ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНЫЕ МИРЫ

ЛЕТО – ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ОТПУСКОВ И РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ

00:00, 23 июля 2010г, Культура 2672


ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНЫЕ МИРЫ Фото №1

…Горные вершины, очертания которых проступают сквозь жемчужно-голубую дымку тумана… Причудливые камни – как застывшие в тяжелом сне древние чудовища, то ли пришедшие в реальный мир из сказки, то ли жившие когда-то и породившие легенды. А вглядишься пристальней – проявятся белые, ускользающие фигуры духов природы, а может быть, призраки заблудившихся в веках душ. И как звено между мирами, между прошлым и настоящим, между сказкой и былью – маленькая фигурка человека на переднем плане, крошечная точка в мироздании и его центр.

Картина Ирины Леденевой «На горе Медвежьей» – одна из многих в ее творчестве, прямо или косвенно связанных с давним увлечением Горной Колыванью. Любовь к этому живописному уголку Алтайского края Ирина передает и своим студентам.

 

Мы пойдем другим путем…

Вещественными свидетельствами романа Ирины Леденевой с Горной Колыванью переполнена вся ее мастерская – это не только картины и эскизы, но и коллекция камней и множество фотографий, сделанных во время поездок на пленэр. На снимках и виды в разных ракурсах и в разное время суток гор Синюхи и Фабричной, скалы Очаровательной, Белого озера, и цеха Колыванского камнерезного завода, и лица местных жителей, и памятные минуты из жизни «на природе».

– Впервые в Колывань я попала в 1981 году, приехала в командировку на открытие художественной школы. Здесь впервые не только увидела всё великолепие местной природы, но и как-то особенно прочувствовала через нее и наше прошлое, и наше настоящее, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Например, дерево, нависшее над искусственным прудом, выкопанным еще во времена Екатерины II. Вроде бы ничего необычного, а как мостик между эпохами. С 1982 года стала ездить сюда вместе с моими студентами на этюды. И каждый раз находим для себя здесь что-то новое. Иначе и быть не может! Погода меняется по пять-шесть раз в сутки, то солнце, то дождь, то град, то вновь солнце. А вместе с погодой меняется цвет гор, травы, неба, воды… У меня есть картина «На грани дня и ночи» – так вот там каждое мгновение на грани!

Впечатление, произведенное Колыванью на Ирину Анатольевну, оказалось настолько глубоким, что и свою дипломную работу она писала про историю создания при Колыванской шлифовальной фабрике рисовального класса.

– Меня захватила эта работа, она касалась всего, что мне близко и интересно: особенности преподавания, живопись, камни и красоты Колывани. Представляете, ученики рисовального класса учились по «увражам» (учебные пособия), привезенным из Франции, – рассказывает Ирина Анатольевна. – И техника рисунка у них была настолько высока, что некоторым современным художникам неплохо бы поучиться. Кстати, во время сбора материала я получила подтверждение прочности связей между поколениями. Среди учеников рисовального класса был Федор Степанович Дорохов – прадед моего студента Алексея Дорохова, который сейчас работает художником на Колыванском камнерезном заводе. Для него целый пласт российской истории – это история его семьи. Места, подобные Горной Колывани, хороши ещё и тем, что помогают открыть что-то необыкновенное в обыденном каждому, в ком есть стремление к этому. Жаль, что сейчас к свидетельствам прошлого трепетного отношения у многих уже нет.

У нас есть традиция: обживаться на выбранном для стоянки месте мы начинаем с уборки – закапываем банки, бутылки, прочий мусор. Бывает, некоторые задают вопрос: «А почему мы?», я отвечаю: «А кто, если не вы?» Знаете, подобные мелочи тоже формируют мировоззрение человека. Впервые попав в «дикую природу», некоторые, особенно урбанизированные студенты, сетуют на отсутствие привычного комфорта, неустроенность быта, жалуются на подъем в пять утра, но постепенно «вживаются» в природу, в которой все прекрасно. Это в повседневной жизни много уродливого, изломанного, и это входит в человеческие души, искажает восприятие. Моя цель как преподавателя, художника – научить студентов видеть и творить красоту, к счастью, эту заложенную в каждом человеке способность можно развивать. На занятиях порой начинаем с элементарного. Спрашиваю: «Какого цвета дорога?». Отвечают: «Серого». «А если через зелень кустов посмотреть?» И у каждого появляются свои оттенки. На пленэре же этот процесс познания себя и окружающего мира идет ускоренными темпами, и всех очень скоро начинает тянуть на подвиги. Помню, мой студент Женя Кравцов в одной из поездок заявил: «Надоело, Ирина Анатольевна, что вы с нами няньчитесь, дорожки нам полегче выбираете. Мы пойдем другим путем! И пошли, – смеется Ирина Анатольевна. – Полезли на Синюху не по пологому склону, а по крутому! Замучались, зато, когда долезли, радости было! Сейчас Евгений Кравцов окончил «Глазуновку» в Москве, известный художник в России и за рубежом.

 

Всегда есть «костяк»

– Чем отличаются разные поколения студентов?

– Лучше или хуже – это не мой критерий оценки! Одна из первых выпускников Новоалтайского художественного училища, я преподаю там с 1984 года (с некоторым перерывом) и могу сказать, что раньше учиться было интереснее. В начале моей работы был такой случай: студент Вадим Губин с друзьями отправились в Ленинград на выставку Серова. Они просто сели в самолет и улетели на несколько дней! Это было вполне доступно обыкновенным студентам! Проблемы были другие: они чуть ли не сутки стояли в очереди, чтобы достать билеты на выставку… Но полететь они могли! Мы ездили в Москву, Ригу, Ленинград, другие города, чтобы походить по музеям, по выставкам… Сейчас для большинства наших ребят пространство сузилось. Выезжая на пленэр, мы соревновались, кто больше напишет этюдов, были в постоянном творческом поиске. Сегодняшних студентов можно упрекнуть в излишнем рационализме, особенно тех, за кого платят родители. Они «знают», что им нужно, а что не нужно. Нам выдавали и краски, и бумагу, и другие рисовальные принадлежности, а они все покупают. Впрочем, всегда в каждой группе, на каждом курсе есть «костяк» в хорошем смысле слова одержимых творчеством студентов. Евгений Кравцов и Дмитрий Петренко, Оксана Величко и Юля Иванова, Наталья Генеш и Миша Полетаев, Маша Зуенко и Алтынай Мендешева – могу назвать еще многих. У меня и среди студентов кафедры «Сервисные технологии» есть очень яркие, творческие личности, например, Вика Уафина, Кристина Белова. И я как педагог ими по-настоящему горжусь!

 

Двигая горы и смешивая краски

– Ирина Анатольевна, вы можете сформулировать свое творческое кредо?

– Честно сказать, мне трудно. Я реалист, но меня тянет в параллельные миры. У меня есть картина «Храм». Он когда-то находился в Колывани. Затем его разрушили, сегодня на этом месте остался только фундамент. Мне очень нравилось это место, а здание храма я увидела на гравюре Ивачева в книге, изданной в 1902 году. И воссоздала его на полотне. Иногда могу гору на полотне «сдвинуть». Вижу сны и просыпаюсь с мыслью: как бы эти краски передать! Живопись, живописность в моем понимании – это перетекание тонов и полутонов, наслоение цветов и настроений. На плоскости нет ни сантиметра одинаковых цветов пятен. Для меня цвет очень важен. Где-то я прочла фразу: «Полутона – это лакомство гурманов». Полностью согласна.

– Вы долго работаете над картинами?

– Скорее, да. Я долго вынашиваю замысел. До воплощения иду длинной дорогой. Например, свой «Автопортрет» переписывала… двадцать раз. Вообще же одновременно работаю над десятком полотен. Это и необходимость (пишу в основном маслом, а ему требуется время, чтобы высохнуть), и потребность. Окружаю себя холстами и смотрю – здесь надо доделать, а вот здесь переписать… Порой художник применяет механическое или оптическое смешение красок, и на холсте получается что-то совершенно неожиданное!

– Помимо пейзажей, портретов, сюжетов в стиле, если так можно выразиться, фэнтези у вас очень много полотен с цветами. Какие вы больше всего любите?

– Полевые, за непредсказуемость!

Непредсказуемость, пожалуй, объединяет и картины Ирины Леденёвой. Сюжет, настроение, краски сочетаются в ее работах так причудливо!

…Прямо в поле покосившийся, рассохшийся деревянный крест, почти утонувший в бурьяне и сорняках. По традиции на Руси такие за околицей сел ставили в память о каком- то событии. Но села уже давно нет, а крест стоит, и едва угадывается в густой траве извилистая тропинка к нему. На небе сгрудились хмурые тучи. Казалось бы, от этой картины, от этой заброшенности, сиротливости должно веять унынием и горечью. Но… Вдали за краем свинцовых туч золотятся солнечные лучи, а в бурьяне яркими звездочками вспыхивают цветы. Совсем близко новый солнечный день!

Справка «АП»:
Ирина Анатольевна Леденёва – член Союза художников России. Родилась в Барнауле, окончила БСТ, Новоалтайское художественное училище и художественно-графическое отделение Омского педагогического института с отличием. В настоящее время – преподаватель в Новоалтайском государственном художественном училище и доцент кафедры «Сервисные технологии» Алтайского государственного технического университета. Участвовала более чем в 90 выставках: в Барнауле, Омске, Томске, Кемерово, Иркутске, Москве, в Германии, в Бельгии. Картины Ирины Леденёвой находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, Франции, Канады и других стран. Большинство персональных выставок (около тридцати) было посвящено Горной Колывани.

Новости партнеров
Фоторепортаж