«ЧЁРНЫХ» ЛЕСОРУБОВ – НА СВЕТ!

КАК ДЕКРИМИНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАГОТОВКУ ДРЕВЕСИНЫ? ЭТОТ ВОПРОС ОБСУЖДАЛСЯ НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ НА ЗАСЕДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ И ТЕРУПРАВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

00:00, 01 сентября 2010г, Общество 1799


«ЧЁРНЫХ» ЛЕСОРУБОВ – НА СВЕТ! Фото №1

С некоторых пор в лесной отрасли страны функции госуправления, контроля, пожарного надзора и хозяйственной деятельности разделены. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу…

В лесу раздавался…

Зеленые массивы занимают в нашем крае больше четверти территории. Треть хвойных насаждений, являясь спелыми и перестойными, представляют особый интерес для заготовок.

По данным Алтайкрайстата, зарегистрировано свыше 800 юридических лиц и почти 1800 индивидуальных предпринимателей, заявивших деятельность в сфере лесозаготовок, обработки древесины и оптовой торговли лесоматериалами.

Еще два десятка лет назад почти в каждом селе были участки по переработке древесины, обеспечивавшие население дровами, досками. Из-за финансово-экономических причин многие из них прекратили существование. Однако потребность в дарах леса никуда не исчезла. Потому и появились «чёрные» лесорубы и подпольные пилорамы. Впрочем, кавычки на этих словах не очень-то уместны, поскольку ни в какое такое подполье они не прячутся, а действуют нагло, ничуть не опасаясь справедливого возмездия за загубленный лес.

По оценкам специалистов, лесопромышленная отрасль сейчас является одной из самых криминальных. Схемы, связанные с незаконной заготовкой и порубкой леса, уклонением от уплаты налогов, мошенничеством при возмещении НДС, получили здесь самое широкое распространение.

В прошлом году, по словам начальника краевого управления лесами Михаила Ключникова, было выявлено 1105 случаев незаконной рубки леса, а за первое полугодие текущего года – 1051. Ущерб исчисляется десятками тысяч кубометров и сотнями миллионов рублей. Однако сумма реально взысканных по решению судов средств за возмещение причиненного лесам вреда в 2009 году составила лишь 136 тысяч рублей, или 0,1 процента от общего ущерба. Армия лесников, милиционеров, арендаторов, муниципалов, пожарных, таможенников, прокуроров и судей сумела выбить еще около двух миллионов рублей в виде административных штрафов и так называемого добровольного возмещения ущерба.

Увы, выявленные и запротоколированные факты незаконного уничтожения леса – лишь макушка той самой сосны, которую пилит разный люд.

Пилорама – просто драма

Как твердят лесники и милиционеры, сложности в раскрытии фактов незаконных рубок и привлечении к уголовной ответственности виновных лиц заключаются в том, что на территории ряда лесничеств края действуют хорошо организованные преступные группы (ОПГ) с распределением ролей и использованием специальной техники. Эти ОПГ тщательно планируют незаконные рубки, детально разрабатывают маршруты вывозки древесины и т.д.

Как показывает практика, мобильные группы передвигаются по лесу в летнее время на мотоциклах, зимой – на снегоходах, что позволяет им быстро покидать место правонарушения. Через некоторое время уже другие группы на серьезной грузовой технике прибывают на это место, чтобы вывезти незаконно заготовленную древесину. Шоферам лесовозов бензопилы не нужны, поэтому при задержании их действия можно квалифицировать лишь как кражу имущества. Подобный сценарий не предусматривает раскрытие факта незаконной рубки, огромные суммы ущерба, причиненного лесному фонду, остаются без перспективы возмещения.

Многие подпольные пилорамы располагаются на территориях усадеб, которые являются частной собственностью и куда доступ посторонним воспрещен. Но именно сюда поступает незаконно заготовленная древесина, где она чаще всего перерабатывается в шпальник, который продают на ближайшее шпалопропиточное предприятие.

Если «черных» лесорубов все же задерживают, то они быстро находят так называемый паровоз - инвалида, несовершеннолетнего или бомжа, которые заявляют, что именно они организовали незаконную рубку. Таким образом уголовное дело становится «раскрытым», «виновник» получает условный срок. Но ущерб лесу остается не возмещенным по причине несостоятельности правонарушителя, а настоящие виновники незаконных рубок как ни в чем не бывало продолжают свою деятельность. И если даже удается довести уголовное дело до суда, его решение не страшно «черным» лесорубам.

К примеру, сотрудники правоохранительных органов и местные жители хорошо знают, что на станции Повалиха Первомайского района братья Черновы располагают всей необходимой техникой. Но в суд «лесные братья» были вызваны в качестве свидетелей, где заявили, что некие «черные» лесорубы их ввели в заблуждение и привлекли вместе с техникой к незаконной рубке и вывозке заготовленной древесины.

С конфискацией автомобилей как орудия преступления тоже как-то не складывается у правоохранителей. А тысячи кубометров так называемого секвестированного леса (складированного на территории арендаторов лесных угодий как вещественное доказательство по уголовному делу) мало того что требуют охраны, но и элементарно гниют.

Лучше переруб, чем недосып

Участники заседания координационного совета (КС) констатировали серьезную обеспокоенность неадекватностью принимаемых мер по отношению к сложившейся ситуации в лесах края.

Несмотря на то, что еще в конце 2007 года была создана соответствующая межведомственная комиссия, уровень взаимодействия между органами местного самоуправления, лесниками, арендаторами и исполнителями госконтрактов на местах остается низким. Да и качество исполнения ими прямых функций желает быть лучше.

Органы местного самоуправления не ведут, как этого требует закон, учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, не привлекают для ее заготовки лесозаготовительные бригады, не контролируют целевое использование заготовленного лесоматериала. Так, главы администраций сёл Усть-Калманка и Слюдянка Усть-Калманского района в 2007-2009 годах оформляли документы, дающие право на заготовку льготной древесины гражданам, не являющимся застройщиками жилых домов. В итоге деловой лес в объеме 600 кубометров был просто реализован третьим лицам.

Сами арендаторы лесных участков нередко допускают случаи заготовки древесины в объемах, превышающих расчетную лесосеку. Так, в 2009 году крупнейший в крае арендатор – ЗАО «Алтайкровля» превысил допустимый объем рубок на 2255 кубометров. Неудивительно, что именно на арендуемых им площадях, особенно в Озерском лесничестве, процветает деятельность «черных» дровосеков. Увеличение количества незаконных рубок и суммы ущерба от них по сравнению с первым полугодием прошлого года допущено в 16 лесничествах края, в том числе в Алтайском, Белокурихинском, Бийском, Волчихинском, Каменском, Панкрушихинском, Ракитовском.

КС - за режим ЧС?

Прогнозы развития ситуации в отрасли также неутешительны. Так, например, первый заместитель начальника ГУВД края Вячеслав Новиков вынужден был заявить, что «криминальная ситуация, сложившаяся в лесной сфере деятельности, в ближайшее время будет только усугубляться». По его мнению, это связано с низкой эффективностью профилактических и оперативных мероприятий, проводимых заинтересованными правоохранительными органами края, их недостаточным техническим оснащением, а также несовершенством законов и отсутствием госконтроля за деятельностью деревоперерабатывающих предприятий.

Начальник управления лесами Михаил Ключников вообще предложил ввести на территории Первомайского и Тальменского районов режим чрезвычайной ситуации (ЧС), а также установить тотальный контроль за древесиной, поступающей на шпалопропиточные предприятия.

Участники заседания координационного совета, прошедшего под руководством губернатора Александра Карлина, пришли к выводу, что в целях сохранения лесов от уничтожения необходимо обеспечить организацию мест хранения автомобилей и других видов техники, используемых для совершения незаконных рубок, изъятых и приобщенных к материалам уголовных дел следственными органами. Вероятно, придется изыскивать в бюджете 800 тысяч рублей для приобретения сертифицированного комплекта «ЛИНТАБ», позволяющего экспертам идентифицировать древесину с местом рубки. Также предполагается разработать и утвердить на законодательном уровне порядок выплаты компенсации семьям государственных лесных инспекторов и других работников в случае получения ими увечий или гибели при исполнении должностных обязанностей. Управлению Росимущества в Алтайском крае рекомендовано обеспечить передачу изъятой незаконно заготовленной древесины, являющейся вещественным доказательством по уголовным делам, для последующей реализации. В проект решения также внесен ряд пунктов, касающихся муниципальных образований, арендаторов, правоохранительных органов и территориальных управлений федеральных служб.

Фоторепортаж