Опытный урок - это самое интересное. Учитель физики из Славгорода всегда готова к экспериментам

18:00, 05 октября 2021г, Общество 1310


Опытный урок - это самое интересное. Учитель физики из Славгорода всегда готова к экспериментам Фото №1

Если в доме Натальи Бабаниной среди ночи зазвонит телефон и взволнованный голос сообщит: «Заработало!» – она не удивится и не рассердится, а обрадуется: «Получилось!» Это значит, что сконструированный руками ее ученика прибор начал работать и научное исследование завершилось успехом. В славгородской школе № 15 тоже давно привыкли: если что-то где-то хлопнет или вдруг почувствуется непривычный запах, здесь не бьют тревогу. Знают: это Наталья Бабанина вместе с учениками проводит очередной эксперимент.

– Я стараюсь привлекать своих учеников к исследовательской деятельности, ведь опытный урок – это самое интересное в моем предмете, – говорит учительница физики.

Ее ученики знают, на какой стене лучше всего повесить термометр, экспериментальным путем выясняют, какой чайник (полный или полупустой) при кипячении экономит электроэнергию, измеряют мощность электромагнитного излучения микроволновой печи и сотового телефона. Под ее руководством они изобретают новые приборы. Например, бывший ученик Игорь Сауэр, ныне дипломированный инженер, придумал специальный датчик воды для слабовидящих людей. С его помощью человек, который плохо видит, наливая воду в стакан, не прольет ни капли. Датчик звуковым сигналом через телефон известит о наполнении емкости.

– Физика – везде и всюду. Знание законов этой науки помогает понять суть многих вещей, окружающих человека, этому я учу своих ребят, – говорит Наталья Бабанина.

Династия со времён революции

Профессию учителя делом своей жизни Наталья Бабанина выбрала по зову крови:

– Еще мой дедушка Афанасий Кривец в 1920-х годах работал учителем в церковно-приходской школе в селе Татьяновка в Казахстане. Моя мама Лидия Половинкина тоже работала в образовании, руководила кооперативным училищем в Славгороде. Среди моих других родственников также были учителя. Так что можно сказать, что наша династия берет начало еще со времен Октябрьской революции 1917 года.

Славгородская школа № 15 – единственное место работы Натальи Бабаниной. Сюда она пришла сразу после окончания Барнаульского государственного педагогического института (сейчас Алтайский государственный педагогический университет) в 1983 году. Молодому педагогу шел 21-й год.

– В школе мне сразу же поручили классное руководство, причем в 10-м классе, – вспоминает она. – Я сама тогда внешне мало отличалась от детей, и на школьных мероприятиях меня поначалу спрашивали: «Девочка, а где ваш классный руководитель?»

Любить свой предмет и стараться пробудить к нему интерес учеников – это, по мнению Натальи Бабаниной, суть и основа ее профессии. Тем более что сегодня учитель имеет в своем арсенале множество инструментов. Современные информационные технологии позволяют, как считает педагог, сделать любой предмет интересным. Да и в формах работы она не ограничивается решением задач или лабораторными работами. Ее ученики давно привыкли к семинарам и вебинарам, снимают видеоролики, готовят сообщения, доклады и презентации, пишут научно-исследовательские работы.

Кроме этого формула успешной педагогической деятельности от Натальи Бабаниной включает в себя спокойный и уверенный тон общения с учениками, умение воспринимать каждого ребенка в отдельности, а не как коллектив класса и терпение. 

А еще учитель, считает Наталья Анатольевна, должен быть немного актером: «Я стараюсь оставлять свои собственные проблемы дома, в школе мое главное оружие – улыбка».

Работать на результат

Она привыкла работать на результат. Об этом красноречивее слов говорят достижения ее учеников. В 2019 году, например, из 28 выпускников 22 выбрали одним из ЕГЭ физику, и все сдали этот предмет успешно.

Подопечные Натальи Бабаниной реализуют проекты и представляют их на школьных мероприятиях, а те, кто хочет идти дальше, успешно защищают свои работы на городских, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях и форумах. Неизменно высокие результаты учащиеся СОШ № 15 показывают на научно-практических конференциях краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова. Здесь этих славгородских ребят называют «дети Бабаниной», и этот термин обрел со временем свои характеристики – сильная команда и успешные исследовательские работы на интересные темы.

Регулярно «дети Бабаниной» пробуют свои силы в мероприятиях Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева и многих других. В 2019 году ученицы Натальи Бабаниной Валерия Колосова и Ксения Кузьмина со своими исследовательскими работами прошли всероссийский отбор и выиграли путевки в образовательный центр «Сириус» в Сочи. А выпускник нынешнего года Павел Храмов за исследование по физике «Разработка прибора для измерения электрического сопротивления металлов в зависимости от температуры окружающей среды» под научным руководством Натальи Бабаниной получил специальный диплом государственной корпорации «Ростех» на Международном дистанционном форуме научной молодежи «Шаг в будущее».

В центре инноваций

Сама Наталья Бабанина от своих учеников не отстает. 

– Наша Наталья Анатольевна всегда в центре инноваций, – говорит директор школы Татьяна Кучинская. – Ее опыт реализации физико-математического профиля представлен в «Банке лучших практик Алтайского края». Ее ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы. А когда у нас в школе вручаются награды учителям, Наталье Анатольевне адресована, как правило, целая стопка различных дипломов, грамот или похвальных листов, а еще письма из различных вузов с благодарностью за учеников.

О своих покоренных вершинах и новых стремлениях сама Наталья Бабанина говорит так:

– Любое признание заслуг почетно и в то же время очень ответственно. Звания надо нести с достоинством. Я теперь не могу снижать планку, да и не собираюсь. Сидеть на месте не привыкла, успокаиваться на достигнутом не умею, стараюсь искать что-то новое, чтобы быть интересной своим ученикам. В моих планах на будущее – работать дальше, находить новых способных к физике учеников и помогать им поверить в свои силы.

Фоторепортаж