В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ШКОЛЕ

00:00, 20 ноября 2010г, Общество 2450


В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ШКОЛЕ Фото №1

Событием для Малаховской средней общеобразовательной школы Косихинского района стал этот день. Прибывшие гости прошли по зданию, с сожалением (по крайней мере автор этих строк) отметив, что нет возможности повнимательнее вчитаться в информацию на стендах и что-то выписать для себя, побывали в комнате детского досуга, в библиотеке и отправились… в детский сад. Выходить на улицу не пришлось: с ноября 1999 года комплекс Малаховская школа-сад – одно юридическое лицо, с единым педагогическим коллективом и преемственностью в воспитании и обучении. Пробыли там недолго, успев почувствовать особую теплоту и уют хорошо организованного детского пространства, в котором день за днем растут и развиваются 24 юных жителя села.

Но не ради же этой экскурсии прибыли руководители всех школ района, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Вадим Овчинников, консультант аппарата уполномоченного по правам человека в крае Марина Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Алтайской педагогической академии, член секции по правовому просвещению экспертного совета при уполномоченном по правам человека Юлия Атемаскина! В школе проводился семинар по теме «Права субъектов образовательного процесса». Не очень понятно? Для себя автор перевел так: урок по правам ребенка для взрослых. И пролетели эти несколько часов незаметно, в атмосфере заинтересованного внимания и общения по вопросам, очень важным для участников – руководителей педагогических коллективов.

НО ПОЧЕМУ ИМЕННО МАЛАХОВСКАЯ ШКОЛА была избрана в качестве базовой площадки?

Создание правового государства, формирование гражданского общества невозможно без достаточно высокой правовой культуры каждого гражданина. А у нас значительной части населения до сих пор не так известны права, как остережения типа «прав тот, у кого больше прав», «закон что дышло…», «с богатым не судись…». И коль припечет, «наш» человек скорее примется писать жалобы, чем пойдет в суд.

Начинать правовое просвещение, формирование правовой культуры надо с детства. Со школьных лет. Есть нормативные акты Министерства образования, которые ориентируют школу в этом направлении. 1994 года издания, 1999, 2007… И что? На практике, подчеркивает Марина Афанасьева, таким темам, как права человека, права ребенка, за одиннадцать лет обучения в школьной программе уделяется от 0 до 2,5 часов. Даже студенты университета, педагогической академии, которые завтра придут в школу преподавателями, не то что плавают – тонут в этих понятиях.

Вадим Овчинников, уполномоченный по правам ребенка (эта должность введена у нас в крае в феврале 2007 года) рассказывает:

- Мы рассылаем в комитеты по образованию, представителям уполномоченного по правам человека в районах и нашим представителям по правам ребенка материалы для правового просвещения, методические письма и рекомендации, даже мультфильмы. В надежде, что эти вопросы все-таки будут включаться в образовательную деятельность школ, активно использоваться во внеклассной работе. Кстати, по совместной рекомендации краевого управления по образованию и делам молодежи и аппарата уполномоченного в школах края с первого сентября нынешнего года прошла неделя правовых знаний. А Малаховская средняя школа, взяв за основу наши методические материалы, все это время углубленно работала по правовой тематике, так что коллектив сумел накопить определенный опыт, чтобы поделиться с коллегами.

ЧТО ТАКОЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА учебного заведения, регулирующая отношения субъектов образовательного процесса? Свидетельство о государственной аккредитации, лицензия, устав школы – это понятно. В Малаховской общеобразовательной, как рассказала ее директор Екатерина Тимофеевна Шершнева, разработаны, утверждены общим собранием коллектива и действуют 64 (!) приложения к уставу. Нет главных и второстепенных – все важны (как, заметим, и статьи в законах). Положения о педагогическом совете, общественном родительском собрании, об ученическом самоуправлении… Правила поведения учащихся – и внутреннего трудового распорядка для сотрудников… Должностные инструкции… Положения об экстернате, заочной форме обучения, организации обучения на дому… О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда сотрудников, о порядке использования добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц… Устав детской общественной организации «Дружба» и ее законы: единство слова и дела; дружба и товарищество; честь и совесть; забота и милосердие. Впрочем, все положения не перечислить.

Вопрос: хорошо это или не очень, когда чуть не каждый шаг регламентирован? Где творчество, свобода, инициатива? Екатерина Тимофеевна и малаховские педагоги убеждены: научившись в школе жить по законам, молодые люди и в будущем станут соблюдать и уважать их – как основу существования человеческого сообщества. А творчество и инициатива должны развиваться в определенных правовых рамках (применительно к школе – на уроке, во внеклассной работе). Иначе и правонарушения можно объявить «творчеством»…

Триада «права – обязанности – ответственность» неразделима. Нельзя, разъясняя детям их права, умалчивать об обязанностях и ответственности. Между тем…

- Педагоги и родители часто заявляют, что детей нужно обучать обязанностям, а не правам, - сказала в своем выступлении Марина Афанасьева. – Но человек, наделенный правами, осознающий их значимость для себя, обязательно принимает на себя ответственность за соблюдение прав других людей. Этот принцип заложен во Всеобщей декларации прав человека – права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека, и каждый обязан уважать права других людей.

С какого же возраста нужно знакомить детей с понятием «права человека»? И как, каким образом?

- Те нравственные категории, которые ребенок осваивает к пяти годам, уже позволяют включать вопросы о правах в воспитательный процесс, - объясняет Юлия Атемаскина. – Комплекс «детсад – школа» обеспечивает преемственность, о которой все мечтают и которой трудно добиться. А начинать правовое воспитание детей можно с русских народных сказок, которые на понятном ребенку языке образов знакомят его с категориями добра и зла…

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – УРОК ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЯ в 6-7 классах по теме «Права и обязанности граждан» провел учитель истории Николай Петрович Марухин. На экране шли кадры любимого мультика про дядю Федора из Простоквашино – а ребята комментировали их с точки зрения изучаемой темы. К концу урока пришли к общему мнению, что в показанных эпизодах последовательно нарушались права бедного дяди Федора – на собственное мнение и возможность его высказывания, на заботу, на образование и медицинскую помощь.

- Мультфильм я привлекал совсем не для оживления учебного процесса, - скажет при подведении итогов семинара Николай Петрович. – Он помог обратить внимание детей, что права человека – это не нечто абстрактное, где-то в каких-то документах записанное. Это здесь, в реальной нашей жизни, совсем рядом, в конкретных ситуациях, ежедневно, ежечасно присутствует. И, значит, вопросы изучения прав и обязанностей человека, в частности ребенка, можно интегрировать в любую зону взаимодействия детей и взрослых. В любой сфере, и на уроках математики, физики, я думаю, можно найти время и повод, чтобы на реальном примере обратиться к этой теме.

А учитель русского языка и литературы Наталья Николаевна Марухина провела презентацию проекта «Правовой клуб для малышей». Старшеклассницы, которые также ведут занятия в этом клубе, социологические исследования и анкетирование учащихся начальной школы, уверенно ориентировались и в документах – Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и других.

Выставка рисунков (учитель ИЗО Г. Гумель), музыкальная пауза – выступления Алеши Кадникова, Насти Максимовой и Кати Плотниковой, учащихся выездного класса Косихинской музыкальной школы (учитель М. Абрамова) – показали, что и в сельской малокомплектной школе дети реализуют свое право на развитие.

* * *

Что могут сделать школа, учитель для своих учеников? Дать знания. Научить. Воспитать. Даже спасти жизнь. Вспомнилась недавняя публикация «Комсомолки» об очередной трагедии в Петербурге. Двое мальчишек играли на улице. Подошел дядька с собачонкой и позвал к себе в гости. Один, 10-летний Данила, сразу и согласился: он любил собак. Второй пацан, хоть и был младше на два года, на уговоры не поддался. И остался в живых. Именно в этот день его учительница объясняла в классе, как опасно с чужими куда-то ходить или ездить…

- К сожалению, у нас в стране нет пока единого закона о правах детей, - говорил Вадим Овчинников. – Их права прописаны во множестве других законов и кодексов. Если их исполнять, у нас в стране не должно быть несчастных детей.

 

Мнения участников

Наталья КОСТЕНКОВА, директор Косихинской средней школы:

- Спасибо организаторам за семинар – мы убедились, как бы сверяя свои шаги, что идем по правильному пути. И то, что я увидела в Малаховской школе, для меня актуально и важно. При любом раскладе – финансовом, кадровом – возможно найти пути и способы, как пропагандировать права ребенка. Это изюминка школы!

Надежда АБРОСКИНА, инспектор по охране прав детей Контошинской школы:

- Считаю, главное достижение школы – взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями. Атмосфера уважительности, которая сразу чувствуется в этих стенах, тот факт, что в селе уже несколько лет нет детей, которые бы стояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, – это тоже результат проводимой здесь работы по правовому воспитанию.

Елена КРАСИЛОВА, заместитель главы Косихинского района по социальным вопросам:

- Мы побывали не просто на каком-то мероприятии, приуроченном к дате. Мы увидели новую форму, систему работы, которая ведется на протяжении нескольких лет. И самый ценный итог нашей встречи - это вопрос: а что мы будем дальше делать в этом направлении?

Я еще и как председатель районной комиссии по делам несовершеннолетних хочу заметить: большая проблема у нас в том, что отдельные родители однозначно не хотят признавать ни своих обязанностей, ни ответственности по отношению к детям. Другие не всегда солидарны с нами в наших педагогических требованиях. А что касается правового просвещения населения – это вообще поле непаханое… Значит, надо и за эту работу браться!

Фоторепортаж