ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЫЙ АККОРДЕОН РОМАНА БАЖИЛИНА

ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТО И ПЕДАГОГ ПРОВЕЛ В БАРНАУЛЕ СЕМИНАР ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И КОЛЛЕДЖА

00:00, 07 декабря 2010г, Культура 4706


ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЫЙ АККОРДЕОН РОМАНА БАЖИЛИНА Фото №1

В Барнауле состоялся концерт известного аккордеониста, композитора и педагога заслуженного артиста России и лауреата международных конкурсов Романа Бажилина (Тамбов). Авторскому вечеру, в котором музыкант исполнял свои произведения, написанные в эстрадном ключе, предшествовал трехдневный семинар-практикум для баянистов и аккордеонистов, на котором присутствовали студенты и преподаватели краевого музыкального колледжа, а также учителя музыкальных школ из разных районов края и даже из других регионов Сибири и Казахстана.

Концерт, венчавший эту трехдневную программу, прошел в зале музыкального колледжа и собрал в основном подкованную публику: педагогов-народников и их учеников с родителями. Возможно, эти люди и не нуждались в напоминании, что эстрадная музыка может быть настоящим искусством.

Для всех же остальных этот вечер наверняка стал особым музыкальным событием, тем более что Роман Бажилин, взяв на себя роль ведущего концерта и объявляя номера, рассказывал попутно о своих творческих принципах и методах и делился впечатлениями об Алтайском крае.

С них же началось и наше интервью.

– Роман Николаевич, расскажите, пожалуйста, о прошедшем семинаре.

– Я проводил здесь мастер-класс с детьми и должен сказать, что они очень талантливые! По крайней мере те, с которыми мне удалось позаниматься в эти дни. Я просто горд, что сибирская земля, Алтайский край богаты не только своей великолепной пшеницей, о которой все знают, но и таким подрастающим поколением!

Я уже сказал на концерте слова благодарности организатору моего семинара и сейчас хотел бы повторить: я очень признателен преподавателю мызыкального колледжа и руководителю краевого музыкального общества Юрию Крикуну – за то, что он поддерживает здесь аккордеонную культуру, у него великолепные ученики. Юрий Крикун постоянно организует для музыкантов замечательные мероприятия вроде конкурса «Головокружительный аккордеон». И ведь он еще очень известен как музыкант, причем не только в вашем крае, но и в России.

Для меня очень важно, что мои мастер-классы оказались интересны. Те педагоги, с которыми я общался в эти дни, действительно горят нашим искусством, желают не просто услышать какие-то сведения, возможно, не новые для них, но еще и зажечь потом искры творчества на местах – чтобы процветала музыка.

– Думаю, нашим читателям тоже будет интересно узнать о вашей авторской методике преподавания.

– Она связана с начальным этапом обучения, которое идет практически с самого рождения. Эта методика является моей лишь отчасти, поскольку основана на концепциях известнейших людей – другое дело, что раньше ее не применяли в обучении игре на баяне и аккордеоне. Зато известнейший педагог Шиничи Сузуки предложил учить совсем маленьких детей скрипичной музыке, и в свое время это буквально перевернуло Японию. Я уже не говорю о «Шульверке» Карла Орфа (концепция, предполагающая учебу через творчество, живое действие, а не теорию. – Прим. авт.).

Я защитил диссертацию в Москве, у меня достаточно много последователей, и главное – методика работает, многие дети, обучаясь по ней, уже добились званий лауреатов международных конкурсов. Например, в моем классе таких около двадцати. А суть в том, чтобы пробудить в ребенке горячее желание заниматься музыкой. И пусть в итоге он не станет профессиональным исполнителем, главное, чтобы любовь к музыке он пронес через всю жизнь. Мне кажется, что если такой человек станет летчиком или врачом, то он будет самым лучшим летчиком и врачом, потому что искусство делает человека гармоничным и неординарным.

– У вас ведь много сочинений для детей. Какой должна быть музыка, на которой ребенок учится?

– Прежде всего она должна быть содержательной и очень образной. Если вы назвали свое сочинение, к примеру, «Котик», то этот котик должен быть настолько «живой», чтобы ребенок без труда представил себе, какой он. И еще эта музыка должна быть доступна детям.

– То есть необходимо учитывать какие-то особенности возрастной психологии?

– Конечно. Но все-таки сначала музыка для детей должна быть настоящим искусством, иначе нет смысла знакомить с ней ребенка. Поверьте, композитор всегда старается вложить в музыку для детей все, на что способен. Примеров тут масса: Бах писал для детей, и это одни из лучших его сочинений. И у Чайковского есть «Детский альбом», и у Шумана... Дети – это будущее, так что композиторы с удовольствием творят для них.

– Но в ваших «взрослых» сочинениях яркой образности не меньше. Как они пишутся?

– По-разному. Если это музыка к спектаклю, то решающую роль, конечно, играют пьеса и художественное оформление будущего спектакля, поэтому в первую очередь меня знакомят с художником и его идеями. Режиссер тоже рассказывает свой замысел, который иногда оказывается несколько шире, чем то, что заложено в пьесе. Что касается всей остальной моей музыки, то она отталкивается от каких-то очень ярких впечатлений и сильных чувств, сравнимых с влюбленностью.

Например, сегодня я играл «Краски летнего вечера»: однажды у нас в Тамбове был невероятно красивый теплый вечер в августе, и город был словно околдован особой аурой. Горели все фонари, люди гуляли совершенно сказочные, и чистота была какая-то, почти не присущая нашему городу. Может, мне показалось, но именно из этого впечатления и появилась музыка. Совсем другая история с произведением «Навязчивый мотив» – это действительно была мелодия, которая взялась ниоткуда и просто мучила меня, пока я не положил ее на ноты. Но поскольку она многим нравится, я решил включить эту вещь в концерт.

– Сегодня вы пошутили по поводу минусовой фонограммы, под которую играли некоторые произведения, назвав ее виртуальным оркестром. А не было желания собрать настоящий ансамбль?

– К сожалению, на это не хватает времени. Конечно, единомышленники должны быть. У меня когда-то действительно был ансамбль, распавшийся по организационным причинам. А сейчас я руковожу оркестром «Серпантин» детской музыкальной школы. Но, несмотря на то, что это самодеятельный коллектив, концерты его обычно проходят с аншлагом.

В прошлом году мы даже решились поехать на международный конкурс в Москву, не надеясь на призы и награды – это было очень серьезное мероприятие, в котором участвовали сильные творческие коллективы из России и из-за рубежа. И, как ни странно, заняли там первое место! После этого оркестр стал расти, но в Барнаул я его, к сожалению, привезти не мог (смеется).

– Ваш сын Николай тоже учится у вас...

– Да, на третьем курсе института. Он экстерном окончил общеобразовательную школу, а после второго курса музыкального училища поступил к нам. У него достаточно хорошие способности, и если бы он занимался только музыкой, достиг бы, наверное, огромных успехов. Но его интересы… то он занимается конным спортом, то карате, то химией, изучает языки… Все это отвлекает – а папе хочется, чтобы он сосредоточился на профессии (смеется). Впрочем, он уже лауреат двух международных конкурсов в Италии.

– Вы сегодня рассказали о так и не состоявшемся российском фильме с Пьером Ришаром, к которому успели написать музыку. Но у вас ведь были и работы на телевидении?

– Да, я писал музыку для документального сериала на Тамбовском телевидении. Он назывался «Реки Тамбовщины», там были необыкновенно красивые зарисовки о природе, реках и о том, что вокруг них – города, поселки, люди, культура…

– Я вижу, что в Барнауле в вас заинтересованы очень многие музыканты и вообще люди культуры.

– Я с удовольствием продолжу общаться со всеми, с кем познакомился, откликаться на просьбы. Многих заинтересовали те видеосюжеты, которые я использовал в своем семинаре, и я переписывал их на флэшки и другие носители, давал всем адрес моей интернет-странички. К счастью, сегодня творческие контакты, которые так необходимы музыкантам в провинции, поддерживать гораздо проще.

Справка «АП»
Роман Бажилин заведует кафедрой народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. Заслуженный артист России, кандидат педагогических наук, профессор, лауреат международных конкурсов и композитор, он является автором музыки более чем к 40 театральным постановкам в городах России. Его сочинения входят в репертуар профессиональных музыкантов, звучат на радио и телевидении, их играют на конкурсах.

Фоторепортаж