Ордена – за службу и работу

00:00, 08 мая 2014г, Общество 1606


Ордена – за службу и работу Фото №1

Петр Яковлевич Бобков был участником дальневосточных сражений в августе-сентябре 1945 года.

Несмотря на непродолжительность боевых действий, молодой командир орудия сумел заслужить орден Славы III степени.

Когда началась Великая Отечественная война, ему было четырнадцать лет. Старшему брату – семнадцать, младшей сестренке – двенадцать. Отец – инвалид, умер в 1942 году. Когда брата мобилизовали на фронт, Петр остался в семье за старшего. Школу пришлось бросить, пошел работать в колхоз. А в сорок четвертом призвали и его. Направили в Красноярск в учебный артиллерийский полк. С прибытием в действующую армию назначили командиром противотанкового орудия.

– 9 августа, после объявления войны, мы ступили на оккупированную японцами территорию, чтобы соединиться с войсками Забайкальского фронта, которые шли через Монголию, – рассказывает ветеран.

После взятия города Мулин было решено заночевать в окрестностях, а наутро продолжить наступление, поскольку местность позволяла перемещаться только в светлое время суток. Кругом густые леса, почти непроходимые сопки. Вместо дорог – едва различимые тропы. По ним-то и решено было направить утром танки. Но наступление задерживалось: как только танк появлялся на тропке, орудия противника поражали его с удивительной точностью.

– Мы терялись в догадках, как японцам удается так точно бить по нашим целям. Вдруг подползает разведчик и показывает, где, под каким кустом сидит японский корректировщик, снабженный специальным оборудованием. Уничтожили мы его, танки прорвались и пошли в наступление.

По этому случаю Петра Бобкова представили к награде.

Война с Японией была стремительной. Уже 2 сентября Квантунская армия капитулировала. Но и после этого гибель советских солдат могла наступить в любой момент. Особенно опасны были ночи. Ни в одной другой армии мира, кроме японской, не было отрядов смертников, которые нападали на спящих солдат и офицеров, вырезали порой целые воинские подразделения, сами же никогда не сдавались, предпочитая умереть. Они не колеблясь либо перерезали себе горло, либо вспарывали животы...

Потом еще два с половиной года Петр служил в Китае – наши войска оставались на территории государства для поддержания порядка, так как в лесах обосновались банды, которые продолжительное время оказывали вооруженное сопротивление властям, партизанили.

Но и на этом военная служба Бобкова не закончилась. В ноябре 1948 года его подразделение вместе с боевой техникой, включая танки, было направлено через четыре моря и океан на Чукотку. Там Петр Яковлевич прослужил еще три года.

После демобилизации нелегко привыкал к мирной жизни. «Мне уже 25 лет, и всего пять классов сельской школы, где учителями были девчонки, окончившие семилетку», – вспоминает то время ветеран. Пришлось поступить сначала в школу рабочей молодежи, а потом и на вечернее отделение политехнического института. Совмещать учебу с работой было тяжело. Временами, стоя в магазине в очереди за продуктами, засыпал. Признается: чуть было не бросил учебу. Диплом защитил на «отлично», уже работая технологом. Пять лет, возглавляемый Бобковым цех удерживал переходящее Красное знамя. За хорошие показатели его представили к награде – ордену Трудового Красного Знамени.

Потом были другие престижные назначения. На пенсию ушел с должности заместителя директора завода «Геофизика». Но неугомонный характер не позволяет ему ограничиться узкими интересами отдыхающего пенсионера. Все эти годы Петр Яковлевич активно трудится на общественном поприще, возглавляя комитет ветеранов войны и военной службы Октябрьского района Барнаула. Является также членом городского и краевого комитетов ветеранов.

– Наша задача – внимательно относиться к нуждам участников войны. Я и мои сверстники последнего военного призыва, считай, самые молодые среди фронтовиков. Кроме помощи ветеранам мы занимаемся также воспитательной работой с молодежью, ведем в школах уроки мужества. Нас очень тепло принимают, с интересом слушают рассказы о том времени, которое известно ребятам только из учебников и кино.

Фоторепортаж