ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНИ

00:00, 05 октября 2010г, Культура 2286


ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНИ Фото №1

В конце прошлой недели краевая организация Союза художников России отметила 70-летие двумя выставками: камерной экспозицией в краевом Художественном музее и большим вернисажем в выставочном зале. Первое событие отсылает нас в недавнее прошлое алтайского изобразительного искусства, второе – скорее, в будущее, но с некоторыми оговорками.

Представляя музейную выставку, искусствоведы и сами художники считали нужным объясниться, почему первое юбилейное мероприятие союз проводит не на своей площадке. Содружество Художественного музея и творческой организации, как выразилась заместитель директора музея по научной работе Людмила Красноцветова-Тоцкая, «генетически обусловленное», ведь одной из главных задач музея всегда было изучение алтайского искусства.

– Итог нашей пятидесятилетней дружбы – замечательная коллекция местного искусства, причем творчество некоторых художников в ней представлено монографически, – объясняет Людмила Григорьевна. – Но, несмотря на то, что за эти 50 лет издано много статей, буклетов и каталогов, до сих пор остается одна проблема: у нас нет постоянной экспозиции алтайского искусства.

Эта извечная проблема была обусловлена нехваткой площадей, однако в конце сентября директор музея Инна Галкина участвовала в работе комиссии, передавшей во владение музея ту часть здания, в которой ранее располагался лицей «РАЭПШ», и в ближайшее время в ней начнется реконструкция. «Большую часть второго этажа левого крыла займет творчество художников Алтая», – подчеркивают искусствоведы.

«Вся наша история - здесь»

О содружестве музея и Союза художников говорил и член его правления, заслуженный художник России Юрий Кабанов.

– Я вспоминаю 50-60-е годы, когда музей был только создан. По сути, мы были единым коллективом и вся история союза – именно здесь, – подчеркнул Юрий Борисович.

Он заметил также, что в ближайшее время союзу выделят средства на издание книги, посвященной истории творческой организации. В нее войдут репродукции, тексты и архивные фотографии.

– Нельзя представить себе Барнаул без Художественного музея и выставочного зала, наши улицы и парки – без скульптуры, а площадь Победы – без мемориала. И за этим стоит организация, которая всегда поддерживала авторов, давала им кров и работу, а в пору дефицита даже обеспечивала материалами, – искусствовед, член Союза художников Лариса Леонова рассказала немного о его роли. – Сейчас нас 136 человек, и в Сибири мы занимаем третье место по численности. За 70 лет прекрасные работы наших мастеров пополнили запасники музеев Алтая и Сибири, а также Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и зарубежных собраний.

По сути, настоящая музейная экспозиция демонстрирует работы, которые давно стали символами алтайского искусства ХХ века и представляют главные течения отечественной живописи, графики и скульптуры: «Красна изба углами» Майи Ковешниковой, «Земля родная» Геннадия Борунова, а также скульптуру Василия Рублева, Юрия Мингулова и Алексея Иевлева, акварели Алексея Югаткина, линогравюру Андрея Вагина, карандашную графику Татьяны Ашкинази, офорты Владимира Раменского и множество других знаковых вещей.

– Здесь имена, которые незыблемо стоят в истории искусства, – объяснила принцип отбора куратор выставки искусствовед Наталья Царева. – Нам пришлось выбирать по одной работе каждого автора, и это было тяжело. Большой эскиз «Алтайское лето» легендарного художника Николая Иванова стал камертоном, рядом с ним возникли фигуры Майи Ковешниковой, Геннадия Борунова. Суровый стиль представляет серия Семена Чернова и Владимира Добровольского, а декоративную линию – полотно Федора Торхова. Следующее поколение художников – это иная внутренняя философия: цитирование, обращение к религиозным сюжетам, метафоры, игра.

Известный алтайский скульптор Людмила Рублева призналась «АП» – она не ожидала, что музейная выставка станет такой удачей: «Потрясающее впечатление, мне так радостно от этой встречи с нашей молодостью и с искусством недавнего прошлого. Я ведь хорошо помню многие работы еще с тех пор, когда они только были созданы».

Наградили и воспели

А спустя час основные торжества начались в выставочном зале. На вернисаже были вручены золотые и серебряные медали Союза художников России, почетные грамоты и премии за лучшие работы и корифеям алтайского изобразительного искусства, и молодым авторам. Мастеров поздравляли представители краевого управления по культуре и архивному делу, коллеги из других регионов Сибири, писатели, артисты и многие другие ценители изобразительного искусства.

– Не приехать на этот праздник мы просто не могли, – сказал член правления Новосибирского отделения Союза художников России Александр Беляев, – ведь наша организация на протяжении 77 лет своего существования более чем наполовину состояла из ваших земляков, все наши председатели были уроженцами Алтая.

Сама экспозиция каким-то чудом сочетает живописные и скульптурные работы 60-70-х годов прошлого века с произведениями последних лет. И по сравнению с множеством других краевых выставок в ней явственно смещены акценты: основу составляют отнюдь не реалистические работы. Живопись и графика Юрия Яурова, Альфреда Фризена, Юрия Юрасова, Владимира Каминского, Николая Зайкова, Егора Бралгина, Валерия Октября и Ларисы Пастушковой встречает зрителя уже в первом зале.

Еще одной чертой этой выставки стало множество портретов художников – скульптурных, живописных и графических. Словно мастера, не сговариваясь, решили представить самые трогательные посвящения друг другу.

Новости партнеров
Фоторепортаж