Свет родных Полуямок

00:00, 04 июля 2014г, Общество 2670


Свет родных Полуямок Фото №1

 Единственной в стране сельской картинной галерее, что в Михайловском, – 40 лет.

 Ее основал и подарил родному району народный художник России Яков Скрипков, автор цикла портретов отряда космонавтов, мозаичных панно в Звездном городке и на площадках «Артека». Сегодня 95-летний художник живет и работает в Москве, ему хватает признания и славы, но в разговоре с «АП» он признается: Алтай был и остается любовью всей его жизни.

Красная рубаха

20-е годы прошлого века. Яша Скрипков, лучший ученик школы Полуямок, ходит на уроки босиком даже зимой, ест на обед затируху, но ему и в голову не приходит считать себя несчастным и обездоленным: так живут семьи всех его друзей. Мальчик даже счастлив, особенно если есть под рукой бумажный клочок и кусочек грифеля, зажатого в гильзе. Ни бумаги, ни карандашей у будущего мэтра советского монументального искусства нет. Талантливого ребенка, рисующего людей с точностью почти фотографической, премировали красной рубахой в белый горох длиной до пят. И когда учителя попросили его сделать для красного уголка портрет Ленина, он рисовал вождя в этой роскошной рубахе. 95-летний художник о детстве своем деревенском рассказывает как о лучшем времени жизни. Ни слова о холоде, голоде и разрухе. Этим негасимым светом родных Полуямок светят и полотна Скрипкова из экспозиции основанной им картинной галереи, и яркая смальта мозаик. Самая известная из них – 4-метровая скульптура космонавта № 1 Юрия Гагарина. Мозаика Скрипкова в духе соцреализма украшала фасад здания краевого театра драмы им. В.М. Шукшина до его реконструкции. Он помнит детали, о которых даже заядлые театралы не знают:

– Расписывая потолки, я делал композиции с учетом 14 отверстий под специальные датчики. По задумке во время спектакля они реалистично должны были передавать шум ветра, шелест дождя – те звуки, которые и создают эффект присутствия. Но эту аппаратуру так и не установили, а после реконструкции театр переоснастили новой техникой. Я считаю, авторы проекта реконструкции театра поторопились с решением убрать мозаику.

Как себя чувствуют сейчас панно Скрипкова, сделанные им в середине 60-х в лагерях «Озерный», «Лесной» и «Полевой» всесоюзной детской здравницы «Артек», пока неясно – лишь недавно вместе с Крымом он стал российским. Художник рассказывает, что для этой мозаики ребятишки собирали цветную гальку по всему пляжу, но они же потом и выковыривали смальту из белой мраморной поверхности:

– Мозаичные панно, если поддерживать их в порядке, тысячу лет могут не терять красок. В «Артеке» я очень давно не был. Скорее всего, мозаика требует реставрации, но если даже и будет принято такое решение, у меня уже годы не те, разе что консультировать смогу, – посетовал в телефонном разговоре с «АП» Яков Никифорович. – Вообще, мне часто казалось, что конца не будет жизненным невзгодам, а жизнь пролетела так быстро. Не стало моей жены Нины Анатольевны, уже два года я живу один. Навещают дочь Наташа, внучка Ирина, да земляки навещают, московские, из Алтайского землячества, и михайловские, бывая проездом в столице.

Из раннего Скрипкова

В 1974 году с другом-земляком художником Николаем Дрючиным они привезли в Михайловское 140 своих картин и устроили выставку в спортивном зале – специализированного выставочного тогда еще не было.

– Отовсюду, из всех сел люди ехали на лошадях, машинах, шли пешком. Им в новинку было видеть себя, родню, соседей, нарисованных на холсте. Весь район побывал на выставке. В связи с таким небывалым интересом мы подарили выставку району. Район выделил деньги, я добавил – так в Михайловском появилась своя картинная галерея, в которой можно устраивать экспозиции даже всероссийского уровня, – отлистывает назад странички судьбы Яков Скрипков.

В канун 135-летия села Михайловского в галерее развернули экспозицию живописи и графики из раннего Скрипкова, посвященную Полуямкам. Названия картин и те директор галереи Александр Заикин произносит как слова посвящения:

– Видите, какая тут представлена коллекция: «Дворик в Полуямках», «Вечер в Полуямках», «Въезд в Полуямки». Раньше Яков Никифорович на Алтай приезжал часто, делал здесь эскизы, наброски, а завершал работу уже в Москве. В последний раз художник был у нас лет пять назад, сейчас мы часто созваниваемся, он интересуется всем, что происходит на Алтае.

Это правда. Яков Срипков сильно переживал, когда Николаевка сгорела, и сюжеты о наводнении в крае с корвалолом смотрел: «Я люблю Алтай, знаю его природу и почвы эти песчаные, на которых ни черта не растет, если человек героические усилия не приложит, чтобы вырастить урожай».

Старики Полуямок в свое время ахали: виданное ли дело, Яшка-самоучка покорять Москву отправился, едва окончив школу и прихватив в сотоварищи закадычного друга Кольку Дрючина. В Московский художественно-промышленный техникум на курс знаменитого Александра Дейнеки Яков поступил накануне войны. Доучиться не успел, уехал воевать на Халхин-Гол в составе моторизованной бригады. Отцы-командиры, заметив, как рисует красноармеец Скрипков, какие пишет стихи и заметки, командировали его в редакцию газеты 61-й дивизии «Натиск». Став армейским журналистом и художником, парень мог бы повторить судьбу военкора Симонова, если бы интересовался военной карьерой. Но даже во время бросков через Гоби и Большой Хинган старшина Скрипков не войну рисовал. Он делал наброски степных пейзажей, портреты монголов. «Винтовка и ранец давили свинцом на мокрые потные плечи.

Монголия останется в его творчестве и после войны. Он безвозмездно дарил этой стране свои работы, а в авторский цикл «Звездный отряд» включил портрет монгольского космонавта Гуррагчи. В Звездном городке он подружился с Юрием Гагариным, Евгением Леоновыми, Германом Титовым, Виктором Горбатко. Постигая характеры своих героев, Яков Никифорович часто гостил в домах небожителей, участвовал в их дружеских застольях. Скрипков стал первым куратором, советчиком и ценителем картин космонавта Алексея Леонова, известных сегодня всему миру. «Он как Айвазовский, только не морской, а космический» – так друзья отзывались о творчестве Алексея Архиповича. Когда 18 марта 1965 года Леонов первым в истории космонавтики вышел в открытый космос, Скрипков послал на борт «Восхода-2» телеграмму, а приземлился Алексей Архипович уже зачисленным в особый «звездный отряд» – Союз художников СССР.

Удавались легко и сразу портреты первого космонавта, потому что Гагарин был открытым и доброжелательным человеком, уверен Яков Никифорович. Скрипков был последним гражданским человеком, общавшимся с живым Гагариным за два дня до его гибели:

– На 50-летнем юбилее начальника политотдела Звездного городка Ивана Макаровича Крышкевича, который отмечали 25 марта 1968 года в Доме офицеров Звездного, Юра был тамадой и душой компании, как обычно. В разгар веселья Гагарину подали телеграмму с сообщением о смерти отчима Крышкевича, жившего в Белоруссии. Юрий решил, что печальную новость сообщит юбиляру позже, а своего помощника попросил заказать билет на ближайший рейс до Минска и держать наготове машину. Когда мы вышли с Юрой глотнуть свежего воздуха, я видел, он опечален. Но не только из-за горя Крышкевичей. Жену Гагарина, очень похудевшую Валю, накануне положили в больницу, врачи говорили: язва. Но он боялся рака и думал, что ему не говорят правды: «Разве они скажут, все космонавта № 1 берегут». Его словно прорвало в тот вечер, он признался, что его затаскали по заграницам, приемам и заседаниям, а он хочет лишь летать.

Через два дня, 27 марта, Скрипков ждал Юрия Алексеевича в мастерской – они договорились поработать над портретом. Но позвонил Алексей Леонов и сообщил о том, что Гагарин погиб.

К сорокалетию галереи издан каталог с эпиграфом Якова Скрипкова: «Край родной, где высокое небо, а за ним – неоглядная ширь, щедрым даром алтайского хлеба ты достойно прославил Сибирь».

Яков Скрипковнародный художник России, профессор МАИ, лауреат премии Ленинского комсомола. Родился в 1919 году в Михайловском районе. Фронтовик. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За трудовую доблесть», «За заслуги перед обществом» (краевая награда). В историю России вошел как автор портретов отряда космонавтов и монументальной мозаичной росписи Звёздного городка.

Фоторепортаж