СНИМАЕТСЯ КИНО

ПРИМЕРНО В СЕРЕДИНЕ ДЕКАБРЯ В БАРНАУЛЕ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ФИЛЬМ

00:00, 15 октября 2010г, Культура 2691


СНИМАЕТСЯ КИНО Фото №1

Почти три года назад, в ноябре 2007 пьеса «Миражи Аризоны» молодого барнаульского драматурга Дмитрия Миева вошла в шорт-лист независимой литературной премии «Дебют» для авторов не старше 25 лет. Лауреатом Дмитрий тогда не стал, но удостоился хвалебных отзывов членов жюри. А сегодня вместе с супругой, театральным режиссером Ришей Каигора он заканчивает фильм, сценарной основой для которого стала та самая пьеса.
Корреспондент «АП» встретилась с Дмитрием, Ришей, а также актером и оператором Иваном Стрельцовым и выяснила, как себя чувствуют театральные люди на съемочной площадке.

Сюжет пьесы разворачивается параллельно в двух временных планах. Первая история – о киллере по прозвищу Кил, влюбленном в смертельно больную стриптизершу Аризону, заказавшую ему свое собственное убийство. Вторая – о ее сыне Славе, которого воспитал Кил, и о девушке Юле – ей некий криминальный заказчик поручил найти и «сдать» Кила… При всем этом «Миражи Аризоны» – исключительно история любви.

– Как же появилась идея снять фильм?

Дмитрий: - Три года уже прошло с тех пор, как был «Дебют», и мне захотелось немного переписать «Миражи Аризоны». В результате они стали более четкими и похожими на киносценарий. И потом, в пьесе изначально было слишком много мест действия, чтобы ставить ее в театре и пытаться условно это обыграть. Так в какой-то момент мы с Ришей решили делать фильм. Удивительно, но все люди, которым мы звонили с различными просьбами – это где-то полсотни человек, – были рады нам помочь.

Риша: - Команду мы собрали шикарную! Это Сергей Максимов – музыкант, фотограф, осветитель и «вечный двигатель», заряжающий всех своей энергией. Оператор – Артур Филитов. Есть второй режиссер Лариса Сергеева, у нас с ней одинаковое образование – академия культуры и искусств. С нашего же курса актер и оператор Иван Стрельцов, он не только играет Кила, но и помогает нам в технических вопросах, и Нина Ельникова (Юла). Ирина Попова из мастерской Михаила Тумашова играет Аризону, а актер Молодежного театра Алексей Межов – Славу.

Для меня вообще принципиально важно, что все наши актеры – профессионалы. Даже в эпизодах на улице – никаких случайных лиц. Кроме того, в нашем фильме играли три ребенка, причем младшему был год и три месяца, а старшему – семь лет.

– А вы проводили какой-то кастинг?

Риша: - Очень хороший, мы месяц этим занимались в Интернете – на «Одноклассниках», «В контакте» (смеется). Мы же изначально знали всех, с кем предполагали сотрудничать, но все же были какие-то сомнения.

Дмитрий: - По поводу Ивана вот сомневались.

Риша: - Но он - человек философского склада, как и его герой Кил, так что получилось хорошее попадание. Еще были сомнения по поводу Юлы, мы очень долго спорили со вторым режиссером.

Дмитрий: - Ну, а сейчас мы уже просто любим всех своих актеров!

Иван: - Деваться-то уже некуда!

– Но вы все – профессионалы театра, а кино ведь совсем другая материя. Как вы внутренне перестраивались?

Риша: - В этом вся сложность и состояла. В театре совершенно иначе строят мизансцены. Там актеру нужно время, чтобы вжиться в роль, а на площадке приходилось быстро вводить людей в нужное психологическое состояние. Поэтому наш второй режиссер был одновременно психологом – без этого никуда.

Актеры сначала просто срывались: едва мы поймали нужную эмоцию и человек начал ею жить – надо переставлять камеры и свет, менять ракурс! Во время таких пауз все эти эмоции и слезы махом терялись. Еще мы смутно представляли, что такое монтаж и другие технические вещи.

Дмитрий: - Мы вообще сначала думали снимать без дублирования, но оказалось, что это в принципе невозможно. На съемках ночных сцен, например, орал генератор, причем так, что мы себя не слышали. А на улице – ветер и другие помехи для записи звука.

Иван: - У нас все же недостаточно хорошая техническая база для кино – нет, например, специальных микрофонов.

Риша: - А главное, хотя мы все давно дружим, в первый день на площадке абсолютно не могли друг друга понять! Только где-то в четвертый съемочный день успокоились, перестали торопиться и сложилось понимание того, что мы делаем. Сейчас планируем завершить фильм к середине декабря – хотим сделать себе подарок к Новому году.

– А что сложнее всего далось актерам?

Иван: - Я давно привык к камере, а остальным актерам сначала было трудно работать с ней. У нас были репетиции, читки. Я брал обычную камеру, и мы тренировались, чтобы люди просто с ней свыклись.

Риша: - Эти репетиционные моменты были очень смешными: сидит, например, актриса, строит разные рожицы и спрашивает: «Вот так? Вот так, да?». Но освоились гораздо быстрее, чем мы предполагали. Приятно, что все серьезно отнеслись к нашему делу.

 

В планах – Канский фестиваль

– А кто еще, кроме съемочной группы и ваших друзей, сможет увидеть фильм?

Иван: - Мы его не будем прятать, думаю, все желающие смогут посмотреть в Интернете. Возможно, удастся договориться о показе с местным телеканалом.

– Съемки – дело затратное…

Дмитрий: - Затраты действительно большие – на такси, на перевозку грузов. У нас есть спонсор, салон дверей «Оптим-Сибирь», который «поддержал искусство». Еще наши друзья в ресторане «Гринвич» и баре «Che Guevara» любезно позволили снять там некоторые важные сцены. А квартирой Кила стал театр «Подвал», это добавило фильму «атмосферы».

Риша: - Мы умудрились даже поснимать на крыше 15-этажного дома, там очень красивые кадры. Вообще, я считаю, у нас есть просто уникальные моменты!

Сейчас уже планируем отправить «Миражи Аризоны» на несколько конкурсов дебютных авторских фильмов. Это наш первый опыт, и очень хочется услышать мнение профессионалов. Есть такой Канский фестиваль, в городе Канске (не путать с Каннами!) – там как раз представляют дебютные фильмы. Скорее всего, будет два варианта хронометража: 25-30 минут и час – час десять.

И, конечно, мы хотим сделать слайд-шоу и фильм о фильме (смеется).

Иван: - Фильм о фильме уже сейчас можно монтировать, это будет блокбастер!

– А как обстояло дело с костюмами и реквизитом?

Риша: - Специально костюмы шили только для сцены стриптиза. С ним вообще смешная история получилась: наши девушки понятия не имели, как к нему подступиться. Одна из них в тот момент заканчивала учебу в академии культуры, а тут какой-то стриптиз! Но они профессиональные актрисы и с задачей справились прекрасно.

Была еще сложность с тем, что у Вани возраст должен меняться: сначала ему примерно тридцать, а потом он появляется уже спустя 15-16 лет. Так что он сначала обрастал, а потом мы его брили – с бородой он выглядит старше.

Иван: - Мы же люди простые, зачем нам какие-то накладные усы и бороды (смех)?

 

Ничего чужого

– Как я поняла, для отдельных эпизодов фильма была написана оригинальная музыка.

Риша: - Да, ничего чужого, готового там не будет. Мы с Димой только раз послушали главную музыкальную тему, написанную Сергеем Максимовым, и сразу поняли: наша вещь!

Дмитрий: - Она джазовая, немного печальная. Нам ведь, по большому счету, просто хотелось сделать красивую историю любви.

Правда, вначале мы долго не могли определиться, что же у нас получается – игровой фильм или все-таки телеспектакль, но сейчас уже слишком много материала для спектакля.

Риша: - Вообще мы сразу взяли мощный темпоритм, думали, что мы такие физически неутомимые трудоголики. С начала съемок отдыхали по четыре часа в сутки, сразу же просматривали отснятый материал. Бедные актеры в промежутках между сценами спали, где могли. Но эти съемки для всех нас – огромный опыт, мы много про себя поняли.

– Отчаяния не возникало?

Риша: - Как раз после первых трех съемочных дней был момент какого-то срыва, когда я сказала: «Давайте лучше закончим и начнем когда-нибудь через несколько лет!» Но это было следствием усталости.

– А как существуют на одной площадке режиссер и сценарист?

Риша: - У нас с Димой был гораздо больший «застольный период», чем у остальных, мы все детально продумывали вдвоем. Но на площадке порой выяснялось, что многое мы видим совершенно по-разному. Но чем мне нравится наша команда – мы не скандальные. Были сложности с пониманием друг друга, но не было криков. И вообще, разногласия – это нормально.

Мы с Димой похожи в том, что нам всегда мало дома и быта, необходимо творчество. И вкусы сходятся.

– Вы сказали, вам многие помогали. Неужели никто не сомневался, не пытался отговорить?

Риша: - Не-ет, что вы! Все уже знают, что мы все равно не откажемся от своей затеи. Причем, что странно, у нас самих ни на секунду не возникло сомнений в том, что мы справимся. Просто однажды Дима позвонил мне на работу и говорит: «Давай снимать кино по «Миражам Аризоны»!». Хотя раньше мы об этом даже не задумывались. Собирались жить так: он что-то пишет, я – ставлю спектакль. И вдруг кино. «Давай», – говорю. И все как-то пошло!

Дмитрий: - Сейчас мы уже смонтировали фильм примерно до середины, осталось еще немного доснять. Дублировать будем в профессиональной студии, а монтируем большей частью дома – сейчас есть мощные компьютеры, специальные программы, позволяющие хорошо работать с цветом. Потому что в основном идет даже не столько монтаж, сколько работа с «картинкой». Мы заметили такой парадокс: чем реалистичнее она выглядит, тем менее настоящей кажется. Но если размывать, что-то смазывать, немного менять цвета, изображение становится более «киношным» – и вот тогда ему веришь.

Фоторепортаж