В ЛЕСУ - И БЕЗ ДРОВ?

00:00, 10 июля 2010г, Общество 3646


В ЛЕСУ - И БЕЗ ДРОВ? Фото №1

Осенью 2007 года вступил в действие закон «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края». Этот документ определил порядок обеспечения населения дровами и деловой древесиной тех, кто впервые строится или ремонтирует жилище и надворные постройки. Казалось бы, все просто: владелец сельского дома пишет заявление в администрацию населенного пункта, там составляют общий список и отправляют в лесничество, в лесничестве определяют деляну. Глава администрации поселения создает бригаду из местных жителей или заключает договор с предпринимателем, имеющим юридический статус. Они заготавливают дрова и продают населению.

Закон разрешает на каждого домовладельца заготавливать 8 кубических метров дров в год. Для тех, кто строится впервые, - один раз в 25 лет 100 кубических метров, а кому древесина нужна на ремонт - один раз в 15 лет. Порядок заготовки такой же, как и дров. Отличие одно - необходимость в лесоматериале должна подтвердить специальная комиссия, создаваемая главой администрации поселения.

Но на деле все не так просто. С дровами для населения проблема, а для учителей их сырыми привозят в декабре. Многие покупают дрова у предпринимателей из Республики Алтай. Видно, там все организовано лучше.

И невозможно приобрести деловую древесину. Некоторые в Солтонском районе уже по два года ждут решения лесных властей и поэтому не могут построить себе жилье. Дело в том, что выход деловой древесины в лесах на территории района - около 12 процентов (в ленточных борах – около 80 процентов). Вот ее и не хватает. А взять ее в другом месте, кроме лесов Бийского сельскохозяйственного техникума, расположенных здесь же, на территории района, негде.

Чтобы понять, чем и как, на каком этапе тормозится работа закона, в Солтоне провели выездное заседание комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию (председатель Сергей Серов). В его работе участвовали глава администрации района Михаил Лудцев, главы сельских поселений, представители управления алтайскими лесами и прокуратуры, директор АКГУП «Алтайлесхоз» Владимир Чечергис, местный лесничий Ольга Ворошина, ветераны, депутаты. Но самыми активными на заседании оказались местные предприниматели, занимающиеся заготовкой древесины. Их в районе 12.

После выступления Сергея Серова слово взяли предприниматели. В Солтонском районе не нашлось желающих арендовать местные леса, поэтому здесь их вынуждены были включить в сферу деятельности АКГУП «Алтайлесхоз». Как оказалось, отношения между предпринимателями и этим предприятием очень натянутые. Вплоть до того, что лесозаготовители потребовали прекращения его деятельности. Но тогда сразу возникает вопрос, кто будет охранять и восстанавливать леса?

Со своей стороны Владимир Чечергис и лесничий Ольга Ворошина высказали свою точку зрения на происходящее. За многие годы бесконтрольных рубок ближайший к населенным пунктам лес уничтожили полностью. Он остался только на большом расстоянии от сел, и это затрудняет заготовку дров. В районе пересеченная местность, много ручьев и речушек. Через них нужно строить мостики и мосты, плотинки и дамбы. Кто этим будет заниматься? Средств нет ни у районной администрации, ни у сельских. Нет их и у лесничих с лесхозом. Предприниматели свои средства на это тоже не хотят использовать. А вырубать остатки рядом с селами не дают лесничие. Вот и возник конфликт.

Дальнейшее поясняет Ольга Николаевна:

- Выписываем валежник, а человек вместо него вырубает березы. И никому до этого нет дела. Самим же лесничим за этим уследить трудно, так как штат отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений Солтонского района небольшой.

Но наиболее больным вопросом оказались доверенности. Каждый домовладелец, желающий заготовить дрова, должен выдать доверенность. Местный нотариус дело поставила так, что доверенности, не заверенные ею, считаются недействительными. Хотя в приказе начальника управления лесами края говорится о том, что доверенность может быть заверена как нотариусом, так и главой поселковой администрации. Более того, прокурор района Игорь Федоров подтвердил, что требование нотариуса незаконно, но до проведения в районе выездного заседания ничего не изменилось. Причина – очень жирный кусок.

В Солтонском районе более 4000 домов. И только небольшая часть отапливается централизованно. Заверить доверенность стоит 200 рублей, а с выездом на место – 300. Предприниматель Константин Ключковский только в прошлом году за визы нотариуса на доверенностях отдал 25 тысяч рублей. Кстати, куб дров на корню стоит от 5 до 7 рублей, а легковой автомобиль – больше сотни тысяч. Но на него действительна доверенность, написанная от руки. А дрова в Солтоне, по мнению местного нотариуса, оказывается, ценнее легковых автомобилей. Это так, к слову.

После того как разобрались с доверенностями, возник вопрос о нормативах и сроках. В Солтонском и к нему прилегающих районах население отапливает жилье дровами, в отличие от степной, центральной и других зон, где леса мало. Там дома обогревают в основном углем. Им 8 метров кубических достаточно. Солтонцы же попросили норму увеличить до 15 кубов.

Присутствующие попросили изменить норму закона, которая запрещает деловую древесину заготавливать по частям: если в этом году необходимо пять кубов, а в следующем три, то как быть? На что Сергей Серов ответил, что следует кооперироваться с соседями. И вопрос будет решен.

В законе оказалось еще несколько недоработок. Первая. Согласно нему лес на ремонт и дрова отводится только физическим лицам. Получается какая-то несуразность - поселковые администрации, работая в окружении леса, не имеют права взять даже несколько жердин, чтобы огородить кладбище.

Подобная ситуация и с коллективными хозяйствами. Лесники не имеют права им отводить деляны. Директор ООО «Караганское» Василий Суханов посетовал на то, что ему необходимо ремонтировать фермы, а леса нет. Хотя в хозяйстве есть все необходимое для его заготовки и обработки. Покупка же леса на рынке неподъемна для хозяйства. А в Лесном кодексе заготовка для юридических лиц, действующих на селе, не предусмотрена. И в то же время жить они без леса не могут. Получается замкнутый круг, и каждый этот круг разрывает по-своему, выходя из положения. Дело дошло до того, что многие решили: заниматься дровами и деловой древесиной с соблюдением законов – дохлый номер.

Не менее интересная ситуация с ценами на дрова. По всем расчетам, они должны быть в пределах 400-450 рублей за куб в зависимости от породы дерева. На деле – от 800 до 1100 рублей. И объяснить этот разброс никто из заготовителей не смог.

Обстановка с лесным законодательством из-за плохой информированности населения и самоуправства на местах складывается не совсем нормальная. С одной стороны, законы четко распределили полномочия и ответственность, чего не было раньше, с другой - усложнили жизнь местному населению. И причина не в том, что законы плохие или хорошие. Изменив кардинальным образом порядок заготовки дров и древесины, не подумали о том, что все это необходимо доходчиво разъяснить народу. Вплоть до того, что выпустить памятку - в какой последовательности и к кому необходимо обращаться, какие нужно готовить бумаги и кто их должен заверить. И без всяких «или-или». На заседании как раз и говорилось об этом. Плюс к этому «самодеятельность» на местах. А ее порождают плохо прописанные документы, позволяющие толковать одни и те же положения закона по-разному. Все это создало нервозность и неуверенность в правоте местных и лесных властей.

Да и как может быть иначе!? Вот слова главы Карабинского поселения Владимира Быковского:

- На этот год потребность жителей села в дровах - 12 000 кубометров. Из солтонских лесов не получили еще ни куба. Дрова везут из Республики Алтай.

М-да…

Солтонский район.

Фоторепортаж