Как перезимовать лето

О том, почему на большую высоту не берут гитару, сколько человек влезает в «Жигули» при необходимости и как кошки помогают на леднике, рассказывает бродячий корреспондент «АП»

00:00, 02 сентября 2011г, Общество 2403


Как перезимовать лето Фото №1

А вы когда-нибудь были в горах? Таких высоких, что облака выглядят точь-в-точь как из окна самолета, снег невыносимо слепит глаза, а солнце сжигает кожу, почти не грея? В июле корреспондент «АП» побывала на Кавказе и убедилась, что там не только все спокойно, но еще и очень красиво!

Горный туризм

Горный туризм – вид спорта, существующий только в России. В отличие от альпинистов, которые поднимаются на вершины, горные туристы проходят перевалы да еще выбирают маршруты посложнее.

От традиционного пешего туризма с гитарой у костра горный отличается отсутствием как костра, так и гитары: походы проходят на большой высоте (выше 2500-3000 метров), леса (и соответственно дров) там нет. (Готовят на газовых горелках). Гитару (а также консервы, картошку и прочие тяжелые вещи) не берут из-за лишнего веса. Как объяснял нам в турклубе суровый лектор: «При подъеме на 1 километр каждые сто граммов веса – то же, что с десятью килограммами подняться на 10 метров. Все вечером пришли на место бивака, поставили лагерь и отдыхают, а вам еще ведро воды на четвертый этаж тащить». Фанаты для облегчения рюкзаков даже высверливают отверстия на рукоятках ложек, ножей и зубных щеток.

Мы, кстати, гитару все-таки взяли, но оставили на базе перед вторым кольцом. Зато до конца таскали с собой заварочный чайничек – руководитель был убежденным противником приготовления чая прямо в котелке.

Подготовка

Еще одно принципиальное отличие от пешего туризма – нельзя весь год лежать на диване, узнать о походе за два дня, взять старые папины спальник и рюкзак и пойти.

Во-первых, чтобы пойти в горы, надо тренироваться: по вечерам на неделе – бег, в выходные -выезды на скалы, а раз в неделю лекции: техника передвижения по различному рельефу, узлы, выбор снаряжения. Группы набираются в начале февраля и поначалу состоят человек из двадцати. Но к лету, после пробежек под снегом и скалолазания под дождем, хорошо если остается половина.

Во-вторых, надо иметь нормальное снаряжение - удобный рюкзак, не стирающие ноги горные ботинки, непромокаемую одежду, страховочную систему, карабины разного размера и формы, солнечные очки и еще тысячу полезных мелочей.

Руководитель

В горах всегда поджидает бездна опасностей. Вас жжет солнце, поливает дождь, под ногами скользит снег, а на голову грозит упасть камень.

У нас главной опасностью был руководитель.

Его зовут Борис Павлович Лещенко, и ему шестьдесят три года. Он невысок, коренаст и производит впечатление умудренного годами старца. Его любимая прибаутка: «А фигура – она и в Африке фигура. Только там немного чернее», - повторялась настолько часто, что к концу похода у нас уже сводило от нее скулы.

Спасработы

Маршрут наш пролегал по Дигории, горной части Северной Осетии. Реальность с ним немного разошлась, но препятствия мы взяли даже с запасом: четыре перевала и вершина.

На пятый день похода мы собирались идти на вершину Ростсельмаш. Название для горы странное, но нам говорили, что оттуда открывается великолепнейший вид. К тому же это восхождение сильно увеличило бы наши шансы на получение официальной категории (примерно то же, что спортивный разряд). Вместо этого руководитель объявил ледовые занятия.

Первую часть этой внеплановой тренировки мы мокли под дождем, расхаживая в кошках вверх и вниз по леднику. А потом большая часть ушла вверх, лазать по отвесным ледовым стенкам, а меньшая – вниз, играть в снежки.

Мы внизу как раз закончили со снежками и начали лепить снеговика, когда услышали пронзительный женский крик и следующий мужской: «Медика!» Марина, наш врач, взлетела на ледник без ледобура.

Обычно на занятиях организуют страховку: крепят веревку, на которой человек повиснет в случае срыва. Но наш руководитель сказал, что пока опасности нет, да и ледобуры (приспособление для крепления веревки на льду, напоминающее сверло большого диаметра с ручкой) закручивать негде. Так что страховки не было.

Москвичка Ольга сорвалась, уже практически выбравшись из трещины – отломился кусок льда, за который держался ледобур. Упала неудачно – кошка зацепилась за стенку трещины и вывернула ногу. «Я не успела даже испугаться, когда сорвалась, – рассказывала потом Ольга. - Встала, а потом посмотрела на свою ногу, выгнутую под абсолютно неестественным углом – и завизжала…» Перелом со скручиванием, полгода реабилитации.

Но этот диагноз мы узнали только через несколько дней, когда Ольгу привезли в больницу. Сначала четыре часа парни несли ее на веревочных носилках с ледника до палаточного лагеря. Потом прибывшие спасатели почти весь день спускали ее до ближайшей автомобильной дороги. Такие вот незабываемые впечатления.

Транспорт

От грустного до смешного и в горах – один шаг. Нас, пятерых, отставших при спасработах туристов, предложили подвезти осетины.

- Вай, мигом домчу! – примерно так рекламировал свою услугу молодой осетин. – Високогорный таксы!

При этом он указывал на свои потрепанные долгой жизнью «Жигули».

Вы когда-нибудь пробовали запихнуть в багажник подобного автомобиля пять очень крупногабаритных рюкзаков? После нескольких тщетных попыток четыре все-таки вошли, причем последний как-то подозрительно трещал, напоминая о скрытом в его недрах фотоаппарате. Пятый, не мудрствуя лукаво, положили на багажник сверху.

И тут пришла наша очередь усаживаться. Водитель собирался ехать с другом, поэтому нам впятером надо было уместиться на заднем сиденье. История повторилась: входило четверо. Под дикий хохот пятый лег сверху: не на крышу, естественно, а нам на колени, выставив ноги в окно. Даже для бесшабашных осетин это было уже чересчур – они предложили кому-нибудь все-таки пересесть вперед. Третьим. Я радостно согласилась.

По ровной, но плохой дороге машина ехала со скоростью черепахи в годах. Но на подъеме водитель резко прибавил газу, будто хотел не въехать, а взлететь на горку.

- Стой! Тише! Мама! – заричали мы, уже представляя, как машина птицей летит с обрыва.

- Все нармально, она иначе ввэрх с таким грузом не паедет... - невозмутимо пояснил нам водитель. -Панимаешь, да?

Полный Айхвец

Названия перевалам дают первопроходцы. Есть перевал Лопе де Вега – видимо, покорители были большие любители литературы эпохи Возрождения. Недалеко от нас располагался перевал Оставшихся Дома сложностью 3«А» (почти максимальной) – видимо, те, кто сюда пошел, позавидовали тем, кто на это приключение не соблазнился. Первый в нашем маршруте перевал назывался Красивый: вид отсюда и правда был шикарный, только вот подниматься пришлось по крайне крутому склону да еще поросшему скользкой травой – мы не шли вверх, а ползли.

Крайним (как многие из тех, чьи занятия связаны с риском, горные туристы не говорят «последним») пройденным нами перевалом должна была быть Айхва. В описании – подъем и спуск по каменной осыпи, не слишком приятно, но и ничего страшного. И все было бы ничего, если бы мы не ошиблись… перевалом.

Взбирались мы на него гуськом, буквально придерживая камни руками – они непрерывно ехали вниз, почти не давая двигаться. Обычное для осыпи предупреждение «камень живой» (то есть движется) потеряло смысл: «неживых» там просто не было. Один раз из-под ног у Марины вальяжно покатилась огромная глыба – если бы кто-то стоял внизу, ему бы не поздоровилось.

Но только увидев предстоящий спуск – серию узких уступов, переходящих в мелкую сыпуху, – мы заподозрили, что зашли не туда. Уверенность появилась, когда мы посмотрели на перевал снизу – на виденные прежде снимки он был похож разве что наличием склона.

- Да это не Айхва, - мрачно выдохнул кто-то, скатившись с осыпи. – Это Полный Айхвец.

Уже потом выяснилось, что описание этого перевала отсутствует в каталоге – видимо, других умников лезть сюда не нашлось. Вот бы нам засчитали первопрохождение – название-то уже есть!

Крайний день

В крайний день маршрута мы не разбили лагерь и занимались абсолютным ничегонеделанием. Получалось прекрасно. Рядом с нами местные удили форель. У них тоже выходило неплохо. Но, видимо, наше времяпрепровождение понравилось осетинам больше, потому что вскоре они пришли в гости – с местным пивом, местной водкой, местным тархуном, местными и овощами и местным же хлебом. Мы предложили им московский сыр и московское печенье, и межнациональный контакт был установлен.

Осетины рассказывали бесконечные истории из гордого аланского прошлого, играли с нами в карты (кто проиграл – берет большой камень и таскает кругами по поляне) и интересовались, как присоединиться к нашему турклубу. Никто из них, как ни странно, высоко в горах не бывал.

Напоследок ребята подарили нам свой улов и пожелали хорошо добраться домой. Очень гостеприимный народ…

Хачаны
Перед отъездом из Владикавказа в Москву мы пошли знакомиться с местной кулинарией. Как объяснили бывалые, лучше всего искать забегаловку на рынке – будет дешево и очень вкусно. Визитная карточка местной кухни – хачаны. Хачан – это осетинский пирог. Бывают с сыром, свекольной ботвой (самые вкусные!) и мясом.
Нас подвело одно – мы не рассчитали своих сил. Из-за стола поднимались, прекрасно понимая объевшегося Винни-Пуха.

Словарик горного туриста
Антидождь – непромокаемая накидка на рюкзак.
Железо - под этим расплывчатым определением скрывается разнообразное металлическое (не железное, разумеется, – тяжело и ржавеет) снаряжение. То есть карабины, «восьмерка» - устройство для спуска, закладки (для крепления страховки на скалах), ледобуры (для крепления той же страховки на льду).
Зелёнка – местность на высоте, где еще растут деревья.
Кольцо – часть маршрута, начинающаяся и заканчивающаяся в одной точке. Обычно поход состоит из двух колец, и продукты для второго оставляют на базе, что сильно уменьшает вес рюкзаков.
Кошки - металлические приспособления для передвижения по льду и слежавшемуся снегу, крепятся на ботинки. Представляют собой 10-12 зубьев, втыкающихся в поверхность и не дающих сколь-зить.
Перевал – наиболее логичное для маршрута место перехода через хребет. Далеко не всегда самое низкое или простое место в гребне.
Сыпуха – каменная осыпь.

Цивилизация – любое селение, где можно помыться не в речке.

Полина ТЕПЛЯКОВА

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж