Чистые Пруды остались чистыми

00:00, 17 июня 2014г, Общество 6807


Чистые Пруды остались чистыми Фото №1

Жители отстояли свой посёлок в борьбе со стихией.

Чистые Пруды – небольшой поселок недалеко от Барнаула, за селом Фирсово. Реки через Чистые Пруды не текут, волны морей и океанов не омывают. Однако когда Максим Белоконев, строитель поселка, узнал о наводнении, понял – надо готовиться.

– Еще когда затопило Чарышский район, я понял, что вода придет к нам. Все просто – вода с гор идет вниз, она никуда по пути не денется, рано или поздно придет. И мы начали возводить первый рубеж, – рассказывает Максим Белоконев. Он – директор СМУ-7, которое строило и строит в Чистых Прудах дома – коттеджи и даже многоквартирные. Исторически сложилось, что и все заботы поселка тоже решает Белоконев.

Первая дамба длиной два километра была полностью земляная. Когда к ней подступила вода, стало ясно, что она не выдержит напора, ее размоет. Начали строить вторую, полуторакилометровую, а за ней в то же время – третью, трехсотметровую, самую укрепленную, которая в результате и удержала воду.

Опыта не было да и откуда бы ему взяться? Но была логика.

– У меня есть план местности, вся геодезия. Использовали складки местности, дамбы ставили между высокими местами, – рассказывает Белоконев.

Для обывателя дамба – просто стена, в которую упирается масса воды, и если эта стена сделана крепко, то, даст бог, выстоит. Но оказалось, тут есть тонкости.

– Мы дамбы делали клином, это был такой волнорез, волнолом, чтобы вода рассекалась, уходила в разные стороны от поселка. Как я это придумал? Подсознательно в режиме ЧС, – смеется Белоконев. – Клин воду гасит, для меня это было понятно…

Максим признается, что в первый день, когда люди узнали о том, что идет большая вода, настроения были разные.

– Вначале многие говорили: «До нас не дойдет». Когда стало подходить: «Да бесполезно, ее не остановишь». Но потом треть из пессимистов уже были «на баррикадах». Пара человек стали обкладывать свои дома. Но когда увидели по телевизору, какая вода идет, поняли, что это не поможет, и пошли на общую дамбу, всем надо спасаться. Отдельно никак... Да, есть и те, кто вообще никакого участия не принимал. Начали пить как в последний день. Но 90 процентов встали на защиту, – говорит Белоконев.

В четверг, 5 июня, он увидел, как через дорогу с одной стороны поля на другую массой бегут мыши-полевки. Это было, как в кино. Как в страшном кино. А потом пришла вода – хлынула с лугов с трех сторон и взяла поселок в осаду.

– Затон еще не начало топить, а у нас уже вода появилась вот из этого леса, – показывает мне Максим Белоконев. Мы стоим на дороге, которую наискось пересекает земляной вал, уходящий вдаль. Это и есть третья дамба. Вода плещется о самую обочину и невдалеке даже покрывает асфальт. Метрах в двухстах от нас по воде на дороге ходят журавли. Идиллия…

– Это сейчас тут уже почти хорошо, – говорит Белоконев. – А тогда вода прибывала с такой скоростью… «Нива» заехала, увидели воду, начали разворачиваться и не успели – машину затопило. Мы ее потом вытаскивали тракторами. А это ведь четверг, рабочий день, основная масса народа на работе. Кто был, в основном пенсионеры, поднялись как по тревоге. Грузили мешки, таскали, не глядя, у кого грыжа или еще какая болячка. А в пятницу-субботу уже весь поселок участвовал, женщины и дети грузили мешки, мужчины таскали…

– У меня дом на краю, я в пятницу воду из дома увидел, – рассказывает житель Чистых Прудов Сергей Фаст. – 150 метров до моего дома оставалось. Как все, встал на защиту и оборону. Мешки таскал. По тысяче мешков в день...

Чистые Пруды – это пример и урок. Урок того, что и большую воду можно победить и от большой воды можно спасти свои дома и имущество. И пример организации людей на борьбу. Поселковое ТСЖ сформировало шесть четверок, которые дежурили по два часа круглосуточно. Заметив, что дамба дала течь, дежурные вызывали мобильную группу, которая прибывала на место в течение трех (!) минут. Если ситуация требовала, поднимали весь поселок. 150 семей поднимались по тревоге за пятнадцать минут. Проверено.

– Я сам был поражен такой сплоченностью. Это вдохновляло, – признается Максим Белоконев. Вопрос материальных ресурсов тоже решался всем небольшим миром: оказалось, кто-то шьет верхонки, а у кого-то товарищ выпускает те самые полипропиленовые мешки и у него их запас. Набитые песком, эти мешки оказались хорошим уплотнителем. Третья дамба сделана с учетом этого слоями – слой мешков, слой земли. Поэтому и устояла.

Кто-то давал горючку. От СМУ-7 – техника и рабочие.

МЧС приехало в пятницу, 6 июня, для эвакуации.

– Они начали людей переписывать для эвакуации. Но я говорю: «Мы решили, что поселок сдавать не будем». Они поняли, что ехать никто не хочет, и начали с нами дамбу строить, – рассказывает Белоконев.

Эти двое-трое суток весь поселок спал по два-три часа, то и дело поднимаясь по тревоге. 6 и 7 июня вода пошла на решительный штурм. Воевать приходилось в прямом смысле на два фронта – вода подступала и с северо-запада, и с юго-востока. В первый день вода прорвала первую и вторую дамбы и пошла на третью. Вода напирала, но и люди уперлись. За ночь дамбу размывало трижды, однажды брешь оказалась размером в восемь метров, но люди всякий раз заделывали эти проломы и останавливали поток.

– Сейчас вода сильно спала, наверное, на метр, – рассказывает Максим. – А когда был самый пик, все было в воде… И ведь что интересно: в самый тяжелый день еду по поселку и вижу – люди огороды поливают. Думаю: значит, верят в нас! Это показатель…

Спасая себя, спасали и других – выловили, например, двоих лосят и сдали в питомник.

– Народ гулял, заметил – лосенок то плывет, то тонет. А мы с сыном были на надувной лодке, – рассказывает Игорь Черепанов. – Он сначала нас пугался – убегал, тонул. В кусты забился, запутался и начал совсем уже тонуть, под воду ушел. Но мы его за уши поймали и вытащили. Он, видать, недавно, в мае, родился, но уже как сенбернар, килограммов сорок весом. В лодке уже не брыкался. Вытащили его на берег, дали отдышаться. А потом охотоведу под роспись сдали…

На другой день вытащили еще одного лосенка, тоже сдали в питомник, а потом слышали, как ревела лосиха – искала детей. Но, понятно, ничего не смогли ей объяснить…

Сейчас поселок готовится ко второй волне паводка – снова набивают песком мешки, укрепляют дамбы. На вопрос, во сколько обошлась все это, Максим Белоконев говорит:

– Мы не считали, понимаем, что это все равно дешевле, чем если бы нас затопило. И для государства дешевле, и для людей…

Фоторепортаж