Коммунальный «сундучок»

Фонд ЖКХ подвел предварительные итоги капремонта жилья за 2010 год

00:00, 01 февраля 2011г, Общество 1678


Коммунальный «сундучок» Фото №1

Не пристало нашему брату похваляться. Но одно дело отмечу. События последних лет в плане реформирования ЖКХ сумели приохотить меня к этой неподъемной теме. Казалось бы, неподъемной. Скажу больше, я даже вошел во вкус: столько нашлось в ней крутых поворотов, лихо закрученных сюжетов, подводных камней и неоднозначных людей. От халтурщиков и «серых мышей» до настоящих граждан – с активной жизненной позицией.
Честь и хвала неравнодушным землякам, кто понял и принял главную идею федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Но спасибо тому, кто не просто осознал его пользу, а сумел грамотно распорядиться капремонтными деньгами и, главное, смог проконтролировать работу подрядчиков непосредственно на жилых объектах. Как показывает практика, именно там нужен глаз да глаз.

Перемены

Некоторые итоги работы в региональной коммуналке прозвучали еще в конце 2010 г. на пресс-конференции начальника крайуправления по ЖКХ Николая Целищева.

Николай Иванович рассказал тогда о реформировании жилищно-коммунального комплекса региона, капремонте и переселении граждан из аварийного жилья. От себя добавлю: судя по объему положительных моментов в ЖКХ-отчетности, рабочий период оказался весьма результативным. Начну обзор с реформы.

Спору нет, 185-й закон оказал существенное влияние на темпы и качество обновления коммунальной сферы Алтая. По словам руководителя коммунального управления, прежде всего это видно из обильного притока в отрасль частных организаций. Резко вырос и объем оказанных ими услуг. И, кроме того, увеличилась доля муниципального имущества коммунального назначения, переданного субъектам малого и среднего предпринимательства - с 35% в 2007 году до 62% в 2009-м.

Что у нас на житейском фронте? Там коренным образом продолжает меняться отношение земляков к выбору способа управления жилой собственностью. С ним (способом) граждане определились в 99% многоквартирных домов. Из данного объема на долю частных организаций приходится 87%.

Другими словами, сейчас в коммуналке доминируют управкомпании, а следом (по количеству) идут товарищества собственников жилья. Отсюда можно сделать вывод: народ еще побаивается полной самостоятельности в принятии решений.

Итоги

Если взглянуть несколько шире, в масштабах страны, то наибольших результатов в работе по 185-му закону достигли 14 российских регионов. Напоминаю, речь идет о досрочном окончании капремонта жилья, включенного в заявку 2010 года.

Результат: Алтайский край вошел в число регионов с наилучшими результатами работы по 185-ФЗ по стране.

В 2010 году отремонтировано рекордное количество домов – 794. В Сибири – это лучший показатель, на втором месте Новосибирская область с результатом – 370 домов.

 

Обновлено всего с 2008 по 2010 год 3567 домов. За тот же трехлетний период расселены жители 157 аварийных зданий. Новоселья справили 3474 человека. На все про все освоено без малого шесть миллиардов рублей (более миллиарда – по 2010 г.). Плюс 21,5 млн. руб., что дополнительно пошли из казны края на барнаульский энергоэффективный дом.

Хорошие показатели. Я бы даже назвал их отличными. Чего не скажешь о некоторых других субъектах РФ. Например, отмечен низкий уровень реализации программ в Ингушетии, Бурятии, в Мурманской и Самарской областях. В целом по России капремонт 2010 г. завершен на 79,53%. Это почти 26 тыс. домов из 32 тыс. положенных.

Справка «АП». По 335 заявкам 81 субъекта РФ за три года фондом ЖКХ выделено 182,7 млрд. руб. С учетом софинансирования регионов – 239,2 млрд. руб.

Однако вернемся на родную землю. Необходимо отметить следующее. Коммунальный комплекс края затронули существенные структурные преобразования. Изменения произошли как в организационно-правовой системе, так и в ценообразовании на услуги ЖКХ.

«Бухгалтерия»

Крайуправление по ЖКХ информирует, что в целях эффективного хозяйствования на предприятиях отрасли разработаны и утверждены производственные программы. Для реализации инвестиционных проектов модернизации и строительства объектов инженерной инфраструктуры в двух муниципальных образованиях края (Барнаул и Поспелихинский район) введены инвестнадбавки для семи организаций. До 2012 г. это позволит привлечь в сферу финансовые средства в
1 млрд. 800 млн. руб.

По 185-му закону на проведение капремонта и переселение граждан из аварийного фонда в 2008-2009 гг. краю определено 4 млрд. 292 млн. руб. За 2008-2009 гг. предоставлена фондовая поддержка в 4 млрд. 111 млн. В том числе 3 млрд. 219,5 млн. – на ремонт, 891,3 млн. – на переселение. Это составляет 95,7% от общего лимита.

«Капремонт-2010». На программу (она уже четвертая) выделено более 965 млн. руб. Отремонтировано (повторюсь) 794 дома. В метраже это площадь в 966,3 тыс. «квадратов» в 105 муниципальных образованиях. В результате созданы комфортные условия для 33 тыс. земляков!

«Переселение-2010». Объем финансирования здесь составляет свыше 171 млн. руб. Из фонда – 160,8 млн., краевого бюджета – 5,117 млн., со стороны бюджетов местных – 5,26 млн. (Не забудем добавить еще и тот 21 млн. руб., что перечислен краевой казной в дополнение к сметным деньгам энергоэффективного дома). Участие в программе приняли 11 муниципальных образований. Предусмотрено переселение 31 многоквартирного дома площадью более 8000 кв. м. Ко всему построены 26 малоэтажек на 490 жильцов.

Плюсы и минусы

Хватит «бухгалтерии», вернемся к выводам. Как ни поверни, а перемены в коммуналке продолжаются. На основании житейского опыта смею утверждать: коммуналка жила, жива и будет жить далее. Бывало и хуже. По старому способу попробую изобразить ситуацию в конкретных плюсах и минусах. Для наглядности. Начну с плюсов.

В активе региональной коммуналки:

- трехлетний и достаточно успешный опыт работы адресных программ капремонта и аварийки,

- получение дополнительных средств по результатам четкого выполнения программных условий 2010 г.,

- проект закона о региональных фондах тоже предусматривает федеральное финансирование процесса в 50% (50% - фонд региона).

И еще два плюсика, служащих логичным продолжением того же опыта. Это создание независимой комиссии по контролю за ходом-качеством капремонтов и обширный список добросовестных ремонтников. Так сказать, проверенных временем и делом.

В минусах:

- проблема недоремонта жилого фонда в регионе полностью не исчерпана,

- вялая реакция властей на местах в плане «работы над ошибками».

И, мне кажется, второй минус здесь едва ли не главнее первого. Если ошибки в муниципальных заявках краевым спецам удавалось своевременно исправлять, то контроль капремонтов на местных уровнях (со стороны мэрий и сельсоветов) идет… Мягко говоря, плохо идет - картина не радужная. Подчеркну: безотносительно к тем муниципалитетам, где зерно программ сразу попало в долгожданную и благодатную почву. И радует, что их – подавляющее большинство.

Фоторепортаж