Игротека 64+

Военная тайна гроссмейстера Файна

00:00, 21 октября 2011г, Спорт 2227


Игротека 64+ Фото №1

Ведущий «Игротеки» эксклюзивно получил ценные архивные материалы, пролежавшие 66 лет в спецхране Центра военно-морских исследований близ Вашингтона.

Не так давно мировое шахматное сообщество достойно отметило 100-летие со дня рождения Михаила Ботвинника, первого советского шахматиста, ставшего чемпионом мира по итогам матч-турнира в 1948 году. Известно, что Михаил Моисеевич еще в предвоенном 1938-м договорился с тогдашним королем шахмат Александром Алехиным (проживавшим с 20-х годов во Франции) о матче за мировую корону. Между тем в том же 1938-м Ботвинник был только третьим на крупнейшем турнире в Голландии (известен как АВРО-турнир), а 1-2 места там поделили эстонский гроссмейстер Пауль Керес и американский Ройбен Файн. И вот эти двое и имели тогда больше прав на матч с Алехиным ...

Но вскоре заполыхала Вторая мировая, и уже было не до выяснения, кто в шахматном мире сильнейший...

Как известно, и Франция (точнее, ее часть), и Эстония были захвачены гитлеровцами, вследствие чего и Алехин, и Керес были вынуждены играть в турнирах на оккупированных немцами территориях... Что касается Файна, то он в военные годы служил в засекреченной группе из гражданских ученых при Военно-морском министерстве США. В какой конкретно, сам гроссмейстер в своих мемуарах не уточнил, о том, чем он занимался в этой группе, с его слов было известно немногое: сначала - консультировал флотских, как лучше противостоять вражеским подводным лодкам, затем (когда субмарины - «волчьи стаи» адмирала Деница были в основной своей массе уничтожены в акватории Атлантики) разрабатывал тактику противодействия военно-морских сил США атакам японских летчиков-камикадзе. Вот, собственно, и все, что рассказывал Файн (умерший в 1993-м) про свою службу в таинственной группе гражданских лиц, видимо, скованный подпиской о неразглашении «военной тайны».

Вознамерившись ее раскрыть, я посредством Интернета после долгих безрезультатных обращений к ряду военных историков США вышел на старейшего из них - 85-летнего профессора университета в штате Мэриленд Сола Гасса. И - о чудо! - он пообещал сделать запрос в Центр военно-морских исследований в Александрии (это пригород Вашингтона). Замечу, что Гасс - это еще и автор работ в области линейного программирования (две его книги по этой тематике издавались и в Советском Союзе), лауреат престижнейших научных премий... И мог ли центр в Александрии проигнорировать запрос такого ученого с мировым именем?! Короче, уже очень скоро я получил от Гасса материалы, пролежавшие в спецхране Александрийского исследовательского центра долгих 66 лет! Материалы, которые до меня еще никто не изучал и которые содержали ряд отчетов Файна как аналитика ASWORG-группы исследований в области противолодочной обороны, к концу войны называвшейся ORG-группой по исследованию операций (ясно, что не хирургических, а военных). Вот, оказывается, в каком подразделении служил выдающийся шахматист Файн! Об этой группе, вообще-то, существует немало литературы (в том числе и в русском переводе), из которой следует, что ASWORG (ORG) в войну возглавлял профессор Филипп Морз (один из самых разносторонних американских ученых из Массачусетского технологического университета), а его заместителем был профессор Джордж Кимбелл из Колумбийского университета. Кимбелл как раз и визировал присланные мне из Александрии (при посредничестве профессора Гасса) аналитические отчеты Файна. В одном из них гроссмейстер тщательно исследовал тактику атак японских летчиков-смертников. На основании его исследований и «меморандумов» по этой же проблематике коллег гроссмейстера по группе ASWORG (ORG) были даны четкие рекомендации флотским, как действовать кораблям ВМС США, атакованным в морских сражениях самолетами камикадзе. В частности, аналитики-ученые предупреждали, чтобы «все суда стремились подставить борт круто пикирующим самолетам и отворачивали бы борт от полого пикирующего».

«Важность этих рекомендаций, - отмечали впоследствии Морз и Кимбелл в своей книге «Методы исследования операций» (на русском издана в 1956-м), -иллюстрируется тем фактом, что в среднем из применявших эту тактику судов оказывались пораженными 29% (от числа атакованных), в то время как самолетами камикадзе поражались 47% судов, применявших другую тактику». То есть благодаря рекомендациям Файна со товарищи были спасены жизни сотен американских моряков и остались в строю десятки кораблей ВМФ США!

На основе эксклюзивно полученных мной материалов из спецхрана в Александрии я опубликовал серию очерков на ведущем российском сайте chesspro.ru. И вот через какое-то время получаю письмо по электронке от профессора Гасса: оказывается, эти мои очерки на сайте прочел гроссмейстер Энди Солтис, многолетний редактор шахматного отдела в газете «Нью-Йорк пост», и он хотел бы получить от Гасса эти самые архивные материалы о Файне, если российский журналист (ваш покорный слуга) не будет против. Естественно, я дал добро. И связался по «компу» с самим Солтисом, чтобы, во-первых, выяснить кое-какие факты из биографии героя моего документального виртуального повествования (еще не завершенного).

А во-вторых, сейчас прорабатывается вопрос о том, как бы алтайским шахматистам сразиться в режиме онлайн посредством Интернета с шахматистами нью-йоркскими при содействии ведущего шахматной рубрики в «Нью-Йорк пост». Подробности -в ближайших выпусках «Игротеки»...

*   *   *

 

На сей раз не повезло...

Если первый свой турнир на Алтае молодой красноярец Петр Киряков провел блестяще - в 1994-м выиграл полуфинал России, проходивший в Барнауле, то 17 лет спустя на барнаульском Гран-при ему не удалось поучаствовать в борьбе за высшие призовые места. Экс-чемпион Сибири, гроссмейстер, он в итоге занял только 13 место, набрав 7,5 очка... Кстати, такой же результат показал и барнаулец Алексей Бочкарев, официально всего лишь кандидат в мастера...

А теперь давайте полюбуемся одним остроумным этюдом, сочиненным гроссмейстером из Красноярска, который, надо полагать, еще блеснет в шахматных турнирах на алтайской земле...

В этой позиции белым надо убегать на ничью.

Подсказываем вступление - 1. Кс5 Фf2 2. Лс3 Фс2+ 3. Л:с2 bс+ 4. Кра2 Кр:с1

Как спастись белым? Их выручит изящная комбинация, вот ее-то вам, друзья, и надо найти...

*   *   *

Триумф и... позор

В начале 2000-х годов чешско-американский гражданин мастер международного класса Васик Райлих (родился в США в 1971-м от чешских родителей) с небольшой группой помощников стал разрабатывать шахматную компьютерную программу, вышедшую в 2005-м на арену под забавным названием «Рыбка» (на чешском это слово означает то же, что и на русском). Сила ее оказалась немереной! «Рыбка» выиграла множество компьютерно-шахматных международных турниров, в том числе четыре кряду чемпионата мира среди шахматных программ!

Но триумф детища чешско-американского мастера и программиста оказался скоротечным. В феврале 2011-го «Рыбка» просадила матч из 40 партий новой программе - «Гудини» (Houdini) со счетом 16,5:23,5. Кстати, разработчика новой компьютерной звезды из Бельгии звать Робер Удар (ударение на втором слоге). А вскоре после этого Васик Райлих получил - и уже не от бельгийца Удара - второй удар, еще более сокрушительный, фактически нокаутирующий! Группа программистов обвинила создателя «Рыбки» в том, что его детище - плагиат, что он заимствовал код двух других программ - Crofity и Fruity.

Спустя какое-то время Международная ассоциация компьютерных игр (ICGA) постановила лишить Васика всех титулов и - мало того! - вернуть все денежные призы, завоеванные его «Рыбкой», организаторам соревнований. Кроме того, «Рыбка» пожизненно дисквалифицирована и больше не сможет играть в чемпионатах мира.

А что же ее создатель? А он все обвинения в свой адрес отрицает, но, по заявлению ICGA, никаких доказательств своей невиновности не приводит.

А № 1 среди шахматных роботов теперь стала та самая «Гудини», с поражения от которой и начался позор «Рыбки»... Впрочем, может, Васик еще найдет аргументы в свою защиту?

Фоторепортаж