Всё идёт по плану

00:00, 07 апреля 2011г, Общество 1348


Всё идёт по плану Фото №1

На первое апреля более 75 процентов тракторов готово к весенне-полевым работам. Это больше, чем в прошлом году. К подготовке почвообрабатывающих орудий и посевных комплексов в массовом порядке крестьяне приступят после схода снега. Что касается возраста парка тракторов и сельхозмашин, то ежегодная замена новыми машинами составляет по различным группам от 3 до 5 процентов. Хуже с тракторами, лучше с современными посевными комплексами. Крестьяне поняли, что они дают весомую прибавку, и поэтому денег на приобретение не жалеют.

Из всех тракторов, имеющихся на сельхозпредприятиях края, более 10 процентов произведены за рубежом, остальные – в России и Белоруссии. В то же время многие сельхозмашины иностранных марок, в том числе тракторы и комбайны, изготовлены российскими рабочими на совместных предприятиях и успешно работают на наших полях. Сегодня их считают техникой отечественного производства.

Из алтайских предприятий, производящих сельхозмашины и запасные части к ним, у крестьян в почете Рубцовский завод сельхозмашиностроения, СЭУС-Агро и Леньковский ремзавод. Остальные, считают они, не производят продукцию нужного уровня.

Как утверждает начальник управления механизации ГУСХ Юрий Лукьянов, подготовка сельхозмашин к весенне-полевым работам идет согласно графикам. Запасными частями сельхозпроизводители обеспечены полностью. Есть проблемы с их качеством, хотя в настоящее время контроль за поставками и закупками организован значительно лучше, чем в прошлые годы. С мнением Юрия Степановича согласен старший инженер птицефабрики «Молодежная» Виктор Агапов. В хозяйстве сильная ремонтная база. Она обслуживает 61 трактор, 80 автомобилей, 23 комбайна и все необходимые сельхозагрегаты по обработке почвы, для сева и заготовки кормов. Запчасти покупают только у крупных, проверенных дилеров. И даже при таких условиях около 10 процентов приобретенного имеет низкое качество. К чести снабженцев, они не тянут с заменой.

Здесь, на птицефабрике, как говорится, действует классическая схема: с мая по ноябрь техника в поле, остальные месяцы на ремонте. Ремонтная база позволяет восстанавливать практически все агрегаты и даже двигатели, не прибегая к услугам специализированных предприятий. Дело затратное, но при наличии у хозяйства, как здесь, не только растениеводства, а и крупного животноводства (кроме птичников у фабрики 650 коров со шлейфом молодняка и большое поголовье свиней) такая организация экономически и организационно оправданна.

В семеноводческом крестьянском хозяйстве Валерия Сарайкина техники значительно меньше. Но и концепция эксплуатации её совершенно иная. Здесь в течение всего сезона, то есть начиная с сева и заканчивая осенней подготовкой пашни к следующему году, действует специальная ремонтная команда. В её распоряжении есть необходимое оборудование и запчасти. Это позволяет в случае поломки быстро и качественно производить ремонт. Так что подавляющая часть машин, в том числе тракторы и комбайны, ставится на хранение уже в готовом виде. Весной механизаторам остается только провести необходимое техобслуживание и сразу можно в поле. Как говорит сам фермер: «Нужно выехать завтра? Выедем! Для этого всё готово ещё с осени».

Когда такой эксплуатации техники придерживаются хозяйства, у которых основная её часть зарубежного производства, всё понятно. В этом случае не требуются большие мастерские, серьёзный станочный парк, обилие ремонтников, кузнецов, токарей и других специалистов. После окончания сезона закрыл технику под замок и до начала посевной можно не заглядывать. Но у Валерия Сарайкина только один трактор забугорный – гусеничный «Джон Дир» и к нему почвообрабатывающий и посевной агрегат. Остальная техника российского и белорусского производства. Тем интереснее его опыт. Хотя теплая мастерская в хозяйстве есть. Там он в основном экспериментирует и создает новые образцы сельскохозяйственных машин. Например, в том году у него виды на урожай гречки составляли не менее 30 центнеров с гектара. Но прошел ураган, и собрали … по 3 центнера с гектара. Остальная осталась на земле. Потери колоссальные. Эта история подтолкнула фермера создать машину для сбора осыпавшегося зерна. И, как он утверждает, создал достаточно эффективный агрегат.

Хозяйство у Валерия Сарайкина семеноводческое. Кстати, зерно он всё уже давным-давно продал по хорошей цене. Семена же необходимо подрабатывать до нужной кондиции, в том числе и протравливать. Фермер создал свою машину для выполнения этой операции. Она оказалась более производительной, чем заводской агрегат.

Сегодня уже можно говорить о том, что сельхозпроизводителями края отработано две концепции эксплуатации и ремонта техники. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Классическая более затратная, но она позволяет жить независимо от специализированных предприятий. При новой требуется значительно меньше средств и специалистов, но в случае серьёзной поломки без сторонних организаций, а значит, и без больших расходов не обойтись. С другой стороны, практически все хозяйства, имеющие мастерские, сталкиваются с отсутствием таких специалистов, как слесари по двигателям и электричеству, кузнецы, токари, медники. Особенно большой дефицит дизелистов и кузнецов. Этих специалистов в крае не готовят. А те, кто сегодня работает, - или пенсионеры, или самоучки.

Из-за трудностей в реализации зерна урожая 2009 года произошел некоторый спад в приобретении сельхозпроизводителями тракторов, сельхозтехники, комбайнов и другого необходимого оборудования. В 2010 году на эти цели крестьяне края израсходовали 4,1 млрд. рублей. В этом году, несмотря на благоприятную ситуацию с реализацией произведенной продукции, руководители сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств несколько осторожно подошли к заказам на сельхозмашины. И заказали всего на 3,5 млрд. рублей. Но уже в первом квартале приобрели больше чем на 1 млрд. рублей. Существует большая вероятность - скорее всего, техники селяне в этом году купят больше запланированного, но это при условии, если её смогут произвести предприятия сельхозмашиностроения. Опять же итоги первого квартала показывают, что машиностроители к резкому увеличению заказов не готовы. Уже в настоящее время, например, есть информация, что тракторостроители задерживают выполнение заказов.

Фоторепортаж