Возвращение к мечте

00:00, 22 ноября 2011г, Общество 1531


Возвращение к мечте Фото №1

Разменяв седьмой десяток лет, кытмановский художник Виктор Мартынкин с головой окунулся в творчество. Кроме работы над привычными пейзажами, портретами, натюрмортами он постигает тайны иконописи.

Для Виктора Мартынкина время – категория особой ценности. Всю жизнь он отдавал себя работе, более тридцати лет занимая руководящие должности. Вот уже три года Виктор Васильевич на заслуженном отдыхе. И только теперь у него появилась возможность писать картины не урывками, а так, как он об этом мечтал.

Утром проснулся – и в мастерскую. Перекусил – и снова к мольберту... На чердаке под крышей своего небольшого дома, в котором художник живет вместе с супругой Ольгой Андреевной, он оборудовал себе удобное помещение для творчества.

Из педагогов – в начальники

Виктор Мартынкин – художник-самоучка. Он даже не имел возможности посещать художественную школу, потому что в Кытманово ее не было. Основы живописи изучал по книгам да полотнам великих мастеров – Сурикова, Репина, Рембрандта. Первую картину маслом написал в 7 классе. Это была копия «Иван Царевич на сером волке» Васнецова. Тогда же смастерил свой первый мольберт-треногу.

В пять лет маленький Витя остался без отца. Мама воспитывала их с братом одна. Жили бедно. Но Евдокия Дмитриевна - простая сельская женщина, не склонная к художественному творчеству, - выискивала средства из скромного семейного бюджета и покупала для сына специальную литературу, краски. И все мечтала: Витя станет настоящим художником, окончит институт искусств... Но после школы он отслужил в армии и… поспешил создать собственную семью. С образованием не сложилось, творчество отошло на второй план.

После армии Виктор Мартынкин два года работал в Октябрьской средней школе Кытмановского района учителем рисования. По его инициативе в этом учебном заведении были открыты футбольная секция и кружок изобразительного искусства. Уже тогда в молодом педагоге проявились организаторские способности.

Он поступил в Бийское пед-училище. Но, получив профессию учителя рисования и черчения, вернулся в родное Кытманово и устроился в художественную мастерскую. Оформлял Доски почета, красные уголки, Ленинские комнаты… На этом поприще трудился семнадцать лет (пятнадцать из них – в качестве начальника).

А затем семнадцать лет заведовал отделом по культуре районной администрации. При Мартынкине были созданы два народных коллектива, которые сохранились до сих пор, - театр «Пульс» и вокальная группа «Русская песня», открыто художественное отделение в Кытмановской музыкальной школе.

- Работал как заведённый, - вспоминает Виктор Васильевич. – В должности заведующего отделом по культуре за все годы в отпуске был только два раза. Когда ж мне было картины писать? А ведь я с детства это дело любил...

Лучшее – впереди

Сколько картин написал за свою жизнь художник Виктор Мартынкин? Затрудняется ответить. А работ, к которым люди проявили интерес, около пятидесяти… Это, по мнению автора, мало. Но гордится, что его пейзажи украшают дома Никиты Джигурды, Алексея Смертина, Александра Заволокина. Некоторые полотна Мартынкина есть в Санкт-Петербурге и даже в Бельгии…

В Кытмановской межпоселенческой библиотеке постоянно действует его экспозиция, которая время от времени обновляется. Неоднократно Виктор Васильевич вывозил свои работы и за пределы Кытмановского района – в соседние села. Получал грамоты и дипломы. В последний раз участвовал в краевой художественной выставке, посвященной юбилею Василия Шукшина.

Свои полотна Мартынкин не коллекционирует. Он пишет их для людей. А на вопрос, есть ли у него произведение, с которым ни за что бы не расстался, отвечает: «Они у меня еще впереди».

Он предпочитает работать маслом. Это единственная техника, которая выдерживает испытание временем. Сам живописец называет себя реалистом. Но иногда в пейзажах и натюрмортах в сочетании с классическим рисунком присутствует декоративное начало.

- Более всего мне нравится рисовать людей, потому что я по природе – человеколюб, - признается Виктор Васильевич. - Несмотря на возраст, считаю, что как художник реализовал себя лишь на 13 процентов. Мне еще расти и расти, потому стараюсь ежедневно наверстывать упущенное.

…И музыка внутри

Последнее увлечение – иконопись. Получив в советские времена атеистическое воспитание, он никогда не думал, что будет писать лики святых. Ведь это особое творчество, доступное далеко не каждому художнику.

Три года назад в Кытманово построили новый храм. Возник вопрос: кто будет его расписывать? Мартынкин в то время был даже некрещеным. Но рискнул… Первой написал «Владимирскую Богоматерь».

- Когда только карандашом ее облик повел, внутри меня какая-то музыка зазвучала… Потом были «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный»… Если честно, я не особо религиозен. Но считаю, что Бог должен быть в душе у каждого. Прежде чем начать, я много читал об этом. Проверял себя: смогу ли? Икона – это ведь не просто портрет. Она должна светиться изнутри... Для этого особый настрой души нужен. Нельзя злиться, ругаться, предаваться праздности.

Иконы, которые выходят из-под кисти Мартынкина, написаны по церковным канонам, они способны затронуть тонкие струнки души человеческой. На 61 году жизни бывший атеист крестился, причастился и получил благословение от благочинного Новоалтайского округа отца Михаила. Эта работа поглотила мастера целиком. За полгода он написал 15 икон, восемь из которых - крупнейшие трапециевидные полотна под куполом храма.

«Ты такой счастливый!»

Виктор Мартынкин считает, что его способности передались ему от отца, которого почти не помнит. Но до сих пор перед глазами стоит деревянный конь, которого отец вырезал из обыкновенной березовой чурки. Мордочка, хвост, грива – все как настоящее… А вот дети художественным творчеством не увлекаются, хотя сын Андрей в детстве надежды подавал.

Жена Ольга Андреевна жалеет, что не позволяла ребятишкам, когда они были маленькими, наблюдать, как Виктор Васильевич работает за холстом. Она воспитывала их так: если папа рисует, ему не надо мешать. Ольга Андреевна - верная спутница по жизни, главный критик и первый советчик - всегда поддерживала мужа, поощряла его творчество.

- Когда он работал, бывало, уставал, нервничал. Я ему говорю: «Ты счастливый человек, ты даришь красоту людям! А работа - это суета». И он пойдет к себе в мастерскую, сядет за холст, успокоится.

Сегодня 6-летний внук Денис проявляет большой интерес к мастерской деда. Пока Виктор Васильевич творит за мольбертом, мальчишка крутится рядом, вникает. У него уже есть большой набор цветных карандашей, какими пользуются профессиональные художники. Денис самостоятельно пытается рисовать копии с картинок. В детском саду его хвалят. Может, и будет толк. По крайней мере, дед был бы рад передать свое умение внуку.

Ольга РОДИОНОВА

Фоторепортаж