Вдохновенная педагогика

«Любовь, подаренная мною, теперь возвращается», - пишет в своих воспоминаниях Руфина Овсиевская

00:00, 08 апреля 2011г, Общество 1593


Вдохновенная педагогика Фото №1

Имя первого и единственного в крае народного учителя СССР Руфины Овсиевской знакомо и тем, кто никогда не учился в барнаульской 40-й школе (ныне – гимназия). Ее легендарные открытые уроки становились ярким событием для коллег-учителей, с которыми она делилась своим педагогическим опытом. Сегодня Руфине Серафимовне исполняется 80 лет – и сегодня же десяти лучшим школьникам Октябрьского района Барнаула вручат стипендию имени педагога-новатора. Даже удостоившись высочайшего учительского звания, Руфина Овсиевская продолжала постоянно совершенствоваться. Удивительно, но еще десять лет назад она вела уроки в школе, которой посвятила жизнь.

Руфина Серафимовна родилась в Красноярском крае, в деревне Ново-Алтатка, а ее детство прошло в рабочем поселке Главстан, куда переехала вся семья. В своей автобиографии она вспоминает: «Жили очень дружно. Папа часто говорил, что его дети должны быть людьми образованными, что Руфа должна стать учителем. Училась я с радостью, была отличницей, как вдруг грянула война. Папа сразу же ушел на фронт… В 1942 году он погиб под Воронежем. Не могу сказать, что детство окончилось, но в жизнь пришли очень уж взрослые заботы и горе, как у многих миллионов людей».

По окончании школы-семилетки семья снарядила девушку в Барнаул, где жили родственники, и она поступила в статистический техникум – который, разумеется, окончила с отличием! Преподаватели даже рекомендовали поступать в Московский статистический институт, но сложное положение семьи (мать воспитывала младшего брата Юрия) не позволило бы ей учиться в столице. Тогда-то и пришло время осуществить заветную мечту отца, видевшего ее в будущем педагогом. Девушка поступила в учительский институт (который, правда, не давал тогда полного высшего образования, но уже позволял преподавать в семилетней школе), а после – в Барнаульский педагогический институт на филологический факультет.

– Она говорила, что всегда хотела быть учительницей. На нее сильно повлиял пример ее собственных учителей, которые привили любовь к русскому языку и литературной классике, – рассказывает сын Руфины Серафимовны, директор 40-й гимназии Александр Овсиевский. – Да и в ее большой крестьянской семье тяга к учению была очень сильной: среди родственников было немало педагогов, работавших в школах Красноярского края. Ее отец, мой дед, в свое время выучился в Барнауле на шофера и единственный в деревне умел водить грузовик, а мать очень любила читать…

 

«Ходьба по тонкому льду»

Еще во время учебы на заочном в пединституте Руфина Овсиевская преподавала в семилетней школе № 45, а в 1957 году, сразу после окончания вуза, ей предложили перейти в совсем новую 40-ю школу. Ее тогда построили в какие-то немыслимые сроки: в январе был заложен фундамент, а 1 сентября этого же года уже начались занятия в здании, которое считалось самым красивым во всей округе. Почти сразу 26-летняя учительница русского языка и литературы была назначена завучем, а спустя несколько лет была избрана заместителем директора – такие неожиданные демократические выборы в школе были следствием «оттепели».

Эту должность Руфина Серафимовна занимала больше тридцати лет, хотя были моменты, когда сменялись директора, и она, по сути, руководила школой. «Ей не очень хотелось заниматься хозяйственными делами, ремонтом, и она периодически уговаривала кого-нибудь быть директором, чтобы всецело сосредоточиться на учебном процессе», – рассказывают в гимназии.

Руфина Серафимовна вспоминает, как непросто было ей, совсем молоденькой учительнице, оправдывать доверие коллег. К тому же именно в 60-е годы начались масштабные реформы в системе образования, и ей как завучу пришлось заниматься и переходом на новые учебники, и курсовой переподготовкой всех учителей в школе. «И все-таки смыслом всей моей педагогической жизни была работа над совершенствованием урока, – написала она в своих воспоминаниях. – Я даже сравнивала урок с ходьбой по тонкому льду: стоять нельзя, потому что провалишься, только вперед, не медленно, но и не очень быстро. В 60-е годы учителя планировали ход уроков по единой схеме. Надо было от этого отходить».

Впрочем, и гораздо позже, когда 40-я школа присоединилась к очередному эксперименту, на сей раз – по внедрению кутузовской программы по литературе, Руфине Овсиевской пришлось задействовать весь свой огромный опыт и знания, чтобы создать два учебных пособия по литературе для 8 и 9 классов. Учебников для этих классов по новой программе еще попросту не существовало…

– Мы близко общались с Руфиной Серафимовной, ведь я работала библиотекарем, – рассказывает Римма Духанина, ныне – заведующая школьным музеем. – Она тогда начала осваивать программу Александра Кутузова, которая предполагала совершенно новый набор произведений. Например, впервые в рамках школьного курса стали изучать не только, скажем, Пушкина и Лермонтова, но и их современников «второго ряда», совершенно забытых. Так вот, библиотечный формуляр Руфины Серафимовны был самым толстым, и где я только не выискивала для нее книги!

 

Научить учителя

Сегодня в музее истории гимназии № 40 легендарному учителю и завучу посвящена отдельная экспозиция. В ней можно увидеть и фотографии прелестной 16-летней студентки статистического техникума с удивительно уверенным, волевым взглядом. И репродукцию портрета уже знаменитого на весь край педагога, написанного известным живописцем Леопольдом Цесюлевичем. Есть здесь и напоминания о многочисленных наградах, каждая из которых сама по себе огромная честь для учителя. Какими должны быть заслуги педагога, чтобы он удостоился звания «народного»? Огромными, говорят нам в школе. Но Руфину Серафимовну просто нельзя было не заметить – она много ездила по краю, передавала свой опыт, о ее открытых уроках знали лучшие учителя – это были, по сути, мастер-классы.

– Мне тоже довелось побывать на ее открытых уроках по Шукшину и Пушкину. И, знаете, ее рассказ на меня, взрослого человека, перечитавшего этих авторов много раз, произвел неизгладимое впечатление, – признается Римма Духанина. – Я бы сказала, это был талантливый спектакль. А Руфина Серафимовна действительно была такой, как ее написал Леопольд Цесюлевич: вдохновенной.

Открытые уроки – это вообще отдельная история: Руфина Овсиевская имеет звание учителя-методиста, а значит, право учить коллег тонкостям педагогического ремесла. А за время ее работы завучем это звание получили еще 13 учителей 40-й школы. Впрочем, ей ведь удалось в буквальном смысле вырастить директора: Александр Овсиевский руководит гимназией уже ровно четверть века. И ему тоже посчастливилось слушать ее уроки – и сдавать ей зачеты.

– Литература для нее, прямо скажем, более любимый предмет, чем русский язык. На уроках она поднимала серьезные нравственные вопросы, никогда не ограничиваясь схемами из учебников, – говорит Александр Георгиевич. – Помню, когда мы проходили «Войну и мир» Толстого, она всегда указывала на неоднозначность действий героев, и получалось, что не было там ни исключительно хороших, ни совсем уж подлецов. Мы брали авторов, которых тогда не изучали в школе – Чингиза Айтматова или, например, Сергея Есенина, который в то время еще не был официально причислен к великим, а считался пьяницей «без руля и ветрил». У нас о нем сложились совершенно иные представления. Были дискуссии, споры на уроках. Помню, я резко выступил против Маяковского (смеется).

В классах, где работала Руфина Овсиевская, литературы всегда было процентов на сто больше, чем предполагалось по учебным планам: заболел учитель математики или истории – значит, будет литература! Причем по творчеству каждого автора сдавался зачет.

– Мой отец Георгий Александрович был инженером и хотел, чтобы я занимался точными науками, – рассказывает о собственном профессиональном выборе Александр Овсиевский. – Мне же всегда нравилось работать с людьми, я с малых лет был «в активе». Хотел сначала стать учителем истории, но отец как-то спросил меня откровенно: ты хочешь каждые пять лет от съезда к съезду менять политические взгляды? В общем, мое решение пойти на физмат в педагогический институт было компромиссным. А после учебы меня распределили в родную школу, где я с тех пор и работаю.

Впрочем, есть и еще одна сторона профессиональной деятельности Руфины Овсиевской: она была попечителем детского дома № 3. Его воспитанники учились в 40-й школе, и их адаптацией в среде «домашних» детей занималась именно Руфина Серафимовна. Она приложила все усилия, чтобы установить такую тесную связь между школой и детским домом, чтобы его воспитанники не чувствовали себя чужими. Окружила их заботой, привлекала к участию во всех школьных мероприятиях и походах. А ее авторитет был настолько высок, что ей удавалось находить шефские организации и дополнительные средства для детского дома.

«Мы будем жить на земле до тех пор, пока будем любить, гласит вековая истина. Я счастлива, что смогла ее постигнуть. Когда меня спрашивают, почему стала учителем, я отвечаю: «Мне слишком много подарили любви свои и чужие люди. Отвечать нужно тем же», – признается Руфина Овсиевская. Похоже, в этом и состоит главный профессиональный секрет талантливого педагога.

Справка «АП»
Руфина Овсиевская родилась 8 апреля 1931 года. Окончила Барнаульский государственный педагогический институт в 1956 году. С 1951 по 1957 год – учитель русского языка и литературы, заместитель директора барнаульской семилетней школы № 45. С 1957 по 1989 год – учитель русского языка и литературы, заместитель директора барнаульской средней школы № 40 (ныне – 40-я гимназия). С 1989 года целиком сосредоточилась на преподавании русского языка и литературы. Почетный гражданин Алтайского края (1997), заслуженный учитель школы РСФСР (1972), народный учитель СССР (1980). Автор ряда научно-прикладных и публицистических статей по проблемам школьного образования.

Цитата
«В школе я твердо решила стать учительницей. Удивительное со мною что-то происходило: еще до учебы в педагогическом институте было далеко, а я уже представляла себе, какой учительницей буду в школе, как стану растить детей, учить их добру и человечности. Этот мой портрет будущего учителя стоял передо мною и потом, когда я училась в педагогическом институте».

*   *   *

Валерий Скубневский, профессор кафедры отечественной истории АлтГУ, доктор исторических наук:

– В моей памяти Руфина Серафимовна остается прежде всего прекрасным завучем, истинным хозяином школы. Ученики, надо признаться, побаивались и уважали ее гораздо больше, чем тогдашнего директора. Преподавала она у нас только русский язык. Излишне говорить, что она была блестящим педагогом, очень требовательным, и авторитет ее был огромен… Вообще, о таких людях можно рассказывать только в превосходной степени!

Борис Пайсон, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и методики обучения математике АлтГПА:

– Я еще не застал уроков-спектаклей, поскольку пришел в новую 40-ю школу в числе самых первых учеников. Руфине Серафимовне было лет 27, и, возможно, тогда она еще не вышла на тот уровень мастерства, которого достигла позже. Но то, что о литературе она говорила вдохновенно и захватывающе – правда. По крайней мере за ней хотелось следовать… В моей семье всегда много читали, но своей горячей любовью к русской классике я обязан именно ей. Как и тем, что сам в итоге стал педагогом.

Фоторепортаж