УДАР ПО «ПРЕСТИЖУ»

НА АЛТАЕ – СИЛЬНЕЙШАЯ ШКОЛА ДЕЛЬТАПАРАПЛАНЕРИСТОВ. НО ПУТЬ В НЕБО ЮНЫМ СПОРТСМЕНАМ И ЛЮБИТЕЛЯМ ПО ТРЕБОВАНИЮ ЧИНОВНИКОВ И РЕШЕНИЮ СУДА ЗАКРЫТ

00:00, 20 августа 2010г, Общество 6623


УДАР ПО «ПРЕСТИЖУ» Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Один из самых ярких алтайских брендов поблек. Разноцветные купола дельта- и парапланов больше не полощутся над склоном горы Толстуха у села Солоновка Смоленского района. Там расположен центр этих видов спорта – кемпинг «Бобровая заимка», второй в России после Пятигорска. Полеты детского клуба парапланеристов запрещены, соревнования отменены, занятия в детском спортклубе «Престиж» прекращены. Даже 20-летие парапланеризма в крае, пришедшееся на 23 июня, пилотам пришлось отмечать на земле…  

Крылатая история

Начиналось все, как водится, с энтузиастов. 30 июля 1976 года совершил первый полет на дельтаплане Виктор Компанец. Он также стал первым инструктором в этом виде спорта и организатором дельтапланерного движения на Алтае.

Через два месяца, 28 сентября 1976 года в Барнауле был создан дельтапланерный клуб. Сохранились протокол организационного собрания клуба и список первых его членов: Компанец, Лупоносов, Галакозов, Берзух, Суржеков, Швецов, Петров.

Позже появились дельтапланерные коллективы в Рубцовске, Бийске, Усть-Калманке, Тальменке, Змеиногорске, Чарышском, Малиновом Озере.

В 80-е годы прошлого века в этих клубах возникло новое направление – мотодельтапланерное. Дельталет под названием «Фаворит» даже серийно выпускался на Алтайском заводе прецизионных изделий. А Иван Премьеров на таком аппарате первым в Сибири стал делать мертвые петли.

23 июня 1990 года взмыл в алтайское небо параплан, издалека похожий на летящее перышко. Это произошло у райцентра Алтайское, на Осиповой сопке. Полет совершил японский пилот Хираюка Бабасан. А первым из наших земляков в тот же день поднялся в небо на параплане Олег Бугуев, руководитель бийского клуба. Уезжая домой, японский спортсмен подарил своим коллегам-сибирякам летательный аппарат, умещавшийся в заплечной сумке-рюкзаке. Увы, ровно через два десятилетия эти направления в авиации Алтая оказались, по сути дела, под запретом. По крайней мере, для молодых.

В отличие от параплана – компактного и легкого аналога парашюта – дельтаплан имеет жесткий металлический каркас и внешне похож на греческую букву «дельта». Дельтаплан с моторчиком называется дельталетом, параплан с моторчиком – парамотором, с тележкой – паралетом, если крыло квадратное – аэрошютом. Еще есть планер – безмоторный летательный аппарат, который крепится тросом к самолету, а затем, оторвавшись, летит. Многие летательные аппараты появились на Алтае в местах скопления туристов уже в наступившем веке.

Клуб любителей свободного полета сохранился. Сейчас он носит название «Барнаульский дельтапарапланерный клуб «Крылья Алтая», им руководит Валерий Гулинок, главный инженер Барнаульского трансформаторного завода. Еще существует очень авторитетная организация – Алтайская межрегиональная ассоциация дельтапарапланеристов «Крылья Сибири». Ее президент Владимир Митин твердит, что за почти 35-летнюю историю пилоты пережили немало трудных дней, но никто и никогда не запрещал разворачивать купола в небе.

 Прерванный полёт

Увы, полеты детского парапланерного клуба «Престиж» на Алтае запрещены – такое решение вот уже несколько раз принимали суд Центрального района Барнаула и судебная коллегия по гражданским делам краевого суда. Коллеги из других регионов России и из-за рубежа удивлены. Алтайские спортсмены наняли адвоката из Санкт-Петербурга доцента кафедры гражданской авиации Олега Аксаментова, но и он оказался бессилен в борьбе с транспортной прокуратурой и авиационными ведомствами.

Представитель службы, отвечающей за авианавигацию, ничтоже сумняшеся заявил в судебном процессе, что запрещает использовать воздух, мол, у нас он принадлежит государству. А в коридоре суда мельком поинтересовался у Владимира Митина: «А у параплана какой каркас?» Странно, но этот человек, настаивая на запрете полетов, прежде даже не удосужился понять, как выглядит данный летательный аппарат. Владимир Митин, скрывая смешанные чувства, заметил, что параплан не имеет каркаса. «А как же он летает, из чего состоит?» – вновь поинтересовался «специалист». Президент ассоциации ответил: «Из тряпки и веревок – ткани и строп». Вот с такими пониманиями представитель авиационных инспектирующих органов добился-таки запрета на полеты.

Владимир Митин – педагог высшей категории. Кандидат в мастера спорта по парапланеризму, судья республиканской категории по данному виду спорта, президент ассоциации дельтапарапланеристов «Крылья Сибири», руководитель детского парапланерного клуба «Престиж» в селе Солоновка – работает вот уже свыше полутора десятков лет в штате краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения. Воспитал трех мастеров спорта, девять кандидатов в мастера, много разрядников. Два его воспитанника – члены сборной России по парапланерному спорту. Однако не помогли ни титулы, ни звания, ни аргументы…

То, что в стране одни законы противоречат другим – не секрет. Как объясняют юристы, Воздушный кодекс России гласит, что параплан – это летательный аппарат гражданской авиации, а подзаконные акты трактуют, что аппараты легче 120 килограммов не являются судами гражданской авиации.

По мнению спортсменов, барнаульский транспортный прокурор и так называемые третьи лица, а именно госкорпорация по организации воздушного движения, межрегиональное управление воздушного транспорта и управление Госавианадзора по Сибири, предъявили надуманные претензии. Слава богу, хоть не требуют крепить номерные знаки на детские воздушные шарики! Добиваются от парапланеристов через судебные органы, к примеру, ежегодной сертификации летной годности парапланов. Но в мире всего четыре фирмы-производителя этих летательных аппаратов, которые, безусловно, имеют право сертификации. Российские же спорт-смены приобретают именно эти летательные аппараты за рубежом, а в нашей стране проводить сертификацию попросту некому – нет соответствующей структуры. Однако сертификат требуют. Так же, как прохождения процедуры и получения соответствующего свидетельства о госрегистрации летательных аппаратов, наличия пилотского свидетельства, страховых полисов, предъявления медицинских заключений второго класса и так далее и тому подобное. До достижения 16-летнего возраста вообще надо забыть о полетах в небо. Учащимся солоновской школы имени Александра Матренина говорят, чтобы обучались теории на земле. Но ведь многие алтайские воспитанники, добившиеся выдающихся результатов, начинали подготовку к полетам в небо с начальной школы. Государство хоть и скупо, но финансирует детский спорт. И само же бьет по рукам пилотов и крыльям их летательных аппаратов. Парадокс, но бюджет профинансировал открытый чемпионат края среди юных парапланеристов, который должен был пройти 10-14 июня в рамках туристического фестиваля «Песчаная-2010». Однако чемпионат не состоялся: детям рекомендовано заниматься только наземной подготовкой к полетам. Все это очень напоминает обучение плаванию в бассейне без воды.

Недаром же Владимир Митин заявил в суде представителям правоохранительных и надзорных органов: «Вы мне запретили работать с детьми. Теперь ими будете заниматься вы – прокуроры, милиционеры и судьи, потому что моих воспитанников оторвали от любимого занятия и они окажутся на улице». Выходит, решение суда о запрете полетов есть запрет на работу с детьми? То есть неприкрытый запрет на профессию?!

В каждом виде спорта существуют нормы и требования. В Единой всероссийской спортивной квалификации относительно парапланерного спорта черным по белому записано, что дети могут заниматься с 12 лет. А готовить надо начинать раньше, с восьми-девяти лет. Юным воспитанникам клубов может присваиваться спортивный разряд, с их участием проводятся детские турниры и чемпионаты.

На Алтае детский парапланеризм культивируется с 1994 года в клубах Барнаула, Бийска, Заринска, поселка Сибирский. Их воспитанники были чемпионами и призерами многих соревнований, в том числе Кубка Сибири, кубка Кузбасса, чемпионата России. Воспитанник барнаульского детского клуба «Азимут» Иван Абабков в 17 лет(!) стал членом взрослой сборной России. Однако в связи с судебным решением детские парапланерные клубы ныне имеют неопределенный статус. Впрочем, юристы твердят: «То, что не запрещено законом, – разрешено». Ведь в решении суда речь идет лишь о запрете полетов членам клуба «Престиж». Да и гор на Алтае хватает, взлетают ведь не только с Толстухи. Но почему-то в поле зрения авиаслужб и прокуроров не попадают коммерсанты, перевозящие за деньги туристов на диковинных летательных аппаратах – без всяких разрешений, сертификатов, пилотских свидетельств, страховых полисов и медицинских заключений. 

Алтай с высоты

Многие алтайские дельтапарапланеристы бывали на соревнованиях за рубежом, знакомы с организацией этих видов спорта в других странах.

Хорошо известны в мире и имена алтайских спортсменов. В 1999 году они стали чемпионами Содружества Независимых Государств по парапланерному спорту, немало наших земляков участвовали в международных соревнованиях по дельтапарапланерному спорту: Владимир Митин – во Франции, Индонезии, Испании, Китае, Израиле и Португалии, Евгений Тананыхин – во Франции, Вячеслав Солодков – в Австралии и Аргентине.

Эти заслуженные люди уверяют, что таких препон там нет, люди летают свободно, создаются все условия для развития подобных зрелищных видов спорта. В законодательстве разных стран, в том числе России, четко оговорено то, чего нельзя делать. Например, летать над военными объектами, железной дорогой, пересекать маршруты самолетов и так далее. Контролирующие авиаорганы лучше всех знают, что никаких помех парапланеристы никому не создают: в районе Солоновки вообще нет самолетных и вертолетных трасс, сюда не залетают даже метеозонды. Возраст допуска к полетам тоже разнится: с 12, 15, 16 лет. А у нас каждый трактует эти положения по-своему. И никто не желает разрулить тупиковую ситуацию. Так что, скорее всего, Митину, как человеку законопослушному, придется одному устранять указанные судом недостатки. Что он и пытается делать.

Парадокс, но чемпионаты нашей страны по парапланеризму приходится проводить за рубежом. В нынешнем году Кубок России будет разыгрываться на территории Турции. Алтайские участники тоже поедут туда, чтобы в том числе пополнить бюджет чужой страны.

Прежде лоббистом интересов некоторых видов спорта и дельтапарапланеризма тоже было ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. С распадом СССР организация (теперь РОСТО) самоустранилась от данной функции. Но большинство видов спорта, в том числе дельтапарапланерный, как ни странно, выжило – без господдержки и лоббирования.

На Алтае таким центром с 1992 года является межрегиональная ассоциация дельтапарапланеристов «Крылья Сибири», которую представляют сильнейшие спортсмены из Алтайского, Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской областей и других. В первый же год был проведен кубок Алтая, который, между прочим, сразу же получил международный статус.

Владимир Митин вспоминает, как однажды в Москве, в Российской национальной федерации дельтапарапланеристов алтайской команде, по сути дела, отказали в помощи в поездке на чемпионат мира в Австралию. Но наши земляки сами нашли спонсоров, отправили спортсменов от имени ассоциации «Крылья Сибири». И Наталья Харлова заняла на чемпионате мира второе место. Когда протоколы соревнований поступили в национальную федерацию, там сначала недоумевали: ведь они не отправляли людей в Австралию, а затем «обиделись»: какое имел право Алтай представлять всю страну?!

Трудности 1990-х наши воздушные асы сумели преодолеть и благодаря широкому использованию так называемого безвалютного обмена. Это когда встречаешь единомышленников у трапа самолета и берешь их на полный пансион – от питания до размещения. Гости понимали, что у российских коллег финансы поют романсы, но ведь ни одна турфирма не предоставит таких услуг, как единомышленник, который непременно покажет изюминку. Итогом таких встреч было удивление: «Нам о вас такое рассказывали, а вы вон какие!»

Иностранные коллеги не только обменивались опытом с россиянами, но и бескорыстно помогали им со снаряжением. Взамен самоделкам и бэушным летательным аппаратам пришли фирменные. Один пожилой француз-миллионер – «снежный барс» и ветеран дельтапарапланерного спорта – как-то привез для воспитанников Митина целую коробку солнцезащитных очков – «мечту пилота», тех самых, которые не разбиваются от удара и не бликуют на солнце.

Наши спортсмены, участвуя в чемпионатах за рубежом, набирались и опыта организации этих видов спорта. Они проводили на Алтае соревнования разных уровней. Обнаружили и освоили несколько прекрасных площадок для их проведения – у села Голубцово Заринского района, в Онгудае, Усть-Коксе, Улагане, на горе Негодяйка в районе озера Ая Алтайского района и у села Курай Кош-Агачского района. Последний дельтадром признан лучшим в СНГ, здесь не раз проводились чемпионаты России и международные соревнования.

…Я смотрел видеофильм о «Кубке Икара» во Франции. Это – яркое, красочное шоу, которое ежегодно привлекает сотни участников и десятки тысяч зрителей. Алтай мог бы стать такой же площадкой…

Бобрам – добра!

18 мая 1997 года группа алтайских пилотов, проводивших инспекцию склонов в окрестностях города-курорта Белокуриха, обнаружила место для полетов близ села Солоновка Смоленского района. А спустя два месяца здесь уже был проведен Кубок Сибири по парапланерному спорту в трех возрастных группах.

Это место так запало в душу Владимиру Митину, что он решил поселиться на склоне горы Толстуха, чтобы основать специализированный дельтапарапланерный кемпинг. 3 июля 2001 года администрация Солоновского сельсовета постановила: «В связи с прибытием на постоянное место жительства граждан и образованием новой улицы присвоить ей название «Бобровая заимка». А еще через три месяца он создал в этом селе детский парапланерный клуб «Престиж», где занимаются местные школьники.

Вот уже свыше десятка лет кемпинг «Бобровая заимка» на берегу реки Солоновки – излюбленное место сибирских дельтапарапланеристов и летний спортивный лагерь детских специализированных клубов. Вопреки утверждению классика («рожденный плавать летать не может») в «Бобровой заимке» летали. Здесь можно пройти обучение полетам и летать на параплане, мотодельтаплане, покататься на лошадях, велосипедах, осуществить сплав по реке, поучаствовать в экскурсиях, получить рыболовные мастер-классы. В кемпинге – гостевые домики и палаточный городок, кафе-столовая, две бани, детская и волейбольная площадки, камера хранения, сельский дворик с декоративными домашними птицами и животными – лошадьми забайкальской кучерявой породы (таких больше нет нигде на Алтае), десятком пород кур, индеек, цесарок, кроликов… А на горе Толстуха с перепадом 420 метров – три стартовые площадки дельтадрома.

Название «Бобровая заимка» пошло не от семейства бобров, которое живет на речке Солоновке, а от людей, которые называют себя «Обществом благородных бобров». Его членами становятся люди, внесшие бескорыстный вклад в развитие дельтапарапланерного спорта. Не обязательно в Алтайском крае: среди членов общества есть иностранцы – американцы, немцы, французы…

«Общество благородных бобров» имеет обязательные ритуалы и устав. Кандидат в члены общества должен перегрызть палочку, затем под одобрительные крики на его голову надевают шляпу специального покроя. Устав общества пропагандирует гуманистические идеалы. Например, такие: «Алтайский эндемический бобер является единственным в мире летающим грызуном», «В начале сезона (чаще весной) у бобров начинается лет. Основная задача при выполнении лета – сбиться в стаю и под руководством главного, не сбиваясь с курса, не забывая о цели вылета, гордясь собой и не сильно метя, добраться до места лета в том составе, в котором вылетели из зимних хаток».

Но кое-какие пункты устава удивительно прозорливо спрогнозировали сегодняшнюю ситуацию: «Случаи конфликтов бобров с людьми редки, однако на Алтае их следует опасаться…», «Бобры всех стран – объединяйтесь…», «Как и все великие и благородные сословия (купечество, казачество, кулачество и питерская интеллигенция в седьмом колене), бобрячество подвергается гонениям».

Кемпинг алтайских пилотов хорошо знают в стране и за рубежом. Неподалеку от него расположены курорт Белокуриха, легендарная Денисова пещера, удивительные по красоте места Алтайского, Солонешенского, Чарышского районов, притягивающие туристов как магнит. Часть из них едет, чтобы ощутить свободный полет в алтайских предгорьях. Но теперь они не могут сделать этого, хотя рекламные проспекты по-прежнему пестрят приглашениями гостей.

В России существует всего лишь два парапланерных кемпинга: в Пятигорске и в Солоновке. Или – существовало? 

Фоторепортаж