ГЛУБОКИЙ РЕЙД ПО «МОЗГАМ ПРОТИВНИКА»

ВОЙНА БАНКОВ С ДОЛЖНИКАМИ: КРУТЫЕ ВИРАЖИ И ОБХОДНЫЕ МАНЕВРЫ

00:00, 23 ноября 2010г, Общество 1648


ГЛУБОКИЙ РЕЙД ПО «МОЗГАМ ПРОТИВНИКА» Фото №1

К жестким методам взыскания кредитных просрочек прибегают сотрудники некоторых банков. Что, в общем-то, неудивительно. Но каждый раз, обращаясь к хронике «боевых действий», открываешь их новые и новые приемы. Особенно в той части, когда давление оказывается не на самих должников, а на их коллег, родственников и соседей. Которые, между прочим, даже не поручители и вообще ни сном ни духом. Подробности - от юристов Алтайского долгового кризисного консультационного центра (АДККЦ).

Обидно

В июле 2010 года молодой житель Барнаула оформил в банке небольшой кредит. Всего семь тысяч рублей. В одном из магазинов оргтехники прикупил комплектующие для своего персонального компьютера. Ежемесячный платеж по кредитной ставке составлял у него чуть более тысячи рублей. Сумма, согласитесь, невеликая. Прямо сказать, кот наплакал. Однако мы предполагаем, а судьба располагает.

Вскоре парень в одночасье лишился работы. Соответственно, сразу оказался на мели в финансовом плане. Сразу образовалась просрочка. И тут же начались звонки из банка. Да не простые напоминания, а с нажимом. Причем беспокоили вовсе не молодого человека, а… его матушку.

Мать должника Лариса Алексеевна работает постовой медсестрой в обычной горбольнице. С места в карьер от женщины категорично потребовали внести за сына недостающие деньги. Два раза женщина по-матерински «напрягала» собственный кошелек. Но платить дальше не позволило материальное положение. Вернее, всякое его (положения) отсутствие.

В ответ сотрудники специальной службы банка развернули масштабную кампанию. Прессинговую. Во всей красе. Проинформировали о долге значительную часть соседей женщины, по нескольку раз на дню звонили ее коллегам, конечно же «обрывали» ее сотовый и рабочий телефоны.

 

Досадно

Лариса Алексеевна записала на диктофон часть разговоров. Поэтому имеются фактические примеры о некоторых банковских «методах досудебного взыскания». И я в том числе получил возможность узнать о них более подробно. Например, человек представляется сотрудником (имярек) из отдела досудебного взыскания известного в краевом центре кредитного учреждения и решительно обещает:

- Будем звонить соседям гораздо чаще, чем вы хотите. Они у меня не будут спать ночами. Установим автоинформатор, который станет звонить каждые десять минут…

Дальше – пуще. Этот же имярек грозится, что гражданку уволят с работы:

- Вы там хоть и долго работаете, но я найду на вас управу. И мы посмотрим, как вы будете дальше у меня жить на одну пенсию… Постовая медсестра – это для вас слишком роскошно. Квалифицированная молодежь не может найти работу, а вы, пенсионерка, занимаете место, растите жуликов, которые ходят, обирают банки. Вы сиделка, кого вы там работаете-то?!

Ну, а дальше пошла и вовсе несуразная блажь. «Грозильщик» обещал изъять личные вещи медсестры. Мол, он придет к ней домой, сфотографирует имущество, а потом хозяйка начнет продавать скарб и показывать кредитору чеки…

Страшно… Страшно хочется посмеяться над быковатой яростью данных «коллекторских» потуг. Ну до чего же грубо дело поставлено! Но тем, кто попал в такую ситуацию, не до смеха.

 

Но факт!

По данным юристов Алтайского долгового кризисного консультационного центра, к ним обращается много клиентов с означенными выше проблемами. И мало кто из числа тех бедолаг избежал морального давления со стороны представителей банков.

Зачастую гражданам приходится сталкиваться и с более изощренными «наездами». Недавно за консультацией в АДККЦ обратилась женщина, которой банковский «доброхот» грозился (дословно) «вырвать глотку» и «спалить дом». Повторюсь, нередки случаи настойчивых звонков по ночам, словесные разборки с родней заемщиков, в том числе и с престарелыми родственниками. Частенько после таких потрясений перепуганным пенсионерам приходится вызывать «неотложку» - сердечко прихватывает, да и нервные срывы среди клиентуры помоложе случаются.

В общем, вместо того чтобы пытаться цивилизованно решить вопрос неплатежей (судебный иск, суд), иные кредиторы предпочитают таранные методы психологического воздействия. Как говорят специалисты центра, в виду заведомой бесперспективности исков продолжают терроризировать своих клиентов звонками и угрозами… Разумеется, я тут же поинтересовался насчет законности оного.

Оказывается, действия сотрудников банков, сообщающих коллегам, соседям заемщика о наличии долга, противоречат статье 23 Конституции РФ. Она гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». А есть еще статья 24: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Это во-первых. Теперь во-вторых.

 

Закон

- В подобных случаях налицо имеются признаки состава преступления, - поясняет начальник юридического отдела АДККЦ Кристина Судницина. - А именно клевета. То есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Сюда же можно причислить и понятие оскорбления - унижение чести и достоинства человека, выраженное в неприличной форме. Плюс незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни гражданина без его согласия, составляющих личную или семейную тайну. Либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в СМИ.

Потом она высказалась и относительно ситуации, в которой оказалась Лариса Алексеевна. Я имею в виду тот раздел печальной истории, где даме обещано фотографирование имущества, продажа и требование чековой отчетности. Здесь всем нам важно уяснить главную вещь. Без решения суда никто не может изымать наше домашнее добро. А грозные посулы и поведение «вытрясателя» долгов – это, поверьте, лишь невоспитанность и нездоровая инициатива сотрудника кредитной организации. Вкупе с недостатками кадровой политики банка.

В настоящее время сын Ларисы Алексеевны нашел работу и, как говорят косноязычные банковские клерки, «встал в график платежей». А сама гражданочка, имея на руках разборчивые диктофонные записи переговоров, обратилась с заявлением в правоохранительные органы.

В блокнот заемщика

Дельный совет от юриста Кристины Суднициной:

- При первом же высказывании угроз (оказании какого-либо давления) необходимо незамедлительно обращаться с письменным заявлением в прокуратуру. Ссылайтесь на статью 10 (десятую) федерального закона «О прокуратуре». Затем пишите в милицию. Со ссылкой на статьи 2 и 3 (вторую и третью) закона «О милиции». Непременно укажите во втором заявлении на то, что вы уже подали бумагу в прокуратуру.

Параллельно необходимо подать заявление в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю. И желательно держать под рукой диктофон. Постарайтесь записывать на него ваши разговоры с представителями банков. Либо, общаясь с ними, включайте на телефоне режим громкой связи и беседуйте в присутствии третьих лиц - по возможности не приходящих вам близкими родственниками. Главное – это помнить, что никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права давить на вас и запугивать. Помнить, что у вас есть все возможности не только защитить свои права, но и привлечь к ответственности тех, кто вам угрожает.

Фоторепортаж