ВЕСНА БЫЛА ВСЕГДА

00:00, 10 апреля 2010г, Общество 1476


ВЕСНА БЫЛА ВСЕГДА Фото №1

Вчера никогда не похоже на сегодня. Это не плохо и не хорошо, это просто так: все неудержимо меняется… Но весна была всегда.

– Когда с лугов сходил снег, девицы на выданье собирались на весенние хороводы. Зимой одежды много, показать себя можно было, только когда пригреет красное солнце. И на хороводы наряжались, как на смотрины, – рассказывает Наталья Гулай, научный сотрудник ГМИЛИКА, а руки ее обстоятельно оборачивают пластиковую ложку белым лоскутом. Она сооружает обрядовую куклу "Веснянку". Их в древне-славянской культуре делали молодые девушки к приходу весны и дарили друг другу. В те времена таких кукол мастерили на основе "скрутки" (плотно скрученной белой ткани), не используя колющих и режущих предметов и никогда не выбрасывая – они считались образом человека, а значит, живыми. Веснянка была оберегом молодости и красоты. То есть обеспечивала качества, необходимые для свершения предназначения древнерусской девушки – замужества.

Именно на весенних плясках парни примечали себе невест. Тогда в прямом смысле слова решалась их судьба – вот почему хороводы были делом не столько веселым, сколько серьезным – как и изготовление кукол.

– Глаз, да и вообще лица, у Веснянки быть не должно. Лишние глаза в доме не нужны, и злой дух так не вселится, – с этими словами на белую голову куколки Наталья Гулай вяжет красную ленту, больше похожую на повязку для и без того несуществующих очей. – Эта лента – так называемая "красoта", или "воля девичья", – объясняет она слушательницам субботнего мастер-класса. Каждый творит сегодня свой оберег молодости. За окном с трудом просыпается весна… Самое время.

– В те далекие дни расцвет для сватовства у девушки наступал в 16-18 лет. С двадцати двух она уже считалась "перестарком", и ее ждала печальная доля: либо остаться на побегушках в собственном доме, либо идти замуж за любого, кто посватается – косого ли, кривого. Вот почему важно было найти хорошего мужа вовремя, и весенним хороводам придавалось большое значение.

На столе разложены пестрые ткани, яркие ленты. Детская рука хватает из вороха кусок синего ситца в розовый цветок и неловко прилаживает к кукле… а ты видишь таинственное вчера, в котором юная девушка с длинной косой в синем сарафане раскидывает руки в стороны, будто птица на долгожданной воле, и идет в величавом танце… И взмывают к небу костры, и мечутся в молодых головах весенние ветры, и смутная жажда любви и счастья рвет грудь – все это вокруг нее, в ней, которая в синем сарафане. Которая – сама весна.

– Всюду были символы. Во всем был смысл, – продолжает мастерица. – По одежде многое можно было прочитать о девушке. Девица на выданье носила в волосах розовую ленту. На первых годах замужества в наряде преобладал красный цвет, а по мере появления в семье детей усложнялся узор на сарафане.

В завершение кукле выбирают косу. Коса – главное украшение девицы и, соответственно, куклы. Чем она длиннее и толще, тем более здоровой считалась девушка, тем охотнее за нее сватались: много детей родит, значит.

И вот оберег у каждой ученицы готов. Ткань для него не рвалась руками, как полагалось в старину, а резалась ножницами, но ведь и изготовляли его не ради удачи в замужестве, а просто чтобы на часок окунуться в собственную историю. "Для замужества мы уже перестарки", – смеется одна девушка, любуясь на свою куклу. Видимо, ей уже исполнились "роковые" двадцать два. К счастью, на дворе весна 2010 года, и значит, впереди для этой гостьи музейного мастер-класса не беспросветное будущее, а много девичьей радости и надежд. Тем более что теперь в сумке у нее – загадочный символ всего этого. Память от древних славян…

Татьяна КРИКУН

Фоторепортаж