На перекрёстке дорог

00:00, 27 июня 2014г, Общество 6498


На перекрёстке дорог Фото №1

По территории современного Топчихинского района до революции проходили гужевые дороги – Демидовская, Семипалатинская военная, Павловская рудовозная, а также Змеёвский тракт. Районный краеведческий музей презентовал новый маршрут – «По старым трактам Алтая».

Витязь на распутье

Вероятно, многим памятна картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье», где всадник стоит на перекрёстке дорог у камня в раздумье: «Направу ехати – женату быти, налеву ехати – богату быти, пряму ехати – живу не бывати».

До революции у путников, оказавшихся в треугольнике между сёлами Ракиты, Волгариха и Барнаульское нынешнего Топчихинского района, где сходились три старинных тракта, также был выбор, по какому из них продолжить путь. Правда, не столь категоричный – все путники оставались в живых…

Первой по времени на карте Алтая появилась, по-видимому, военная дорога, шедшая вдоль опушки Барнаульского бора, связывающая Семипалатинскую крепость с Белоярской слободой (ныне Белоярск в черте современного Новоалтайска) и Кузнецкой крепостью (Новокузнецк).

Вслед за ней появилась Демидовская, или Демидова дорога. Уральский промышленник Акинфий Демидов, осваивавший с середины 1720 годов рудные месторождения на Алтае, основал ряд станцев на пути от Колывано-Воскресенского медеплавильного завода (село Колывань Курьинского района) к Белоярской слободе, Кузнецкой крепости и Московскому тракту, где располагалась гражданская администрация. На этом маршруте были, в частности, населённые пункты Савинская, Парфёново, Барнаульское и Касмалинская. Как правило, станцы возникали на берегах рек, где путникам оказывалась помощь в переправе через водные преграды, предоставлялись ночлег и пища, а также корм для лошадей.

В 1744 году с пуском в строй Барнаульского меде- и сереброплавильного завода вереницы телег и саней, гружённых змеиногорской рудой и древесным углём, потекли по Змеёвой дороге – современному Змеиногорскому тракту (федеральная трасса А349 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан).

А с пуском в 1763 году Ново-Павловского сереброплавильного завода на карте Алтая появилась ещё одна гужевая артерия – Павловский рудовозный тракт, по которому везли змеиногорскую руду в Павловск и Сузун.

…Недавно мне в составе экспедиции, организованной разработчиком нового туристического маршрута директором Топчихинского краеведческого музея Сергеем Поздиным, посчастливилось проехать по отрезкам этих старинных маршрутов вместе с группой заинтересованных людей. Это учёные Алтайской академии культуры и искусств, педагоги ряда других учебных заведений, сотрудники музеев, туроператоры и журналисты.

Демидова дорога

В лесу в нескольких километрах от села Ракиты вкопаны необычные – верстовые столбы. А в месте пересечения трёх трактов Сергей Поздин намерен поставить тот самый «бел горюч камень», указатель со схемами трактов и закрепить макет телеги, гружённой рудой. А также соорудить макет куреня, в котором выжигался древесный уголь. Чтобы они напоминали нашим современникам об истории старинных алтайских гужевых дорог.

Для вхождения в образ участники нашей экспедиции проехали на телегах пять вёрст – на это указывали специально сооружённые верстовые столбы.

К сожалению, гужевая дорога, проложенная по боровому песку и пахотным землям, не сохранилась. А крупное село Барнаульское, ключевое на Демидовой дороге, исчезло.

Мне же, уроженцу села Колыванского Павловского района, что лежит в трёх километрах от бывшего села Барнаульского, было вдвойне интересно побывать в местах, знакомых с детства. О тех временах напоминают, пожалуй, только народные, вторые названия сёл. Барнаульское прежде именовали ещё Демидовой деревней, Парфёново – Паршиным селом (отсюда и второе название Демидовского тракта – Паршина дорога), а Колыванское – Вошкиной. Когда-то здесь стояли казённые бани, где возчики руды и древесного угля избавлялись от парши и вшей.

С 1749 года надобность в Демидовской дороге практически отпала. Совсем рядом с селом Барнаульским через село Колыванское везли змеиногорскую руду на Ново-Павловский и Сузунский заводы. А в стороне, в двух десятках километров, у села Чистюнька, пролёг Змеёвский тракт, соединивший Змеиногорские серебряные рудники с Барнаульским заводом. Теперь по Демидовой дороге везли древесный уголь и сельскохозяйственную продукцию, а не почту или руду. И жители села Барнаульского занимались теперь уже выжигом древесного угля для металлургических заводов и крестьянским трудом.

«Святой ключ»

1 сентября 1734 года в Барнаульском станце останавливался проезжавший по Демидовской дороге исследователь Алтая Иоганн Гмелин. К тому времени здесь проживала семья Якова Пылкова из четырёх человек, прибывшая из Коркиной слободы (ныне город Ишим Тюменской области).

По мнению многих современных учёных, 1730 год – дата основания села Барнаульского безосновательно перенесена сначала на посёлок Барнаульского завода, а затем и на город Барнаул, лежащий в 77 верстах ниже по течению одноимённой реки. Ведь у краевого центра есть документально установленная дата начала строительства Барнаульского завода – 29 сентября по старому стилю (10 октября по н. ст.) 1739 года. Так что городу ещё до революции приписали целых девять лет. Что немудрено: путешественники, посещавшие Алтай, были иностранцами, не владевшими русским языком. Указанные в их путевых заметках названия сёл и даты их оснований цитировали последующие исследователи. А в 1980 году без совета с историками власти решили праздновать 250-летие основания Барнаула.

Ещё сто лет назад Барнаульское, стоявшее на Демидовой дороге, было крупным населённым пунктом из четырёх улиц с несколькими маслодельными и кожевенными заводами, водяной мельницей, мануфактурными и продуктовыми лавками, трактиром, церковно-приходской школой и церковью Михаила Архангела.

Причинами упадка села стали эпидемия холеры 1893 года, лесной пожар 1905 года, царский указ от 9 ноября 1906 года о выделении крестьян из общин на хутора да революционная смута начала прошлого века. Но главной причиной стало то, что земельные наделы крестьян находились за кромкой бора, порой в десятке километров от дома.

Из села Барнаульского образовалось 17 новых деревень – Чаячье, Ракиты, Сидоровка, Куличиха, Волгариха, две Солоновки, Соловьёвка, Арбузовка, Алексеевка, Макарьевка, Киселёв Лог, Ива­новка… А после появления деревни Новобарнаульской его стали именовать Старобарнаульским. Последний житель села Барнаульского Николай Никитин скончался в 1998 году.

Сегодня о Демидовой дороге и Барнаульском напоминает лишь слабый родник – «Святой ключ», которому многие годы поклонялись жители окрестных населённых пунктов.

Змеёвский тракт

Рядом с кладбищем села Чистюнька Топчихинского района хорошо сохранилась насыпь старой Змеёвской дороги – так она называлась до начала прошлого века. Её отчётливо видно с нынешнего Змеиногорского тракта в квадратах лесополос, уходящих в сторону Оби на части территорий Топчихинского и Калманского районов. На современных же географических картах старый тракт обозначен как просёлочная грунтовая дорога.

Говорят, что ею поныне пользуются водители молоковозов и иные автомобилисты, желающие сократить путь и полюбоваться видами обской поймы. А также те, кто намерен избежать нежелательной встречи с инспектором ГИБДД.

Почти полтора века, с 1749 до 1893 года, здесь возили серебряное сырьё со Змеиногорского рудника на Барнаульский завод. Маршрут старого тракта был проложен правее реки Алей, через сёла Курья, Калмыцкие Мысы, Белоглазово, Безголосово, Зимино, Чистюнька и далее до посёлка Барнаульского завода. Сегодня сохранились лишь фрагменты участков от Чистюньки до Калманки и Шадрино.

Сейчас расстояние в 435 километров от Змеиногорска до Барнаула можно преодолеть на автомобиле за шесть часов, от Колывани до краевого центра протяжённостью в 280 километров – за четыре часа. Во времена горнозаводского Алтая тяжело гружённых рудой лошадей приписные крестьяне вели под уздцы несколько суток, преодолевая за день 30-60 вёрст.

Интересно, что кроме топчихинских сёл стояло на перекрёстке гужевых трасс и село Кашино нынешнего Алейского, а также Калмыцкие Мысы Поспелихинского районов.

К сожалению, кроме сохранившихся небольших участков старых рудовозных и иных дорог, не осталось ни заезжих домов зимовщиков, ни телег, приспособленных для перевозки руды, ни почтовых возков, ни лодочных переправ, ни выжигных куреней. А здания сереброплавильных заводов в Барнауле и Павловске находятся в частной собственности и разрушаются. Власти строят планы их реставрации, а перед взорами туристов предстают лишь руины или фигуры охранников. Но то, что предлагает разработчик проекта «По старым трактам Алтая» Сергей Поздин, без сомнения, вызывает новую волну интереса к истории нашего региона.

Фоторепортаж