ВЫБЕРУТСЯ, ЕСЛИ ПОМОЧЬ!

00:00, 07 июля 2010г, Общество 2173


ВЫБЕРУТСЯ, ЕСЛИ ПОМОЧЬ! Фото №1

Таких сел, как алейская Плотава, на Алтае наберется не меньше сотни. Стареющая деревня, разбитые дороги, бывший колхоз приказал долго жить, а нынешний СПК влачит жалкое существование и без сторонней помощи из ямы выбраться не может. Часть земли - у фермеров, но они занимаются только растениеводством. В школах некому и некого учить. Здесь увидеть беременную женщину – событие.

Жара, щебенка и всходы

Вот и свороток на Плотаву. Пусть и плохонький, но асфальт закончился, дальше -щебеночный грейдер. По такому «автобану» не очень-то разгуляешься – чуть прибавишь скорость, как камни начинают грохотать по днищу легковушки. С боку дорога проложена прямо по полю, но из-за глубокой колеи по ней могут двигаться только вездеходы или грузовики.

Справа и слева зеленеющие дружными всходами поля, а рядом с самим грейдером хиленький и редкий костер вперемежку с другими травами. Им явно не хватает влаги. Еще чуть-чуть – и перестоят. Пора косить на зеленую массу.

Последний раз в этих местах дождь прошел 4 мая. После этого даже тучки на небо не набегали. Больше месяца, как говорится, видимость миллион на миллион. Для авиации это хорошо, а для посевов - гибель. Ячмень уже начал подгорать, нижние листочки пожелтели.

Иные времена и власть другая

Мы долго кружили по деревне в поисках правления СПК «Новая жизнь». Три раза проезжали мимо конторы и не могли ее определить. Вот что значит привычка! Привыкли, что контора – это специальное здание, а здесь обычный деревенский дом-крестовик с забором из штакетника и покосившейся древней калиткой. Как и положено на сельском дворище, огородик начинается прямо под окнами, а в глубине двора небольшой пригон для скота, дровяник и углярка.

И если бы нам не ткнули местные жители пальцем прямо в него, мы так и продолжали бы кружить по улочкам села в поисках начальников.

Двери и пол в доме из мощных плах. Лет пятьдесят назад их пилили на козлах ручными продольными пилами. Небольшие окна. Вся мебель – пять столов и несколько стульев. На одном из столов признаком времени лежит закрытый ноутбук.

Раньше контора хозяйства располагалась в двух двухэтажных зданиях на въезде в село (сейчас там спецбольница), а нынче в этом деревенском доме без всяких опознавательных знаков и удобств.

В былые времена в правлении работало несколько десятков человек. Сегодня это четыре специалиста вместе с председателем. Правда, до недавнего времени было пять, но агроному надоело жить без зарплаты. Так что теперь в хозяйстве, где сельхозугодий вместе с небольшими выпасами 3200 гектаров, нет человека, который мог бы ими заниматься профессионально. Сам председатель Владимир Ляйком по образованию инженер, за несколько десятилетий от сельскохозяйственных забот уже поседел.

А с другой стороны, как можно по науке вести хозяйство, когда в кассе нет денег даже на минимальную зарплату 37 работающим, не говоря уже про высококачественные семена и необходимые удобрения. А техника? Сами плотавчане её называют фантастической, потому что морально и физически, кроме одного «Кировца», она уже давным-давно не должна работать. Техника держится на профессионализме механизаторов, основная масса которых в очень серьезном возрасте. На все хозяйство три молодых работника. Остальные парни и девчата дружно уехали по грейдеру в города.

Кстати, с этим вопросом нисколько не лучше и у местных фермеров, но они не занимаются животноводством и поэтому рабочая сила им нужна не круглый год.

Без удачи никак!

В 2006 году СПК «Новая жизнь» возглавил нынешний председатель, и хозяйство пошло на подъем. Два подряд удачных года позволили вывести надои за три тысячи килограммов от каждой коровы и взять в лизинг новый «Кировец». Трактор брали в надежде, что часть средств вернется в хозяйство за счет краевой программы перевооружения. На эти деньги планировали приобрести почвообрабатывающие агрегаты. Но … в программу не попали. Других денег у хозяйства не оказалось. Так что трактор новый, а всё, чем он обрабатывает пашню, – рухлядь давних времен.

Но странная вещь. Вот что говорит председатель:

- В этом году мы как никогда организованно, на одном дыхании отсеялись. Семена свои, правда, непонятно какой репродукции, ГСМ взяли под короткий кредит. Техника дюжила почти до самого конца посевной, но, когда оставалось несколько десятков гектаров гречихи, вышел из строя «Кировец». Пришлось снять с фермы единственный работающий трактор Т-150 и пустить его в борозду. Это был риск - трактор обеспечивает кормами дойное стадо. А сегодня хозяйство держится на плаву только за счет молока.

Подъем хозяйства остановила засуха 2008 года. Тогда на круг взяли по 6 центнеров зерна, а зеленой массы менее
50 ц/га. Правда, цена на зерно доходила до 9 тысяч за тонну, поэтому выжили, но с кормами было очень плохо – не хватило даже соломы. Надои сразу упали до 2400 килограммов. В минус сыграло и то, что вся земля у хозяйства паевая. Хочешь не хочешь, но договорные обязательства нужно было выполнять. Вот и получилось, что общественное стадо кормить оказалось почти нечем. Но и в таких непростых условиях в «Новой жизни» сумели сохранить все стадо, потому что понимали: вырезать коров - просто, а восстановить поголовье - нужно несколько лет. Здесь уже подобное проходили - в 2001 году в хозяйстве оставалось всего 37 голов КРС.

Надеялись на 2009 год. Но снова какое-то проклятие нависло над селом – вокруг дожди, а здесь ни капли. Зато осенью залило всё. Из-за этого не смогли убрать 300 гектаров пшеницы. Себестоимость зерна подскочила до четырех тысяч рублей за тонну. И хотя общая валовка оказалась не меньше, чем в предыдущем году, но из-за низкой цены хозяйство сработало в убыток. По идее, нужно бы придержать зерно, но так поступить не давали короткие кредиты, и поэтому большую часть урожая пришлось отдать почти задаром. Остатки свободного зерна пустили на корм скоту и не прогадали – надои сразу выросли. А молоко, как известно, сегодня в цене.

Извечный вопрос «Что делать?»

По мнению председателя, внутренние резервы и возможности хозяйства исчерпаны полностью. Для того, чтобы двинуться вперед, нужны большие финансовые вливания. Их можно получить по нескольким направлениям. Самое приемлемое – серьезный длинный кредит. Но под что? Как утверждает председатель, залоговой базы, кроме земли, у крестьян из «Новой жизни» нет. И это несмотря на умение и желание работать. Так что данный ход без помощи края невозможен.

В этом случае есть смысл поспорить с руководителем хозяйства. Напомним, хозяйство называется - сельскохозяйственный производственный кооператив. А это значит, что в нем числятся члены. Так почему бы им не заложить своё имущество и не взять необходимые кредиты? Это же их хозяйство, их земля, их село! В конце концов, в данном населенном пункте они хозяева! Или не так?

Второе направление – найти инвестора. Однажды он даже было замаячил на горизонте, но после прошлогоднего падения цен на зерно исчез. Может быть, это и к лучшему? Инвестор не станет приобретать по частям. Ему необходимо все! А вы потом кем будете в родном селе, уважаемые плотавчане?

Как известно, вести сельхозпроизводство - дело очень рискованное. Но такова суть этого бизнеса! И если члены кооператива считают, что рисковать должен только председатель, ничего из этого не получится. И в данном случае надеяться необходимо не столько на власть, сколько на себя. А для этого необходимо почувствовать себя хозяином земли. Если этого не произойдет, то нет ничего удивительного, что Плотава в недалеком будущем исчезнет с карты края. Правда, сам председатель надеется на хорошее будущее и планирует довести молочное стадо до 200 коров, модернизировать ферму и сменить старье на новую технику…

Алейский район.

Комментарий

Начальник ГУСХ края Александр Чеботаев:

- В Алтайском крае около сорока мелких хозяйств, имеющих сходный с СПК «Новая жизнь» Алейского района производственный потенциал: в пределах 2500-3200 гектаров пашни и от 100 до 200 голов дойного стада.

Однако нельзя сказать, что ситуация во всех этих хозяйствах одинаковая. Эффективность производства в СПК «Новая жизнь» одна из самых низких среди них. Продуктивность дойного стада в 2009 году при среднекраевом уровне 3572 килограмма здесь составила лишь 2299 килограммов на корову, среднесуточный прирост живой массы КРС - 309 граммов, что не позволяет говорить об экономической эффективности животноводства. А из эффективности производства складывается и экономика предприятия – два последних года хозяйство получает значительные убытки.

Безусловно, во многом ситуацию в животноводстве края в 2008 году осложнила засуха, многим хозяйствам не удалось в необходимом количестве заготовить корма. Тем не менее без значительных дополнительных затрат только за счет соблюдения технологической и трудовой дисциплины в любом хозяйстве края реально иметь продуктивность коров не менее 3500 килограммов молока. И таких примеров немало. В соседнем Шипуновском районе более четырех лет назад крестьянское хозяйство А.И. Черепанова приобрело коров у экономически слабого СПК и за несколько лет работы увеличило удой на корову до 3615 килограммов, среднесуточный прирост живой массы КРС - до 721 грамма. Рентабельность животноводства в 2009 году в крестьянском хозяйстве А.И.Черепанова сложилась на уровне 30 процентов.

В этом направлении нужно работать и таким хозяйствам, как СПК «Новая жизнь». Специалисты Главного управления сельского хозяйства всегда готовы оказать необходимую консультационную помощь.

Что касается государственной поддержки, то за последние два года в крае принято немало программных документов, предусматривающих механизмы ее оказания. В прошлом году хозяйства, занимающиеся молочным скотоводством в рамках ВЦП «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае» на 2009-2012 годы, получили субсидии на произведенное и реализованное молоко, субсидировалось приобретение сельскохозяйственной техники для кормопроизводства и оборудования для животноводства. Не первый год субсидируется приобретение минеральных удобрений, элитных семян, компенсируются затраты на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам. В крае создан гарантийный фонд, позволяющий малым предприятиям, не имеющим залоговой базы в необходимом размере, привлекать кредитные ресурсы. Многие хозяйства края, используя эти возможности, укрепляют свою производственную базу.

СПК «Новая жизнь» за 2008-2009 годы получил от государства около 1,5 миллиона рублей безвозмездных субсидий. При годовой выручке от реализации продукции в размере 6 млн. рублей и уже имея более 2,6 млн. рублей привлеченных кредитов, в том числе 1,9 млн. – долгосрочных, есть смысл говорить о привлечении дополнительных долгосрочных кредитных ресурсов только при повышении эффективности производства. В противном случае кредиты просто нечем будет отдавать.

Что касается привлечения инвесторов к финансированию финансово неустойчивых хозяйств, то уже второй год Главным управлением сельского хозяйства края проводится работа по формированию перечня инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов. Этот перечень размещается на сайте ГУСХ, распространяется среди переработчиков и других заинтересованных лиц. Практика показала, что такая работа дает результаты.

Фоторепортаж