«Жизнь моя, песнь моя»

00:00, 19 августа 2011г, Общество 2826


«Жизнь моя, песнь моя» Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Его знают и в России, и в Казахстане. Он был участником нескольких Всемирных курултаев (съездов) казахов. Во время одного из них участвовал в айтысе – состязании акынов, певцов-импровизаторов и получил общенародное признание. А весной этого года он стал лауреатом губернаторской премии имени С.П.Титова. Сапарбек Шайхимович Маусымбаев – так зовут этого неутомимого труженика - родился в старейшем казахском ауле Алтайского края Байгамуте и отдал ему, его школе свои лучшие молодые годы.

Они были бесконечно добры

Он появился на свет в 1954 году в семье фронтовика Шайхима Маусымбаева и был поздним, долгожданным ребенком. Шайхима Бараковича в тот год премировали за ударный труд в колхозе поездкой в Москву на ВДНХ – Выставку достижений народного хозяйства. Весть о появлении на свет сына застала его в пути, и он на радостях так и назвал своего сына – Сапарбек. В переводе с казахского «сапар» – путь, визит. Ну а «бек» – властелин, хозяин. Старый солдат пожелал тогда, чтобы у сына было много дорог, но все они стали бы для него счастливыми.

Сам он ушел на фронт в 1941 году и там под Москвой, где решалась тогда судьба страны, дрался с фашистами насмерть. Домой вернулся в 1943 г. и без ноги. Вместе с ним почти одновременно ушли воевать и его братья – Кабдулла и Кабдуахит. Оба погибли. Кабдулла прожил лишь только сутки с молодой женой, а Кабдуахит – месяц.

Кабдуахит был признанным в ауле музыкантом. Он виртуозно играл на домбре, гармошке. Сам про себя пел: «Я пою и сочиняю песни и стоя, и лежа…»

Светлой памятью о них стала потом в исполнении Сапарбека Маусымбаева «Свадебная песня» Досума Сулеева. «Той ра, той ра, оса той ра, биле, биле-е-е-е», - рвет душу посвященным в историю рода Маусымбаевых ее припев.

Свой главный путь Сапарбек выбрал еще в школе. Почему он стал учителем? Его отец Шайхим и мать Мария были людьми неграмотными. И они, будучи уже в возрасте, получая пенсию, вместо росписи ставили: отец – подряд три буквы Ш, а мать – М. Да и пенсии оба заработали в колхозе по 12 рублей. На такие деньги и в те годы не очень-то разгуляешься.

 

Шайхиму в госпитале дали деревянный протез, но был он таким неудобным и жестким, что он, приехав домой, закинул его в чулан. Местный умелец сделал ему деревянную ногу, на манер тех, с которыми ходили инвалиды еще Первой мировой войны. С ним он и работал в колхозе. В памяти сына он остался специалистом на все руки. Народными рецептами лечил скот. Очень любил лошадей и безбоязненно врачевал им ноги. Сам очищал копыта и подрезал наросты на них.

Из Байгамута отец доставлял молоко. Как он с одной ногой управлялся с тяжеленными флягами, которые надо было поднять в кузов машины, ведомо только ему. Зимой и летом он, бывало, возил их в телеге или санях. Обратно из соседнего села Орлеан забирал еще и почту. Зимой, чтобы не заблудиться в буран, выставлял на всем пути от села до села вешки из полыни.

Сапарбек прекрасно понимал, что отец – инвалид, мог бы и не трудиться, но он не позволял себе сесть на шею жене, детям. Когда еще не было железной дороги от Кулунды до Барнаула, на быках возил зимой зерно в Славгород. А в годы целины заведовал током, заслужил почет и уважение односельчан и начальства. Был он и своего рода советчиком, консультантом во время строительства жилья, сараев. Война подчистую подобрала взрослых мужиков, а молодежь еще не имела житейского опыта, и поэтому он считал своим долгом дать дельный совет, показать, как глину замесить и какие в ней должны быть добавки, как забор поставить.

А еще отец был бесконечно добр. В своей полуголодной семье приютил после войны еще одного человека, у которого не было ни кола ни двора. И тот жил с согласия Шайхима и Марии до тех пор, пока не нашел себе работу.

Все это не осталось бесследным для единственного в семье сына. У родителей было еще три дочери, поэтому Сапарбека баловали. Его никогда не оставляли одного дома. Он в крайнем случае находился на попечении дедушки с бабушкой.

Выбор пути

А в школе авторитетом для него были учителя. Среди них особо выделялся директор Наби Шуматович Тлеубердинов. Тот для аула был как аким (глава) сельской администрации. Многие проблемы разрешались с его участием. Был он солидный, ходил непременно в костюме и при галстуке. Именно он сумел пробить в крае вопрос со строительством новой школы в Байгамуте, которая приобрела статус средней.

Столь же авторитетным оказался и его преемник Нуртай Калтаевич Баринов. При нем была сделана пристройка к школе, и в ней появился просторный спортзал.

Так что вопрос о том, кем быть, перед Сапарбеком после окончания восьмилетки не стоял.

Павлодарское педагогическое училище стало для него основой основ. Там он получил такой багаж знаний и умений, что его хватило бы не на одну жизнь. Там он научился играть на народном казахском инструменте – домбре. Интерес к нему подогревали не только воспоминания о дяде Кабдуахите, но и приезд в 1972 году в Байгамут делегации поэтов и писателей, артистов Казахской ССР. Среди них уже тогда выделялся народный поэт-песенник Туманбай Молдагалиев. Старенький клуб не мог вместить всех, и встреча проходила прямо на сельской улице.

А через год Сапарбек начал работать в родной школе учителем начальных классов. Там, в Павлодаре, он познакомился с девушкой по имени Алия, которая училась в том же Павлодарском педагогическом училище, но жила в Казахстане. Однажды она решилась познакомить своего однокурсника с родителями. Отец Алии немного знал мать Сапарбека. И хотя дочь ему ничего не сказала о своих чувствах, он напутствовал ее: «Держись за него. С ним ты не пропадешь». И тем самым благословил ее на брак с Сапарбеком, на переезд в Алтайский край.

Семья получилась крепкая, дружная и работящая. Пятерых детей вырастили Алия и Сапарбек. Четверо у них сыновей и одна дочь. И уже шестеро внуков. Дети, окончив школу, учились в вузах Казахстана.

Но недаром говорят, что там, где прошел отец, пройдет и сын. В середине 70-х Сапарбека призвали в армию, служил он в ракетных войсках в Минске. Во время одной из задушевных бесед с командирами выяснилось, что молодой солдат умеет еще и на таком уникальном инструменте, как домбра, играть. Попросили его что-нибудь изобразить. Написал солдат домой письмо. И оттуда вскоре – посылка с домброй.

Вместе с ней он объездил всю Белоруссию. Инструментальный ансамбль ракетчиков, в котором звучала домбра, принимали на бис. Так и прослужила бы домбра, веселя людей, со своим хозяином до самого конца армейского срока, если б не горькая весть из дома. Умер отец. Сапарбека быстро собрали в дорогу, и он прилетел в Байгамут, чтобы отдать ему последний поклон…

Все теперь в семье, а вскоре и в селе легло на его плечи. Перестройка внесла существенные коррективы в уклад маленького казахского аула. Постепенно в нем стало рушиться сельскохозяйственное производство, пока наконец не исчезло совсем. Единственным центром жизни оказалась малокомплектная национальная казахская средняя школа. А он стал в ней директором.

«Едущий на коне»

И это во многом благодаря ему село не переехало в Казахстан. Он строит свои отношения с малой родиной и землей предков на вековых культурных традициях. И самым верным его спутником в этом деле остается домбра.

Вот он идет на уроки к коллегам. После их посещения стихами воспевает удачи каждого из них. Бывает, что не ложится спать до поздней ночи, сочиняя их для юбилея села, школы, заслуженного учителя или простого труженика. А потом берет домбру и летит над степью песня о том, как живет и трудится родной Байгамут. Его дети поют и танцуют вместе с ним. И это для них он постоянно организует поездки по району, краю, Республике Казахстан. Сапарбек следует мудрой казахской пословице, которая учит, что человек, который едет на коне, умнее того, который сидит в юрте.

Своим коллегам-учителям он не устает напоминать о том, что они приходят в школу не только учить, но и воспитывать. И что перемена между уроками не для отдыха, а для работы. Но совсем другой, не такой как на уроке. Дети должны двигаться, играть. И после уроков учителя приходят в школу. Подготовиться к следующему учебному дню. А еще чтобы поиграть с детьми в волейбол, футбол, теннис, шахматы. Школа ведь малокомплектная, а играть надо командой на команду. Вот и выставляют команды учителя с директором. Однажды школьники Байгамута, обыграв всех сверстников, стали чемпионами района по футболу. Занимают они призовые места и по волейболу, теннису.

В учебном процессе главными стали наставления великого казахского просветителя Абая. На их основе сложились вот такие рекомендации от директора: «Уважаемые учителя школы, помните. Если ученика окружает вражда – он учится быть агрессивным. Если ученика высмеивают – он учится быть злобным и замкнутым. Если его постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Если ученика окружает терпимость – он учится понимать других. Если его хвалят – он учится быть благодарным. Если ученик уверен в поддержке – он учится ценить себя. Если его окружает честность – он учится быть справедливым и порядочным. Если ученик чувствует уважение к себе как к личности – он учится уважать и быть благодарным».

Для формирования интереса к изучению родного края, сохранения культуры, традиций и обычаев казахского народа Сапарбек Шайхимович разработал программу «Сохранение традиций, обычаев казахского народа в учебно-воспитательном процессе».

В Байгамуте под его руководством создан школьный краеведческий музей. В нем хранятся письма с фронта, фотографии, предметы хозяйственной утвари, рассказывающие об истории села, школы. С большим размахом в селе проводятся все праздники, представления, театрализованные шествия, способствующие сближению и взаимопониманию людей разных наций и народностей….

Дети, педагоги со своим директором проехали уже по многим маршрутам тысячи километров. Он сам не сидит без дела на месте и для них организует многочисленные поездки в Казахстан на спортивные соревнования по волейболу и футболу, вместе с ними участвует в концертах для ветеранов в домах престарелых своего района. Дети дарят пожилым людям не только свои песни и танцы, но и варенье из степных ягод, которые они приготовили сами. Благодаря таким контактам они закрепляют свои познания в родном языке, успешно сдают ЕГЭ на русском языке. Билингвизм школьников Байгамута удивил парламентариев Совета Европы, когда они поближе познакомились с этим уникальным селом и его жителями.

Расширяя границы

В нынешнем году школу покинули выпускники Даурен Каматов и Балтыбек Хайсаринов. Они не только прилежно учились, но и защищали ее честь на районных соревнованиях. Команда теннисистов, в составе которой они выступали, заняла второе место. Не подвели они и во время сдачи ЕГЭ. Что помогло им, жителям казахского аула, учащимся казахской национальной школы, сдать успешно единый госэкзамен на русском языке? В первую очередь это заслуга их учителей, директора. Они делают все, чтобы дети росли не в тесном мирке одного села. Они – россияне и живут в огромной стране. А поэтому границы их детства расширены далеко за пределы края. А еще у них, у байгамутцев, много друзей и в Благовещенке, и в соседнем селе Орлеан. «Олег, Радомир из Орлеана, – наши друзья, - говорят Даурен и Балтыбек. – Общаясь с ними, мы лучше усваиваем русский язык. Но дальше учиться поедем в Павлодар».

Поздравить их на выпускной вечер собралось все село, вся школа. Среди гостей был и Алибек Карамбаев, который в этом году окончил Алтайский строительный техникум, получил профессию автомеханика.

Так и шагают по жизни директор Байгамутской школы и его ученики. Аулу скоро исполнится 300 лет. В ознаменование такой даты Сапарбек Маусымбаев подготовил книгу, которую так и назвал: «Жизнь моя, песня моя». В ней его стихи, импровизации, песни, фотографии, рассказы о людях села, его традициях и обычаях. Все это сказано на казахском языке. Но сам автор не устает повторять, что он – россиянин, а его аул – это большая дружная семья. И поэтому он уже переводит на казахский язык самые популярные русские песни. Его слушатели говорят, что и на казахском они звучат столь же лирично и задушевно, как и на русском.

Не забывает он и домбру. Вместе с ним в одном семейном ансамбле на этом инструменте играют его племянники Темиртас и Жантас Карамбаевы и самый младший сын – Рысбек. А еще интерес к дедушкиной домбре проснулся и у внучки Айгерим.

Фоторепортаж