«МЕРТВЫЙ КЕДРАЧ…» ВОССТАНОВИЛИ

КАРТИНУ ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ХУДОЖНИКОВ АЛТАЯ СНОВА МОЖНО УВИДЕТЬ

00:00, 16 июля 2010г, Общество 1114


«МЕРТВЫЙ КЕДРАЧ…» ВОССТАНОВИЛИ Фото №1

Таинственная, сказочная, волшебная тишина разлита в лесной чаще. Огромные старые деревья упираются могучими кронами в небо. Разлапистые мохнатые ветви покрыты цветным лишайником и мхом. В это вечное царство холодного сумрака не удается пробиться солнечному свету. Настоящая, непроходимая, дремучая тайга во всей своей суровой подлинности и феерической красоте предстает перед нами на картине Василия Карева «Мертвый кедрач близ Каракола. Горный Алтай».

Эта картина была написана известным алтайским мастером в 1918 году, когда, говоря словами знаменитого писателя Георгия Гребенщикова, «один из даровитых художников Сибири» работал на Алтае и создал целый ряд прекрасных алтайских пейзажей. Работы Василия Карева сегодня вошли в золотой фонд нашей музейной коллекции и заняли достойное место в экспозиции живописи «Первых художников Алтая».

В 1967 году из московской мастерской художника от самого автора поступили в наш музей картины мастера. Полотно «Мертвый кедрач близ Каракола. Горный Алтай», пожалуй, самое интересное произведение из этого ряда.

Полвека художник хранил у себя свои алтайские работы как память о родине, об Алтае. Ведь он родился в Барнауле, отсюда уехал учиться искусству сначала в Казань, а затем в Москву, сюда вернулся в канун революции и Гражданской войны и здесь к нему пришел успех. На его долю выпало творческое счастье стоять у истоков профессионального искусства на Алтае, вместе с другими подвижниками из Алтайского художественного общества открывать в Барнауле первые художественные выставки, создавать первые художественные студии и даже первый художественный музей. Василий Карев стал яркой и в чем-то даже знаковой фигурой в искусстве Алтая начала прошлого века.

Но судьбе было угодно, чтобы активный молодой сибирский мастер перебрался в Москву и стал сначала одним из учредителей, а затем секретарем центрального правления Ассоциации художников революционной России, известным московским мастером, работы которого уже в 1920 – 1930 годы демонстрировались по всему Советскому Союзу и далеко за его пределами, например, в Германии и США.

Художник создал десятки картин, написал сотни этюдов, которые сегодня украшают экспозиции многих российских музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи. Художнику, прожившему большую и интересную творческую жизнь (Карев скончался в возрасте 83 лет в Москве), было чем гордиться, было что показать гостям в своей творческой мастерской.

Для сотрудников барнаульского музея, посетивших мастера незадолго до его кончины, художник приготовил сюрприз – свои алтайские работы. И вот уже более сорока лет они не только рассказывают заинтересованному зрителю об Алтае и его уникальной природе, но и демонстрируют тот высокий профессиональный уровень живописи, столь характерный для блистательной плеяды «Первых художников Алтая», ярким представителем которой был Василий Карев.

Почти год любители живописи не видели в экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края полюбившееся полотно, картина была на реставрации. Много месяцев реставратор Наталья Порфирьевна Добрынина «лечила» ветхий холст, чтобы сегодня вновь подарить нам чудо – встречу с настоящим подлинным искусством, – и, что называется, вдохнула в картину вторую жизнь.

Приходите в музей! Приходите, здесь вас ждут лучшие работы прославленных мастеров, первых художников Алтая - Г. Гуркина, А. Никулина, А. Борисова, М. Курзина, Е. Коровай, Н. Шулпинова, С. Надольского, Д. Цаплина и, конечно же, В. Карева.

 

Наталья ЦАРЁВА, искусствовед

Фоторепортаж