль, но каждый при взгляде на картину тут же вскрикивает: «Клетчатый!» В этой шутке лишь доля шутки – искусство передает ощущения, ассоциации, эмоциональный заряд персонажа. Кусок измазанного красками халата с торчащими из кармашка остриями вверх карандашами, палитра Октября и поверх этого – палитра самого Каминского, сквозь которую зрителя сверлит глаз Дениса Октября, – классический сюрреализм, между тем в полной мере дающий представление о внутреннем мире как объекта, так и автора.

Владимир Каминский не только художник, он еще и дизайнер, он не ищет художественных парадоксов – он ими живет. Например, палитра его одно время была сделана из старой компьютерной клавиатуры – кнопки выбросил, а в ванночку налил краски. А та палитра, которая стала частью портрета Дениса Октября, представляет собой нафарник – повторяющий форму фары пластик, предохраняющий фару от камней.

Борются ли в Каминском художник с дизайнером и если да, то кто кого побеждает?

– Никто никого, – отвечает Каминский. Легкость и свежесть в живописи требуют больших знаний, в этом дизайн мне и помогает. Меня привлекает пластическая культура, на меня любая новизна оказывает влияние.

Каминский признался, что не любит реализм, реалистическое воспроизведение чего-то кистью.

– Я на этюды не хожу никогда, с натуры не работаю и даже портреты пишу по памяти – тогда на образе есть некая патина. А натура сдерживает человека в работе, – говорит он.

Оба мастера полны планов. Каминский готовит выставку к своему 70-летию (в 2016 году), а Юрасов в ближайшее время едет в Москву открывать выставку «Россия-XXI век», по его словам, «это люди, образы – все подряд. Не расскажешь – надо видеть…»

Вот и выставку «КЮ» надо видеть, живопись – она такая, ее не перескажешь…

Фоторепортаж