Cберечь доставшуюся роскошь

00:00, 25 февраля 2011г, Общество 1281


Во дворце Фото №1

Дворец культуры Бийска – здание нетиповой постройки. Да, собственно, по-другому и быть не могло.

Ведь почти полвека назад строили его работники Бийского химического комбината – предприятия далеко не бедного. И к выбору проекта подошли основательно. Приглянулся им в ту пору Дворец культуры металлургов, построенный шестью годами ранее в Челябинске. Этот проект реализовали и на бийской земле, хотя и с некоторыми изменениями. В торжественной церемонии его открытия приняла участие звезда отечественного кинематографа Любовь Орлова.

Как написала в своем заключении об историко-архитектурной ценности дворца доктор искусствоведения, профессор Алтайского госуниверситета Тамара Степанская: «Здание является характерным произведением градостроительного и архитектурного искусства начала 1950-х годов. Кирпичное, оштукатуренное, с повышенным центральным объемом, Т-образное в плане, оно выполнено в формах монументального парадного стиля, который сложился в 30-40-х годах…».

Общая площадь здания, строительство которого было завершено в 1963 году, составляет 6580 квадратных метров. Говорят, что по тем временам сцена и театральный зал отвечали самым высоким акустическим параметрам лучших залов России.

Когда Бийский химкомбинат прекратил свое существование, Дворец культуры перешел в ведение городских властей. Руководит его работой депутат гордумы, член фракции «Единая Россия» Инна Рязанова.

- У нас сегодня занимаются 35 коллективов, - рассказывает Инна Владимировна. – Это народный ансамбль «Праздник», кукольный театр «Добрята», образцовый ансамбль народного танца «Озорники», клуб «Книголюб» - ой, да все, наверное, и не перечислить! (Улыбка). Не так давно на международном художественном конкурсе наша детская студия искусств получила весомые дипломы. Во всех этих коллективах занимается около полутора тысяч человек.

В штате дворца – 96 человек. Из них около тридцати – технический персонал. Ведь не зря же говорят, что театр начинается с вешалки! А дворец – тем более. Гардеробщицы, уборщицы, слесари. Ну и шестьдесят педагогов.

Кроме этого, во дворце разместились школа самбо и дзюдо и профессиональные коллективы «Голоса Сибири», духовой оркестр и хореографический ансамбль «Ручеек».

- Но я слышал, дворцу необходим ремонт?- спрашиваю.

- Да, нужен. К примеру, приточная вентиляция, которая проветривает все наши залы, спроектирована так, что работает из подвала. Для этого есть специальные отверстия в зрительном зале и холлах. Многие из воздуходувов уже не действуют. Существуют современные технологии, которые работают гораздо проще и эффективнее. Однако на реконструкцию нужны очень большие деньги. Пока спасаемся тем, что поддерживаем отопительную систему в рабочем состоянии. Я, клубный работник, хорошо разбираюсь в стояках, батареях, водопроводах. Должность директора предполагает занятие не только искусством. (Улыбка). Помогает и то, что здание – кирпичное. Значит, лучше сохраняет тепло зимой. Хотя в сильные морозы здесь бывает прохладно, особенно в зале, где занимаются хореографией.

- А вы проводили обсчеты – какая сумма нужна для капитальной реконструкции?

- Приезжали из Барнаула специалисты, обсчитывали, говорят, что нужен миллиард… Понятно, сумма неподъемная. Это почитай что весь городской бюджет за год нужно израсходовать. Хотя, с другой стороны, как вы хотели – дворец содержать!!! - смеется Инна Владимировна. – Тем не менее статус наукограда и федеральные средства, выделенные под это, позволили три года назад капитально отремонтировать крышу.

На полную «капиталку» по минимуму нужно около ста пятидесяти миллионов. На наши деньги этого не сделать никогда. Мы зарабатываем всего около двух миллионов в год. Мне кое-кто говорит: мол, в бюджетном комитете гордумы работаешь, а деньги на ремонт найти не можешь? А вот не могу! Потому что знаю: на школы деньги нужны, на больницы.

Конечно, зданию «губки накрасить» можно. Где-то подмазать, подновить. Но под нами еще один «дворец» - подвалы, которые в свое время хотели использовать как бомбоубежище. Эти помещения мы также используем. Но там необходима антигрибковая обработка. Нужны реставраторы по восстановлению лепнины. Ведь дворец – памятник краевого значения. Словом, понимаю, что сумма немаленькая, но надеюсь, что очередь дойдет и до нас.

- А вы знаете, в каком состоянии находится «старший брат» вашего дворца – тот, что в Челябинске?

- Несколько лет назад мы ездили туда посмотреть. Ведь он все-таки на шесть лет старше. Могу сказать, что то здание почти в таком же состоянии, как наше. Металлургический комбинат от дворца не отказался, но, как это бывает… Умереть не дают и жить лучше – тоже. Фасад здания – в новых пластиковых стеклопакетах, а так – все как у нас. Поэтому побратались с нашими коллегами – челябинцами и, немного успокоенные, уехали домой. Кстати, у них за всю историю существования дворца 16 человек получили звание «Заслуженный работник культуры». А у нас – пока три. Но это не говорит о том, что наши специалисты хуже, просто так сложилось.

У нас есть люди, которые отдаются любимой работе на все сто процентов. К примеру – режиссер заслуженного коллектива Алтая образцового театра «Огонек» Людмила Кропотова. Вы бы видели, как она объясняет ребенку-первоклашке, пришедшему в театр, его будущую роль!

- Ну, а все-таки, каково, на ваш взгляд, будущее Бийского Дворца культуры?

- Жить и развиваться – иного не дано. Когда про нас говорят: «любимый дворец горожан» - это ведь не просто слова. К нам приходят пожилые люди и вспоминают: «а я его строил» или «я сюда ребенком бегал заниматься в кружке». Добрая память человеческая дорогого стоит! А с другой стороны, вы посмотрите, сколько нынешней ребятни посещает наше заведение! И для подавляющего большинства полученные здесь знания, опыт общения со сверстниками и педагогами пригодятся в будущей взрослой жизни.

Верю, что худшие времена закончились. Они были в ту пору, когда разваливался химкомбинат. Нас превратили в дочернее предприятие – Дворец культуры и творчества. А это значило, что учреждение культуры должно было зарабатывать деньги. Были и карточная система, и бартеры – в общем, все, как у всех в те времена. Так прожили полтора года. Содержание дворца обходилось в 300000 рублей в месяц, а зарабатывали лишь 170000. В одну из зим у нас на трое суток отключали электричество. Дежурила со своими сотрудниками – ведь здание не бросишь. Приходилось выкручиваться, где-то перезанимать деньги, рассчитываться с энергетиками… Видимо, спасло то, что собственники видели: здесь занимается масса детворы – рука не поднялась продать здание. Так мы и стали муниципальными…

Чем важна самодеятельность? Главное – она дает человеку раскрыться, показать свои таланты. Приходят ко мне ребятишки с просьбой: дайте позаниматься современными танцами. Да пожалуйста – только шеи себе не сверните… «А сколько это будет стоить – у нас нет денег». Что на это ответишь? Наверное, финансовые органы могут сказать об упущенной выгоде, но не все же в нашей жизни должно определяться деньгами! Только, говорю детворе, одно условие – вы будете участвовать в наших культурно-массовых мероприятиях! Человеку нужна отдушина в жизненных неурядицах, которых, как всегда, гора… Поэтому и нужны мы – работники культуры.

…У нас работает ветеранский клуб. При нем создан музей, посвященный истории химкомбината. Нам в свое время удалось забрать музейные экспонаты и другие материалы с предприятия. Новые собственники тогда попросили освободить помещение в трехдневный срок... И клуб «Книголюб» базируется во многом на литературе, оставшейся от прежних времен. На предприятии была громадная библиотека в пятьдесят тысяч томов, спасти ее удалось лишь частично... Вот с тех пор в наших стенах этот музей и расположен. Вокруг него образовалась сплоченная команда единомышленников. Знаете, для меня там как будто сердце бывшего комбината бьется. И оно в том числе дает жизнь и всему дворцу...

Новости партнеров
Фоторепортаж