Запах земли

Александр Вяткин пришел со стороны и поднял хозяйство из руин

00:00, 04 марта 2011г, Общество 1144


Запах земли Фото №1

В мастерской агрофирмы «Нива» все как положено: токарный, слесарный, сварочный цеха, кузница. В ремонтном зале сразу размещаются два-три «Кировца», «Беларуса». За последние годы хозяйство пополнилось современными комбайнами, тракторами, посевными комплексами. Но и к видавшим виды тракторам здесь относятся бережно. Ведь поля сплошь лоскутные, самое большое – 240 гектаров. «Джон Диру» особо не развернуться, а МТЗ - в самую пору.

Теперь стало уже привычным, что из года в год «Нива» первой в Солтонском районе готова к весенним полевым работам, сенокосу, хлебной жатве. И делают все качественно. К примеру, в мастерской десять лет токарит Сергей Фандюхин (переехал сюда из города). Такого мастера, считают здесь, ещё поискать: заготовку в любую нужную деталь превратит. Да так точно, что комар носа не подточит.

Сегодня это самый крупный в районе производитель зерна, все почетные места в соревновании – за его механизаторами. А начиналось все непросто. Предшественник - совхоз «Карабинский» - был мощным по людским ресурсам, земле и производству, но в 1990-е годы сошел на нет. Мужики потолковее и специалисты ушли в фермеры. С ними разошлись техника и основная часть совхозной земли.

Бросили один неликвид – старенькую неотапливаемую контору и такие же гараж с МТМ. Для оставшихся ни с чем простых работяг появление бийчан в тот момент стало просто спасательным кругом.

 

Из руин – с «Надеждой»

В августе 2002 года Александр Вяткин, прежде работавший заместителем директора Бийского элеватора по производству, основал на этих развалинах СПК «Надежда». То есть пришел руководитель не просто с большим жизненным опытом, но - что очень важно – непосредственно имевший дело с зерном.

Увиденное и немалые долги за хозяйством его поначалу повергли в шок. Однако как говорится: взялся за гуж… Многим тогда методы Вяткина показались жесткими. И только он один знает, чего стоило побороть расхлябанность, воровство и пьянку. Костяк команды сложился быстро: четкая в организации главный бухгалтер Галина Аброськина, бригадир полеводства Иван Шишкин, кадровик Тамара Конкина, специалист по земле Алевтина Круглова.

Стали налаживать дело. Людское недоверие - «чужой, городской, доразвалит все и бросит» - порассеялось, когда Вяткин взял и купил здесь для житья развалюху, которую со временем превратил в удобный красивый дом. А пока сутками пропадал на работе, бил личный автомобиль. Вникал в любое дело, не считая его мелочным. И главное – начал собирать земли, как когда-то русские князья. Поставил задачу – в год приращивать пашню на 1000 гектаров. И решил её хождениями по инстанциям, нервами и душевной болью.

Весной 2003 г. вздымали залежь, которая много лет не слышала гула тракторов. Женская бригада занималась огородом – директор думал и как удешевить питание, и о его качестве. Впрочем, у Вяткина оно всегда на первом месте. Механизаторов кормят получше, чем в некоторых кафе. Наладили выпечку хлеба. Стали больше вкладывать в производство. Капитально отремонтировали мехток, крышу и отопление в МТМ. К этому времени переименовались в ООО «Агрофирма «Нива».

Александр Дмитриевич говорит, что без поддержки из райцентра туго пришлось бы. Первые годы выделяли деляны: мужики зимой заготавливали дрова и деловую древесину. Работала пилорама. И сейчас во многих вопросах помогает глава администрации района Михаил Лудцев.

- В агрономии силен, - уважительно подметил Вяткин. - Объезжаем поля, обязательно даст дельный совет.

 

Не там искал длинный рубль

В 2003 году итоги первой жатвы отмечали всем коллективом «Надежды». Тогда лучшему комбайнёру хозяйства Дмитрию Шишкину подарили «Жигули», многих других премировали. Например, заправщице подарили корову! За преданность общему делу.

Правда, через некоторое время Шишкин укатил на Север - за длинным рублём. Вяткин сообщил о том с горечью, но уверенно добавил: «Соплей на кулак намотает - вернётся!» Дмитрий действительно через полгода вернулся. И, видимо, так натосковался по хлеборобскому делу, что не было удержу: в жатву–2010 стал первым в районе по намолоту. А про севера и не вспоминает. Вся его родня: отец, младший брат Виталий сейчас механизаторcтвуют в «Ниве».

- А как работает Юрий Суевалов! – хвалит директор. - Вся зябь на нём. С поля забираю его часа в два ночи.

Кстати, у самого Вяткина сын Сергей – уже два сезона лучший на косовице хлебов.

Но, сетует руководитель, бывает и человеческий «брак». Это самое печальное. И технику хорошую дашь, и зарплату. Ан нет. И технику гробят, и воруют, чего Вяткин особенно на дух не переносит. Одно успокаивает - таких единицы.

Прошу уточнить, как с зарплатой. Среднемесячная за 2010 год - почти 13 тысяч рублей. В районе такой нет больше ни у кого из крестьян. В здешних условиях хлеб вырастить непросто: весна приходит позднее недели на две, чем в Бийске, до которого всего-то 100 километров. Зимы лютые. Поля – крутые косогоры, изрезанные колками и рощицами. Степняк тут не отважится сесть за штурвал комбайна. А карабинские да и вообще солтонские - вперед и вперед.

 

Доля к доле – вот и хлебное поле

Вяткин раньше других понял, что прирасти пашней можно только работая с дольщиками. В этом была полная неразбериха. Принял специалиста по земельным отношениям Алевтину Круглову, которая до того несколько лет возглавляла Карабинский сельсовет. Людей она знала, и они ей доверяли.

- И все равно первый год было трудно, - признаётся Алевтина Алексеевна. - По нескольку раз уговаривали, нотариуса по домам возили, затраты несли. Но в итоге всё оформляли и оформляем по закону – от заявления, межевания и до кадастра. Шестой год работаем с паевой землей. Начали с 500 гектаров, сейчас ее 5000. Все уже привыкли, доверяют, рассчитываемся строго по договору и в срок, в зависимости от величины доли - пшеницей, овсом, гречишными отходами. А карабинским дольщикам - ещё мешок муки первого сорта. Сейчас в хозяйстве 5085 паевых долей, а всего пашни - почти 10 тысяч гектаров.

Летом 2008 года, когда уже сводили концы с концами, получили предложение о вхождении в структуру одной крупной зерноперерабатывающей компании. Сам факт говорит о многом: кого попало не позвали бы. Союз обещал быть выгодным: у «Нивы» - земля и люди, у переработчиков - техника, выход на рынок.

 

На новый уровень

- Смогли бы и дальше самостоятельно жить, - говорит Вяткин. - Но хочется побыстрее вперёд двигаться, поэтому мы и согласились. И не жалеем. Цель поставлена – выйти на другой, более высокий уровень, и это ко многому обязывает. Будем соответствовать.

На сегодня финансовое положение хозяйства стабильное. Долгов нет, только возврат налога на добавленную стоимость составил 3 млн. 770 тысяч рублей, 8 миллионов получили от реализации части гречихи. Остальная в запасе, который, как известно, карман не тянет.

Александр Дмитриевич говорит, что планы у «Нивы» большие. Увеличить посевы до 13 тысяч гектаров, техника для того есть. Для привлечения молодых кадров начнут строить жилье.

- Техника мощная идёт, сложная, - объясняет Вяткин, - дорогая. Один подшипник на «Рубин» три тысячи стоит, обслуга «Кейса» - 120 тысяч в год. И люди должны соответствовать. Спасибо центру занятости - по их программе повышают квалификацию при Бийском сельхозтехникуме четыре наших механизатора. Думаем наладить свою переработку гречихи. Нынче планируем засеять ею 4700 гектаров. Сорта проверенные: Дикуль и Девятка, с ними помогла компания «Алтайская крупа». И, конечно, займёмся более масштабно мясным животноводством и коневодством.

Напоследок Александр Дмитриевич показывает посевные комплексы. И опять разговор о земле, погоде, скором приходе тепла. «Скорее бы в поле. Набрать полные пригоршни земли и вдохнуть этот запах, почувствовать, что пришла пора», - заключил он.

Солтонский район.

P.S. Несколько лет назад я посвятила карабинцам такие строки:

«Желаю, чтобы без урона
Родила «Нива» через край,
Чтобы весомей для района
Стал карабинский урожай».

Думаю, можно считать, что пожелание сбылось. Но в «Ниве» на том не останавливаются.

Фоторепортаж